Русская мысль, в её советском варианте сокрушённая в 1991 году, теперь оживает. Россия поднимается из пепла, вновь стремится от великих потрясений к величию. Величие даётся мучительно: в кровавых боях и непомерных трудах, в неутомимых исканиях. Россия несёт глубинные знания о себе, о своих бедах, одолениях, великих предначертаниях. Глубинные знания в разные времена изрекались разным языком, устами разных ясновидцев. И этот образ России бессмертной, России вечной в каждый век имел своих иконописцев, своих певцов, своих устроителей.
Изборский клуб — явление новых времён, когда из-под глыб рухнувшей четвёртой — сталинской — империи поднимается поросль империи пятой. Изборский клуб — это поросль пятой империи. В Изборском клубе стремятся осознать, как жить великому народу в грозном враждебном мире, как лечить недавние вывихи и переломы, как сложиться в великую гармоничную целостность, способную выстоять среди потрясений.
Мыслители Изборского клуба предлагали проект военной реформы, они создавали учение о новой российской экономике, они проектировали будущие государственные институты, они говорили о новых отношениях с Китаем, о кризисе западного глобализма, о кошмарах трансгуманизма, о закате традиционной Европы, они говорили о новом появлении русских в Африке и в Латинской Америке. И они говорили о новой русской метафизике, русском небе, о высших смыслах, объясняющих Россию как божье явление.
В недрах Изборского клуба не раз появлялись замечательные проекты, за которыми стояли изборские футурологи, изборские экономисты, изборские практики. Изборский клуб исследует такую категорию, как русскость, усматривая в этой категории драгоценный этнический компонент, великую имперскую задачу, вселенскую предначертанность, создавая образ "Россия — душа мира". "Русская чаша", работа, которую мы представляем сегодня, родилась в недрах Изборского клуба и продолжает великий изборский поиск и несомненные изборские находки. Русская чаша — это та, из которой Россия пьёт свою сладость и свою горечь, своё райское вино и свои земные слёзы. Не обнесём мы этой чашей читателей газеты "Завтра".
Александр Проханов
***
Национальный проект
Счастья можно добиться лишь осуществлением желания сделаться источником подлинного счастья для других людей.
Цель национального проекта воскрешения Руси изначальной "Русская чаша" — осуществить возрождение исторического ядра русской цивилизации. Построить новую, национальную модель созидания Российской Федерации, основанную на принципах солидарности, гармонии, справедливости, сотрудничества и целесообразности.
Проект "Русская чаша" состоит из трёх частей или, образно говоря, чаш. Первая из них — под названием "Хопылёво" — уже наполнена родниковой водой русского воскресения. Остальные две предстоит напитать в ближайшее десятилетие.
Чаша первая. Хопылёво. 14 июля 2024 года на живописном берегу реки Волга недалеко от города Рыбинска в деревне Хопылёво Ярославской области прошёл чин великого освящения храма Богоявления на Острову. Храм сей не только шедевр русского зодчества, но и место крещения адмирала Ушакова. Что тут можно сказать. Страна словно балансирует на грани точки невозврата. На дворе 24-й год XXI века, а мы ещё только собираем камни: всего несколько лет назад это святое для русской истории и культуры место находилось в плачевном состоянии. Когда в 2014 году Крым "возвращался домой", храм, где был крещён человек, в XVIII веке присоединивший в морских сражениях Крым к Российской империи, находился в руинах: фундамент, стены, своды были аварийными, отсутствовали окна и двери… Страна, допускающая такие чёрные дыры в своём духовном ландшафте, лишается экзистенциального права на будущее. Ликвидируя их, обретает это право заново.
В восстановленном Богоявленском храме каждый день идёт литургия, формируется постепенно приход, приезжают паломники. Полностью восстановлен и находящийся рядом храм Александра Невского. Так в одном храмовом комплексе "встретились" Фёдор Ушаков и Александр Невский. Получилось это случайно: когда в начале прошлого века строился храм Александра Невского, тот факт, что в соседнем храме в 1745 году был крещён Фёдор Ушаков, был забыт. Но, как говорится, кто верит в случай, тот не верит в Бога.
