Авторский блог Редакция «Завтра» 00:00 27 февраля 2013

Проханов: миф XXI века

Гла­вред га­зе­ты "За­в­т­ра" Алек­сандр Про­ха­нов в ка­нун сво­е­го юби­лея по­ки­нул Моск­ву, "за­рыл­ся в сне­га", ка­нул в глу­би­ну Рос­сии — ту­да, где не­зыб­ле­мой сте­ной сто­ят ве­ко­вые хвой­ные ле­са и ле­жат пла­с­та­ми ве­ли­чай­шие не­тро­ну­тые сне­га. Он уе­хал по­даль­ше от сто­лич­но­го шу­ма, от тор­жеств и сла­во­сло­вий. Пе­ред отъ­ез­дом по­про­сил кол­лек­тив "За­в­т­ра" ве­с­ти се­бя сдер­жан­но, не да­вать во­лю "юби­лей­ной панике". А за­кон­ным по­дар­ком к сво­е­му 75-ле­тию про­сил счи­тать пуб­ли­ка­цию в га­зе­те фраг­мен­та сво­е­го но­во­го ро­ма­на. Но, пусть же про­стит на­ше сво­е­во­лие Глав­ный ре­дак­тор, нам труд­но удер­жать се­бя в ого­во­рен­ных рам­ках.

Гла­вред га­зе­ты "За­в­т­ра" Алек­сандр Про­ха­нов в ка­нун сво­е­го юби­лея по­ки­нул Моск­ву, "за­рыл­ся в сне­га", ка­нул в глу­би­ну Рос­сии — ту­да, где не­зыб­ле­мой сте­ной сто­ят ве­ко­вые хвой­ные ле­са и ле­жат пла­с­та­ми ве­ли­чай­шие не­тро­ну­тые сне­га. Он уе­хал по­даль­ше от сто­лич­но­го шу­ма, от тор­жеств и сла­во­сло­вий. Пе­ред отъ­ез­дом по­про­сил кол­лек­тив "За­в­т­ра" ве­с­ти се­бя сдер­жан­но, не да­вать во­лю "юби­лей­ной панике". А за­кон­ным по­дар­ком к сво­е­му 75-ле­тию про­сил счи­тать пуб­ли­ка­цию в га­зе­те фраг­мен­та сво­е­го но­во­го ро­ма­на. Но, пусть же про­стит на­ше сво­е­во­лие Глав­ный ре­дак­тор, нам труд­но удер­жать се­бя в ого­во­рен­ных рам­ках.

Тем бо­лее, что по­ми­мо по­же­ла­ний сил, здо­ро­вья, твор­че­с­ких ус­пе­хов и дру­гих ис­крен­них зна­ков по­чте­ния, люб­ви и бла­го­дар­но­с­ти, хо­чет­ся ска­зать и о не­ко­то­рых сущ­но­ст­ных мо­мен­тах бы­тия Про­ха­но­ва имен­но как ре­дак­то­ра га­зе­ты, как мыс­ли­те­ля и об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля.

Про­ха­нов — ми­фо­тво­рец в вы­со­ком, жи­во­тво­ря­щем зна­че­нии это­го сло­ва. Ведь миф — это не ложь, не вы­дум­ка, не про­па­ган­дист­ский шаб­лон, но, на­про­тив — усу­губ­лен­ная, спрес­со­ван­ная сверх­ре­аль­ность, о чем пи­сал в сво­их трак­та­тах рус­ский фи­ло­соф Алек­сей Ло­сев.

