Сообщество «Советская Атлантида» 01:16 21 марта 2022

"Прощайте, голуби!" - о быстром взрослении советского человека

фильм прекрасен своей наивностью
2

Очаровательный, лёгкий и при том – серьёзный фильм «Прощайте, голуби!» (1960) не так популярен, как другой фильм Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), хотя, в обеих кинокартинах присутствует тема дома и – ухода из дома взрослых детей. Для начала – интересная деталь, касающаяся самого Сегеля.

Он в отрочестве сыграл роль Роберта Гранта в экранизации "Детей капитана Гранта" (1936). Помните, красивый мальчик осваивает матросское ремесло на фоне песни о «весёлом ветре» и о том, что ищущий «всегда найдёт»? Это и есть Яша Сегель, ставший талантливым режиссёром.

Итак, голуби. И – молодёжь. Типичные мальчик и девочка той поры: он простой и открытый, она – озорная и стыдливая. В те годы в моде была юбка-колокол, изящно покачивавшаяся в такт женской походке. На знаменитых картинах Юрия Пименова "Бегом через улицу" и "Первые модницы нового квартала" девушки одеты в платья с колоколообразной юбкой.

двойной клик - редактировать изображение

Гуру шестидесятников Василий Аксёнов, очерчивая свою героиню, писал: «Эта девочка вдруг в юбке колоколом и туфельки-гвоздики». (Кстати, его повесть - тоже об ускоренном взрослении). Фасон колокольчик в фильме обыгран столь изысканно и любовно, что "Прощайте, голуби!" можно смотреть, как эстетическое зрелище.

Но я хотела бы сегодня поговорить не о юбке (о ней я уже рассказывала в связи с ретро-комедией "Покровские ворота" (1982)), но о символе взросления – о расставании с голубями. Гена Сахненко учится и работает, но вся его страсть – птицы, которыми он повелевает. Настигает первая любовь. Таня Булатова – дивная «принцесса» из обеспеченной семьи, но не мажорка.

Им по 17 лет, но уже – на трудовой вахте. Советский человек взрослел очень рано. У него было полноценное, долгое детство, переходящее в отрочество, потом – кратчайший миг юности, за которым следовала бесконечная зрелость, иной раз кончавшаяся в момент выхода на пенсию. Лет в 65-70.

Отсюда тема вечной ностальгии по той секундочке, в которую уместилась весна-любовь-мечта. Почему это происходило? Индустриальное общество благоволило к ранней социализации, а масштабные проекты – Целина, Братск, возведение кварталов а-ля Черёмушки - требовали полного отказа от привычного быта.

В финале Генка дарит голубей своему юному другу. Напомню, что голуби стоили очень дорого, а жулики их воровали. А Сахненко - дарит. Впереди – дорога. Переезд в незнакомое и – необжитое место романтизировался и даже эстетизировался. Вершиной можно считать пименовскую "Свадьбу на завтрашней улице", где все участники – новосёлы.

В фильме нам показывают растущие новостройки и солнечные окраины, а ещё газовые плиты и колонки в «хрущёвках». Генка и его наставник Максим Петрович устанавливают и чинят газовое оборудование. На фоне резко взрослеющих положительных героев выделяется великовозрастный балбес Васька (гениальный Савелий Крамаров!)

Главгерои – вкалывают и мечтают о будущем, а он – пытается выгодно продать свою железную рухлядь. Васька и особенно его корявый мотоцикл - ещё и для снижения пафоса, романтики, ...полёта, что дан не всем. Этого паренька авторы осуждают, но не сильно – так, на уровне лёгкой усмешки.

Также в этой ленте можно увидеть Киев. Собственно, Генка работает в организации "Киев-газ". Перед нами – старые и новые стены, а ещё – тёплое сосуществование русских и украинцев. Гена Сахненко – малоросс, Таня Булатова – русская. И город – русскоязычный. Советский, имперский.

У фильма появился глубинный смысл – утраченная реальность, в которой…, впрочем, я не буду продолжать эту больную украинскую тему... "Прощайте, голуби!" прекрасны своей наивностью – особенно хороша сцена в Музее Будущего. Поколение моих родителей жило этими идеями, но мы всё …уронили.

Cообщество
«Советская Атлантида»
76
Cообщество
«Советская Атлантида»
38
Cообщество
«Советская Атлантида»
8
Комментарии Написать свой комментарий
21 марта 2022 в 13:22

"...но мы всё …уронили"

Раннехристианский нарратив предлагает немного другой образ: "Мой сын, береги себя от зла и духа зла, не позволяй ему, чтобы он сбросил тебя в бездну. Ибо он безумный и жестокий. Он ужасен и бросает всякого в яму грязи".
Яма грязи - это "мир сей", то есть "тьма внешняя" по отношению к "первому свету" утренней звезде, - Миру Социализма"...

21 марта 2022 в 18:13

Конечно. Советский Киев, Ялта,Одесса, Харьков и т.д. были пропитаны здоровой , высокой энергией самосовершенствования человека, утренней чистотой пространства духовного роста. Об этом и снимали фильмы. Пока не пришли либеры. Ну-ка, пусть кто снимет такой шедевр сейчас. Социалистическая сказка - урок, да добрым молодцам урок. Это было высокое гуманистическое искусство, не требующее пугающей и мрачной религиозной основы. какой там мог быть национализм, а тем более нацизм? Покак не пришли либеры, с уродливым сознанием, и не купили всё, что можно. И стали лепить свои пластилиновые ценности и истории и на них воспитывать поколение Полный Пи.Щас медсестра не котируется как человеческая индивидуальность, с окладом-то в 15 тыс. руб. Да и слесарь газовщик кому интересен? Это если бы она была главой фармацевтической компании, а он сопредседатель Газпрома, вот такой роман был интересен разному руководству кино и ТВ. А голуби? Дык и тут моно было бы провернуть, модернизировать, деконструировать. Там же всё уже готова , в этой чудеснейшей песне. И ясно, о каком "спутнике" речь идёт. Уроды, блин.

Hаступай, наше завтpа, скоpей!
Распахни небосвод!
Мы гоняли вчеpа голубей,
Завтpа "Спутника" пустим в полет!
Пусть летят они, летят
И нигде не встpечают пpегpад!

1.0x