Реставрация храмов была половиной дела. К Хопылёво проложили дорогу, модернизировали электроподстанцию, провели газ, построили дом церковного причта, паломнический корпус, заложили Фёдоровский сад на 2000 деревьев и кустарников, создали аптекарский огород, установили причалы для теплоходов, благоустроили около 10 гектаров территории. Если коротко, газ и остальные инфраструктурные блага в Хопылёво дал адмирал Ушаков. Не родись он тут 280 лет назад — не видать бы этим "неперспективным" краям всего этого.
Весь основной комплекс работ был сделан довольно быстро — с 2017 по 2022 годы. Последние два года темп работ в Хопылёво снизился. Может, это замедление и естественно в реализации проекта. Главное, чтобы не было почивания на лаврах, — сделанное не должно оцениваться как победа. Потому что это не победа — сделаны только несколько шагов от края пропасти — момента, когда в Хопылёво царила бы "мерзость запустения". Но и преуменьшать значения проведённой работы тоже нельзя. Потому что открылись новые горизонты.
Проект — от восстановления храмов и через развитие инфраструктуры — обеспечил резкое повышение привлекательности территории: из бесперспективной для жизни деревня Хопылёво и её окрестности превратились в одну из наиболее перспективных по своему потенциалу созидания точек Центральной России. Если раньше развитие территории тормозилось отсутствием очевидных вариантов для инвестирования, то сейчас главный тормоз — слишком большое их количество. Нужно выбирать. Но такого рода выбор — вдохновляет. Каждый виток спирали развития открывает новые горизонты, позволяет перейти от локальности к системности, к объединению усилий и расширению географии. Эта география имеет несколько кругов созидания с "плавающим" духовным центром в Хопылёво, дающим силы и вдохновляющим для дальнейших действий.
Настоящее — это динамичное, постоянно меняющееся соотнесение прошлого и будущего. В этом смысле возрождённое Хопылёво — это материализованная дань прошлому. Но что сделано для будущего? Пока очень немногое. Мало погасить долги, необходимо создать накопления: материальный, инфраструктурный, а главное духовный капитал, для настоящего и грядущих поколений. В этом суть проекта "Русская чаша": пройти путь от дани прошлому к вкладу в будущее, демонстрируя при этом уважение к прошлому, любовь к настоящему, вдохновляющий восторг перед будущим.
Чаша вторая. Рыбинское водохранилище и его окрестности. По меткому выражению Александра Андреевича Проханова, Рыбинское водохранилище и прилегающие территории Вологодской, Тверской и Ярославской областей являются сакральной, трагической чашей русской истории. Достаточно вспомнить кровавую битву на реке Сить в 1238 году, после которой Северо-Восточная Русь отошла на многие годы под владычество монголов. К не менее трагическим последствиям — Смуте начала XVII века — привело Русь убийство в Угличе царевича Димитрия. А в первой половине прошлого века под водами Рыбинского водохранилища оказались затопленными город Молога, сотни деревень, десятки храмов, три монастыря; 130 тысяч человек пришлось переселить.
Чаша трагедий на этой земле испита до конца. Пришло время наполнить её лучистой влагой русского возрождения.
Чаша третья. Русь изначальная. Третья чаша русского ренессанса представляется в развитии многочисленных лучей и хорд, исходящих от Рыбинского водохранилища и покрывающих капиллярной сетью светлого пробуждения пространство десятков регионов России, неблагозвучно названных когда-то Нечернозёмной зоной. Здесь зародилась русская цивилизация и в течение столетий черпались исполинские силы на борьбу с внешними врагами. Но трагизм ХХ века: две мировые войны, революция, коллективизация, индустриализация, избыточное расширение двух столиц-мегаполисов — эти события окончательно подорвали силы колыбели нашего отечества — Нечерноземья.
В феврале 2022 года маятник российской истории качнулся в обратную сторону. Настало время сделать отчую землю обильной и могучей и самим стать сильными, а сила наша — от тепла родной земли. Став сильными, мы наполним неупиваемую Русскую чашу волшебным нектаром созидания многонационального русского народа.