Три ми­фо­ло­ге­мы, три фор­му­лы, три на­прав­ле­ния от­крыл, обо­зна­чил и по­сле­до­ва­тель­но раз­ви­ва­ет на стра­ни­цах "За­в­т­ра" Алек­сандр Про­ха­нов.
Пер­вое на­прав­ле­ние свя­зан­о со сло­вом "Им­пе­рия". Имен­но га­зе­та "За­в­т­ра" во гла­ве с Про­ха­но­вым вер­ну­ла это сло­во в иде­о­ло­ги­че­с­кий и по­ли­ти­че­с­кий кон­текст со­вре­мен­но­с­ти. Сло­во "им­пер­ский" вер­ну­лось в Рос­сию с по­ло­жи­тель­ны­ми кон­но­та­ци­я­ми, и те­перь ас­со­ци­и­ру­ет­ся со сло­ва­ми: "ин­те­г­раль­ный", "об­щий", "брат­ский", "дер­жа­ва", "уни­вер­сум", "ой­ку­ме­на"…

Бо­лее то­го, Про­ха­нов сфор­му­ли­ро­вал уто­пи­че­с­кую кон­цеп­цию Пя­той им­пе­рии, ко­то­рая по­ро­ди­ла в об­ще­ст­вен­ном со­зна­нии це­лый пласт им­пер­ских пред­став­ле­ний, а ее ак­ту­аль­ной про­ек­ци­ей ста­ла идея со­зда­ния Ве­ли­ко­го Ев­ра­зий­ско­го со­ю­за.

Ко­с­ми­че­с­кий, ро­ман­ти­че­с­кий миф об им­пе­рии про­ти­во­сто­ит мел­ко­трав­ча­то­му при­зем­лен­но­му на­ци­о­на­лиз­му лю­бых ма­с­тей. Он опи­ра­ет­ся на уни­вер­саль­ность рус­ско­го со­зна­ния, на на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер. Ибо рус­ских не уда­лось и не удаст­ся под­ве­с­ти к мел­ко­му ис­то­ри­че­с­ко­му су­тяж­ни­че­ст­ву, к по­ве­де­нию на­ро­дов, стре­мя­щих­ся ур­вать для се­бя ку­сок по­жир­нее. Им­пе­рия не при­ем­лет по­ш­ло­с­ти, про­вин­ци­аль­но­с­ти и од­но­мер­но­с­ти. Это все­гда хор, по­ли­фо­ния, ве­ли­чай­шая мо­за­и­ка, уме­ло сло­жен­ная из на­ро­дов и тер­ри­то­рий. Им­пе­рия хра­нит, вби­ра­ет и пре­об­ра­зу­ет всю цве­ту­щую слож­ность кон­ти­нен­та. Ден­но и нощ­но сра­жа­ет­ся на два фрон­та. Бит­ва идет с хи­ме­рой ин­фер­наль­но­го гло­ба­лиз­ма, по­рож­де­ни­ем фи­нан­со­вых элит За­па­да, а так­же с хорь­ка­ми — пред­ста­ви­те­ля­ми ме­с­теч­ко­во­го эго­ис­тич­но­го на­ци­о­на­лиз­ма, ко­то­рый ча­ст­ное ста­вит все­гда вы­ше об­ще­го…

Вто­рое на­прав­ле­ние — это воз­вра­ще­ние в по­ли­ти­че­с­кий и идей­ный кон­текст име­ни Ста­ли­на. Мно­го­чис­лен­ные "ста­лин­ские" пуб­ли­ка­ции га­зет "День" и "За­в­т­ра" мож­но бы­ло бы объ­е­ди­нить в це­лый труд "Во­про­сы не­о­ста­ли­низ­ма". Миф о Ста­ли­не вклю­ча­ет в се­бя пред­став­ле­ние о це­ло­ст­но­с­ти и не­раз­рыв­но­с­ти рус­ской ис­то­рии. Ста­лин — не толь­ко ве­ли­кий стра­тег и стро­и­тель, но со­еди­ни­тель эпох, удер­жи­ва­ю­щий в сво­ей дла­ни ве­сы про­шло­го и бу­ду­ще­го. Имен­но Ста­лин пре­одо­лел ве­ли­кую сму­ту и "по­же­нил" крас­ных и бе­лых в свя­щен­ном мае 1945 го­да. Ста­лин — тво­рец осо­бо­го ук­ла­да, ос­но­ван­но­го не на день­гах, а на ду­хе. Здесь ра­бо­та­ли ан­тич­ные пред­став­ле­ния об об­щем де­ле, об­щей ве­щи, ко­ей яв­ля­лась Крас­ная им­пе­рия, пер­вое в ми­ре со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кое го­су­дар­ст­во. Оду­хо­тво­рен­ность и выс­шую эти­ку ис­по­ве­до­ва­ло ста­лин­ское по­ко­ле­ние, до­ка­зав­шее, что "не­воз­мож­ное воз­мож­но". Ста­лин — прак­тик и про­воз­ве­ст­ник "рус­ской аль­тер­на­ти­вы", об­ще­ст­вен­но­го строя: "на­ци­о­наль­но­го по фор­ме, со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го по со­дер­жа­нию".

