Российское общество усиленно накачивают негативной информацией. Причем не только снаружи, где голодно щелкают зубами разномастные "товарищи волки" из стаи "коллективного Запада", но и изнутри. Современная Россия, оказывается, не только вымирает, но и беднеет одновременно. Не главные банкиры-олигархи, конечно, но в целом, как страна.
Например, Центробанк России сообщил, что национальный счет текущих операций во II квартале 2017 года "ушёл в минус" — впервые с 1998 года, то есть почти за 19 лет. Тогда, напомним, "внезапно" случился крах "пирамиды" ГКО с дефолтом и почти трехкратным падением курса национальной денежной единицы к доллару США. При этом Роскомстат, опираясь на данные того же ЦБ, рапортует, что сальдо внешнеторгового баланса в январе–июне было не просто положительным, составив 59,1 млрд. долл., но и почти на треть большим, чем за аналогичный период прошлого года, когда оно было на уровне 44,7 млрд. долл.
Данные за апрель–июнь тоже показывают внешнеторговый профицит в 18,139 млрд долл. Значит, если дефицит показан на уровне 3 млрд. долл., вывоз капитала за рубеж (юридическими и физическими лицами) по другим статьям текущего счета составил более 21 млрд. долл. Конечно, сказались и крупные выплаты российских корпораций по внешним кредитам, и усилившиеся туристические потоки наших сограждан за рубеж. Но, похоже, не это главное.
Главное — правительство Медведева уже "запланировало" к концу текущего года девальвацию национальной валюты до 68-70 рублей за доллар, то есть примерно на 15% за полгода, и об этом уже заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
При этом ключевая ставка Центробанка РФ была снижена за II квартал 2017 года с 10%: до 9%, а учётная ставка Федрезерва США — наоборот, повышена с 0,6-0,75% до 1-1,25%. Нетрудно быть семи пядей во лбу, чтобы удостовериться в том, что даже 1% в долларах на ближайшие полгода будет больше, чем 9% в рублях. Вот и побежали все капиталы из России в Америку. Тем более, что, судя по опыту прошлых лет, намеченная правительством девальвация вряд ли окажется равномерной и плавной, а будет идти "скачками", в ходе которых вполне вероятны провалы до 80 "деревянных" за один "вечнозеленый" или даже выше. Это будет та самая "мутная вода", где обычно и ловят свою золотую рыбку крупные финансовые спекулянты, в том числе транснациональные, и они уже сейчас "зашортили" свои рублевые позиции, то есть готовы скупать валюту за рубли.
Но к этому "празднику жизни", кажется, будут допущены, согласно афоризму Виталия Кличко, "не только лишь все — мало кто сможет это сделать". Что подтверждается "сенсационным" демаршем сразу восьми российских банков, входящих в топ-30: Сбербанка, ВТБ, ВТБ 24, Альфа-банка, Газпромбанка, Россельхозбанка, Бинбанка и ФК "Открытие", которые заявили о своём выходе из Ассоциации российских банков (АРБ) и создании собственного "картеля" под эгидой ЦБ России (ожидается, что эту структуру возглавит Георгий Лунтовский, который с 2005 года был зампредом Центробанка — сначала у Сергея Игнатьева, а затем у Эльвиры Набиуллиной).
Напомню, что ЦБ активно продолжает "санацию банковского сектора", в течение четырех лет лишив своих лицензий за различные нарушения почти половину российских банков. Правомерность таких действий никто никогда всерьёз под сомнение не ставил, удивляло разве что принципиальное отсутствие судебных разбирательств с акционерами и топ-менеджментом (немногие исключения здесь только подтверждают общее правило). Но вот сейчас, когда "под раздачу" попал банк "Югра", также входящий в топ-30 российских банков, за него вступилась — кажется, впервые! — Генеральная прокуратура РФ. И не исключено, что коллизии подобного рода теперь будут всё чаще возникать и на федеральном, и на региональном уровнях, имея не только финансово-экономические, но и социально-политические последствия. Всё это — в преддверии президентских выборов 2018 года, между прочим.
Можно с высокой долей уверенности предположить, что подобные — и весьма рискованные — действия ЦБ были согласованы с Кремлем. А значит, риск в данном случае по каким-то причинам оправдан. Но по каким именно?
Прежде всего, это может касаться вероятных источников "альтернативного" финансирования антипутинской оппозиции через посредство коммерческих банков. Сигнал им послан достаточно внятный и весомый. Кроме того, "проседание" обменного курса рубля будет сопровождаться ростом цен и падением уровня реальных доходов населения, но "с электоральной" точки зрения, оно некритично и вполне может быть компенсировано в конце 2017–начале 2018 года — так, чтобы избиратели пережили смену падения последующим взлётом. Наконец, объём депозитов физических лиц в российской банковской системе достиг отметки в 24,2 трлн. рублей, это почти 150% расходной части федерального бюджета 2016 года. В условиях тотальной войны "коллективного Запада" против России — пусть даже "гибридной" и не объявленной официально — подобного рода действия, наверное, можно рассматривать как своеобразные аналоги "сталинских займов" времен Великой Отечественной.