Задачи
Экономические:
— эффективное инновационное развитие Нечернозёмной зоны;
— достижение достойного уровня жизни населения;
— раскрытие предпринимательского потенциала граждан и ресурсных возможностей регионов;
— справедливое распределение вновь созданного богатства.
Социальные:
— достижение высоких социальных стандартов в образовании, охране здоровья, обеспечении жильём и безопасности;
— создание благоприятных возможностей для реализации творческой энергии граждан в профессиональной деятельности и в организации здорового образа жизни и досуга.
Духовно-нравственные:
— гармоничное развитие нравственно-целомудренной, физически здоровой личности;
— восстановление старинных усадеб, парков, храмов, памятников культуры;
— достижение гармоничного равновесия с окружающей средой, восстановление нарушенных природных ландшафтов.
Инфраструктурные:
— реконструкция действующей и строительство новой дорожной сети, включая мостовые переходы;
— апгрейд водного транспорта;
— совершенствование традиционных и создание новых технологий в сфере надёжного энерго-, теплоснабжения и водопотребления территорий.
Градостроительные:
— деурбанизация, смена вектора расселения с центростремительного на центробежный;
— массовое усадебное строительство;
— архитектурно-художественное и ландшафтное благоустройство малых городов, прочих населённых пунктов и общественных пространств.
Демографические:
— обеспечить ежегодный естественный прирост населения около 500 тыс. человек;
— достичь коэффициента рождаемости не менее 3.0.
Миграционные:
— осуществить в течение срока реализации Проекта:
а) внутреннюю миграцию из городов не менее 5 млн человек;
б) внешнюю миграцию соотечественников и качественных мигрантов, в основном из Европы, около 5 млн человек.
Инновационные:
— преобразование всех сфер жизнеустройства осуществлять с учётом современных инновационных решений;
— повсеместное применение цифровых и природоподобных технологий.
Экологические:
— осуществить расширенное воспроизводство природных ресурсов:
а) почвы;
б) лесов;
в) аквакультуры;
г) дикоросов и дичи;
— достичь нулевого уровня бытовых и производственных отходов;
— обеспечить 100% очистку сточных вод до стандартов рыборазведения.
Институциональные:
— развитие местного самоуправления: учреждение общин в сельской местности и коммун — в городской;
— прививка ответственной свободы в обществе через массовое развитие институтов гражданского общества.
Политические:
— консолидация общества и подъём национального самосознания, духа народа;
— вовлечение граждан в общее дело, устранение патернализма и социального иждивенчества;
— повышение авторитета государственной власти.
Цивилизационные:
— осуществить в России жизнецентричную, солидарную модель общественного устройства;
— предложить миру образ будущего мироустройства.
Сроки реализации
Второй чаши: в 30–50-километровой береговой зоне вокруг Рыбинского водохранилища — 2025–2028 гг.
Третьей чаши: на территории всех регионов Нечерноземья — 2025–2034 гг.
Управление проектом
Указом Президента России учреждаются Проект "Русская чаша" и Наблюдательный Совет по его реализации, который и возглавит Глава государства.
Непосредственное руководство Проектом возлагается на освобождённого заместителя Председателя Правительства РФ.
В каждом федеральном министерстве вводится должность заместителя министра, ответственного за реализацию Проекта.
В Государственной Думе и Сенате образуются специальные комитеты, обеспечивающие законодательную поддержку реализации Проекта.
В регионах назначаются кураторы Проекта в ранге заместителей глав республик и губернаторов.
Источники финансирования
Справедливым решением, обеспечивающим основной источник финансирования Проекта, станет централизация специальной комиссии от всех финансовых транзакций юридических и физических лиц, расположенных и проживающих в городах Москве и Санкт-Петербурге.
Расчёты показывают, что при введении специальной комиссии на финансовые перечисления в размере:
— 0,1% (1 руб. с каждой 1000 руб.) суммарный сбор составит приблизительно 1,5 трлн рублей в год;
— 0,2% (2 руб. с каждой 1000 руб.) суммарный сбор составит примерно 3 трлн рублей в год;
— 0,3% (3 руб. с каждой 1000 руб.) суммарный сбор составит приблизительно 4,5 трлн рублей в год.
