Главред газеты "Завтра" Александр Проханов в канун своего юбилея покинул Москву, "зарылся в снега", канул в глубину России — туда, где незыблемой стеной стоят вековые хвойные леса и лежат пластами величайшие нетронутые снега. Он уехал подальше от столичного шума, от торжеств и славословий. Перед отъездом попросил коллектив "Завтра" вести себя сдержанно, не давать волю "юбилейной панике". А законным подарком к своему 75-летию просил считать публикацию в газете фрагмента своего нового романа. Но, пусть же простит наше своеволие Главный редактор, нам трудно удержать себя в оговоренных рамках.
Тем более, что помимо пожеланий сил, здоровья, творческих успехов и других искренних знаков почтения, любви и благодарности, хочется сказать и о некоторых сущностных моментах бытия Проханова именно как редактора газеты, как мыслителя и общественного деятеля.
Проханов — мифотворец в высоком, животворящем значении этого слова. Ведь миф — это не ложь, не выдумка, не пропагандистский шаблон, но, напротив — усугубленная, спрессованная сверхреальность, о чем писал в своих трактатах русский философ Алексей Лосев.
Три мифологемы, три формулы, три направления открыл, обозначил и последовательно развивает на страницах "Завтра" Александр Проханов.
Первое направление связано со словом "Империя". Именно газета "Завтра" во главе с Прохановым вернула это слово в идеологический и политический контекст современности. Слово "имперский" вернулось в Россию с положительными коннотациями, и теперь ассоциируется со словами: "интегральный", "общий", "братский", "держава", "универсум", "ойкумена"…
Более того, Проханов сформулировал утопическую концепцию Пятой империи, которая породила в общественном сознании целый пласт имперских представлений, а ее актуальной проекцией стала идея создания Великого Евразийского союза.
Космический, романтический миф об империи противостоит мелкотравчатому приземленному национализму любых мастей. Он опирается на универсальность русского сознания, на национальный характер. Ибо русских не удалось и не удастся подвести к мелкому историческому сутяжничеству, к поведению народов, стремящихся урвать для себя кусок пожирнее. Империя не приемлет пошлости, провинциальности и одномерности. Это всегда хор, полифония, величайшая мозаика, умело сложенная из народов и территорий. Империя хранит, вбирает и преобразует всю цветущую сложность континента. Денно и нощно сражается на два фронта. Битва идет с химерой инфернального глобализма, порождением финансовых элит Запада, а также с хорьками — представителями местечкового эгоистичного национализма, который частное ставит всегда выше общего…
Второе направление — это возвращение в политический и идейный контекст имени Сталина. Многочисленные "сталинские" публикации газет "День" и "Завтра" можно было бы объединить в целый труд "Вопросы неосталинизма". Миф о Сталине включает в себя представление о целостности и неразрывности русской истории. Сталин — не только великий стратег и строитель, но соединитель эпох, удерживающий в своей длани весы прошлого и будущего. Именно Сталин преодолел великую смуту и "поженил" красных и белых в священном мае 1945 года. Сталин — творец особого уклада, основанного не на деньгах, а на духе. Здесь работали античные представления об общем деле, общей вещи, коей являлась Красная империя, первое в мире социалистическое государство. Одухотворенность и высшую этику исповедовало сталинское поколение, доказавшее, что "невозможное возможно". Сталин — практик и провозвестник "русской альтернативы", общественного строя: "национального по форме, социалистического по содержанию".
Сталин — также символ "динамического патриотизма". Не консерватизма, нет! Консерватизм все же от слова "консервы"… Сталин призывает не окапываться в существующих устоях, но зовет, во что бы то ни стало, на штурм будущего.
Сталинизм, основанный на фундаментальных принципах народного сознания, открывает запечатанный творческий потенциал нации, всецело устремлен на развитие личности и социума, генерирует солнечную действительность, не прощает любые формы извращений и декаданса.
Третье направление, самое важное и таинственное. Речь о Фениксе бессмертия.
Проханов со страниц газеты провозгласил "Пасхальный смысл русской истории".
Ведь Империя нужна не ради империи и не ради слитков, консервов, технологий и высоких правительственных учреждений. Цель накопления богатств, пространств, народов лежит за пределами прагматической логики. Есть только одна сверхзадача сверхзадач — бессмертие. О бессмертии толковали русские светочи и пророки. О нем писали в своих трудах космисты. О бессмертии сказано в православном Символе Веры.
Проханов провозгласил Бессмертие национальной идеей России. Он — певец России вечной, невечерней негасимой зари над ее просторами.
Радуйся, Александр Андреевич! Сражайся и веруй! Мы рядом, мы здесь! Мы — это близкие и заметные тебе люди, а также далекие и невидимые, незнаемые тобой, нынешние и завтрашние, и пока еще не родившиеся твои потомки, читатели, ученики и последователи. На наших знаменах — не черепа с костями, но золотые нимбы, знаки вечного рассвета и надпись: "ЧАЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА!"