Ста­лин — так­же сим­вол "ди­на­ми­че­с­ко­го па­т­ри­о­тиз­ма". Не кон­сер­ва­тиз­ма, нет! Кон­сер­ва­тизм все же от сло­ва "кон­сер­вы"… Ста­лин при­зы­ва­ет не ока­пы­вать­ся в су­ще­ст­ву­ю­щих ус­то­ях, но зо­вет, во что бы то ни ста­ло, на штурм бу­ду­ще­го.

Ста­ли­низм, ос­но­ван­ный на фун­да­мен­таль­ных прин­ци­пах на­род­но­го со­зна­ния, от­кры­ва­ет за­пе­ча­тан­ный твор­че­с­кий по­тен­ци­ал на­ции, все­це­ло ус­т­рем­лен на раз­ви­тие лич­но­с­ти и со­ци­у­ма, ге­не­ри­ру­ет сол­неч­ную дей­ст­ви­тель­ность, не про­ща­ет лю­бые фор­мы из­вра­ще­ний и де­ка­дан­са.

Тре­тье на­прав­ле­ние, са­мое важ­ное и та­ин­ст­вен­ное. Речь о Фе­ник­се бес­смер­тия.

Про­ха­нов со стра­ниц га­зе­ты про­воз­гла­сил "Па­с­халь­ный смысл рус­ской ис­то­рии".

Ведь Им­пе­рия нуж­на не ра­ди им­пе­рии и не ра­ди слит­ков, кон­сер­вов, тех­но­ло­гий и вы­со­ких пра­ви­тель­ст­вен­ных уч­реж­де­ний. Цель на­коп­ле­ния бо­гатств, про­ст­ранств, на­ро­дов ле­жит за пре­де­ла­ми праг­ма­ти­че­с­кой ло­ги­ки. Есть толь­ко од­на сверх­за­да­ча сверх­за­дач — бес­смер­тие. О бес­смер­тии тол­ко­ва­ли рус­ские све­то­чи и про­ро­ки. О нем пи­са­ли в сво­их тру­дах ко­с­ми­с­ты. О бес­смер­тии ска­за­но в пра­во­слав­ном Сим­во­ле Ве­ры.

Про­ха­нов про­воз­гла­сил Бес­смер­тие на­ци­о­наль­ной иде­ей Рос­сии. Он — пе­вец Рос­сии веч­ной, не­ве­чер­ней не­га­си­мой за­ри над ее про­сто­ра­ми.
Ра­дуй­ся, Алек­сандр Ан­д­ре­е­вич! Сра­жай­ся и ве­руй! Мы ря­дом, мы здесь! Мы — это близ­кие и за­мет­ные те­бе лю­ди, а так­же да­ле­кие и не­ви­ди­мые, не­зна­е­мые то­бой, ны­неш­ние и за­в­т­раш­ние, и по­ка еще не ро­див­ши­е­ся твои по­том­ки, чи­та­те­ли, уче­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли. На на­ших зна­ме­нах — не че­ре­па с ко­с­тя­ми, но зо­ло­тые ним­бы, зна­ки веч­но­го рас­све­та и над­пись: "ЧА­ЕМ ВОС­КРЕ­СЕ­НИЯ МЕРТ­ВЫХ И ЖИЗ­НИ БУ­ДУ­ЩЕ­ГО ВЕ­КА!"

1.0x