Титан и защитник людей от «богов»-узурпаторов, даровал огонь, присвоенный Зевсом. Поэтому, его можно и нужно сопоставить с индоарийским Агни (Огонь), Вайшванарой, «Всечеловеком» – Царём Мира, сверхличностным Принципом, бытийным Полюсом нашей реальности. Онтологический статус Прометея очень и очень высок, хотя в эллинской традиции, подвергшейся мощной инверсии, его всячески пытаются принизить, поставить ниже Зевса. Тем не менее, огненосный противник верховного (одного из многих) бога явно носит черты Единого Бога-Творца. По утверждению Гесиода и Проперция, именно Прометей создал людей, вылепив их из глины, причем смотрящими на небо, подобно богами.
Можно также сказать, что мученичество Прометея, прикованного к горе, как бы «прообразует» мученичество Христа, распятого на кресте. А. Ф. Лосев обратил внимание, что восстание Прометея против Зевса и олимпийцев намного более «тоньше» и «метафизичнее», чем выступление титанов: «Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей». Ещё один интересный момент – сын Прометея Девкалион спасся от потопа, устроенного Зевсом, но ковчег спасения делал по указанию своего отца.
В образе Прометея мы видим Царя Мира, который символически выражает Абсолют, Творца (а земные Цари, принадлежащие к сакральному Роду, «выражают» их обоих.) Он выступает как некая концентрация человеческого. Согласно Эсхиллу, Прометей научил людей строить жильё, обрабатывать землю добывать металлы, плавать на кораблях, пользоваться письмом и наблюдать за звездами. Любопытно, что у Прометея («мыслящий прежде») есть свой антипод - брат Эпитемий – «думающий позже». Последний отдал все способности животным, обделив людей. В этом можно увидеть указание на черномагическую попытку максимально раскочегарить звериное начало в человеке. И тут, конечно, снова «сюжет» о противостоянии двух братьев (Каин-Авель, Йима-Спитьюра и т. д. – «Революция пробужденных», главка 4)
Геодор Гераклейский назвал Прометея «царем скифов» - и это потрясающий символизм. Скифия – гораздо древнее скифов геродотовского периода. Она возникла примерно в 5 тыс. до н. э. (времена Среднестоговской культуры) в качестве зоны «Сатэм». Это восточная ветвь индоевропейцев, тогда как «Кентум» - западная ветвь. Хотя правильнее сказать, что тогда произошло обособление восточных и западных индоевропейцев. Первые, собственно говоря, и являются ариями, это предки славян, иранцев и индийцев. Вторые – предки греков, римлян, кельтов и германцев. Они испытали мощнейшее воздействие остатков погибшей Атлантиды – черномагической цивилизации, извратившей Традицию изначальной, полярной, нордической Гипербореи (арии, напротив, эту Традицию сохранили и переняли). В результате, в течении многих веков, и возникла упадническая (Запад сторона, куда закатывается, падает Солнце) западная цивилизация, образовалась торгашеская Европа. Глобализм, прогрессизм, либерализм и проч. – всё это оттуда.
В то же самое время «Сатэм» сохранила дух изначального «индоевропейства» («арийства»), которое было реинкарнаций изначальной Гипербореи. (К слову, Н. Фёдоров сближал отца Прометея – Япета, с библейским Яфетом – прародителем «индоевропейцев»). На базе «Сатэм» возникли- великие «протоскифские» культуры (Ямная, Катакомбная, Срубная), славянская Скифская держава («Империя Солнца» ; «Великая Скифия»), Русь, Россия. Прометей может считаться царем-покровителем этой многотысячелетней Скифии.
А. Ф. Лосев считал, что «с Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей». При этом, бог-кузнец весьма сильно выделяется на фоне античной традиции. Также выделяется и солнечный Аполлон Гиперборейский. Получается, весьма интересное совпадение. В славянской Традиции божественный Кузнец, Сварог – один из ликов Единого Бога. Он образует один из Триглавов вместе с двумя сыновьями Солнцем-Царём Даждьбогом и Царём-Огнём (подробнее в ст. «Тайны русской троицы», там же и о Царе Мира).
Еще одно совпадение. Образ Прометея тесно связан с образом кентавра Хирона – сына Кроноса (Сатурна), Царя гиперборейского Золотого Века. Умирающий Хирон просит Зевса избавить его от мучений и поскорее впустить в Аид. В обмен он предлагает своё бессмертие, которое желает даровать именно Прометею. Слово «кентавр» имеет особый, мистический смысл. Оно означает «убивающий быка» (ken — «я убил», tauros – «бык»). Сам бык, как рогатое (полумесяц) существо символизирует лунное начало. Быков часто приносили в жертву, в частности такую же жертву приносили «единому богу, творцу молний» славяне (об этом сообщает византийский автор Прокопий Кесарийский). Возможно, что здесь имел место некий ритуал, символизирующий преобразование лунного начала в начало грозовое. Через жертвоприношение быка лунное, хтоническое, начало преображалось и поднималось на новый уровень. Возможно кентавров и назвали кентаврами по имени тех, кто хотел убить в себе быка, минотавра. Так вот, в эллинской традиции Прометей – первый, кто убил быка. При этом, надо обратить внимание на образ Зевса, в котором инверсия эллинской традиции проявляется сильнее всего: «Для Крита очень важен образ Быка, который там был весьма распространен. Но ведь образ Быка принимает и сам Зевс – во время похищения Европы. А чудовищный Минотавр (человек с головой Быка) рождается от связи царевны Пасифаи с быком, которого, по одной из версий, подослал к ней не Посейдон, но именно Зевс (А. Ф. Лосев писал о том, что Минотавр – ипостась Зевса Критского). И тут, кстати, весьма уместно вспомнить о зверочеловеческой теме, связанной с образом Быка. В данном плане весьма двусмысленно выглядит фигура царя Миноса, который поощряет жертвоприношение Минотавру и, тем самым, как бы взращивает чудовищные, проинфернальные силы. Подобным же образом и Зевс порождает чудовищ-сторуких, которых натравливает на титанов. Происходит искажение и раздвоение Царского, «ветхая» сторона которого используется силами субверсии. Сам Минос родился от совокупления Зевса и Европы, украденной им как раз в образе Быка. Похищение Европы символизирует судьбу западной части «индоевропейства» - «зоны Кентум», попавшей под влияние атлантической традиции и склонившейся к многобожеству. Зевс является к Европе в образе Быка».
В заключение, одна любопытная деталь. К Прометею было очень плохое отношение у римлян. Что ж, не удивительно, Рим – это образование совершено монструозное.