…словно математически подходил к исследованью слова в историческо-художественном его аспекте, будто рогатая алгебра выступала помощницей, и, выпуская третью монографию – «Русский героический эпос» в 1958 году, В. Пропп, проанализировав тексты всех доступных былин, нашёл связь развития эпоса с ветвлением-развитием истории вообще.
Многие загадки были разгаданы им.
Былинных героев специфика и сказочная поэтика, особость оной, описываются им колоритно, художественно смачно.
Аграрный характер праздников славянства – то, на что особенно указывал Пропп, погружаясь в бездны исследования, базисом оного используя «Золотую ветвь» Фрэзера.
Пропп пишет отдельную работу, посвящённую русским аграрным праздникам, и, изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собою, находит одинаковые элементы многих: порою по-разному оформленные.
Мощь его филологической мысли!
…позволившая стать основателем сравнительно-типологического метода в фольклористике.
Из семьи поволжских немцев происходил – Владимир Пропп, сперва изучавший германскую, а позже, с третьего курса, и русскую филологию: Петроградский университет давал отменную базу.
Пропп участвовал в Первой мировой: сдав экзамены по физиологии, анатомии и хирургии – работал санитаром в лазарете, был и братом милосердия.
Он преподавал после войны.
Преподавал, вёл параллельно научную работу в Ленинградском университете; зрела постепенно, структурировалась по мере накопления материала «Морфология сказки», одна из самых известных работ…
Переменные и постоянные элементы интересовали Проппа больше всего; к постоянным относились вариации действий, совершаемых героями ради движения сюжета; переменным же выступал сам стиль повествования, но и – мера мотивировки персонажей, альфа атрибутики оных.
Всё разбиралось детально – Пропп выделил, например, повторяющиеся постоянные функции действующего лица; и заложил основы структурно-типологического изучения нарратива.
Он выступал с докладами по фольклористике.
«Исторические корни волшебной сказки» - так называлась докторская диссертация учёного.
Он исследовал мифологию первобытных народов, племенные обряды инициации…
Волшебство сказок рассматривалось со всех ракурсов, Пропп изучал и мистические элементы.
Он узнал опалу, непечатание, отвержение…
Потом, однако, статус его восстановился, он обратился к аграрно-мифологическому варианту исследований.
Райские сады сказок: суммы намёков и метафоры бесконечны, и таинственные травы смысла полыхают символическими огнями, пересекаясь, порой перепутываясь.
В. Пропп был новатором фольклористики, и сделанное им – словно вырастая из волшебно-сказочного свода, играет столькими оттенками мысли, что завораживает – величием исследователя.