Настало время обеим прекрасно обустроенным столицам России поделиться своей мощью с праотеческой землёй.
Кроме того, значительные средства будут привлечены в Проект как городскими гражданами, изъявившими желание открыть своё дело и (или) построить усадьбу в провинции, так и соотечественниками и иностранными гражданами, принявшими решение связать свою судьбу с Россией.
Краткий обзор последовательных действий по реализации проекта
1. Развитие дорожной сети и благоустройство населённых пунктов.
Вокруг Рыбинского водохранилища и между областными центрами строятся и реконструируются современные широкополосные магистрали с ночным освещением. От них отходят благоустроенные дороги 2-го, 3-го и т. д. порядков до каждого населённого пункта (существующего или планируемого) компактного или рассредоточенного проживания.
Параллельно строятся новые мостовые переходы через реки. Например, только в Ярославской области необходимо построить как минимум два моста через р. Волгу: возле городов Тутаев и Мышкин.
По мере готовности загородного жилья, дороги с твёрдым покрытием строятся к каждой усадьбе, включая подъезды к дому.
Одновременно осуществляются мероприятия по благоустройству всех существующих населённых пунктов, малых городов, районных центров. Все жилые и нежилые объекты, уличные дороги и примыкающие к ним территории благоустраиваются собственниками в соответствии с утверждёнными архитектурно-художественными планами, предусматривающими наличие тротуаров, мест парковок, ночное освещение, зелёное обустройство, конструкцию ограждений, ворот, наличников и т. д.
Масштаб дорожного строительства, как нового, так и реконструируемого, ожидается в объёме не менее 200 тыс. км в пересчёте на стандартную двухполосную дорогу. При средней стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта 1 км дороги, равной 50 млн руб., потребуется примерно 10 трлн руб.
2. Инженерное обустройство.
Для каждого населённого пункта утверждается план надёжного обеспечения электроэнергией, газом и иными источниками теплоснабжения. Варианты могут быть самыми разнообразными: как централизованные, так и децентрализованные источники, включая применение альтернативных, возобновляемых источников энергии.
Водоснабжение и водоотведение также может быть как центральное, так и локальное.
Все объекты строятся и реконструируются с учётом достижения высокого технологического уровня энергосбережения и индивидуального учёта энергоресурсов и воды.
Для повышения надёжности электроснабжения массово используются кабельные технологии вместо воздушных.
Затраты по обеспечению усадебной застройки инженерной инфраструктурой осуществляются как за счёт ресурсоснабжающих организаций (электроэнергия, газ, тепло, ШПД к интернету), так и заказчиков (водоснабжение и водоотведение).
Тарифы на потребление электроэнергии, газа, тепла, воды для всех потребителей не должны отличаться от среднего уровня более чем на 10%. При необходимости вводится перекрёстное субсидирование в рамках региона или страны.
3. Жилищная политика.
Администрирование жилищного строительства планируется осуществлять специально учреждённым федеральным "Фондом усадебной застройки" с филиалами в каждом регионе.
Для обеспечения застройщиков земельными участками осуществляется консолидация свободных земельных ресурсов местной (включая заброшенные частные подворья), муниципальной, региональной и федеральной собственности в распоряжение Фонда.
При необходимости производится изъятие для государственных нужд земли, пригодной для усадебной застройки, у частных владельцев на возмездной основе. Не исключается и равноценный обмен.
Площадь предоставляемого участка для строительства усадьбы зависит от пожелания заказчика, но в пределах не менее 0,25 га и не более 1,0 га. Земля может передаваться застройщику как бесплатно, на условиях пожизненного наследуемого владения, так и в собственность, но по рыночной цене. В первом случае арендная плата за землю будет равна земельному налогу, от уплаты которого владелец усадьбы освобождается.
Вокруг городов и крупных населённых пунктов разумно размещать массивы усадебной застройки на землях ГЛФ (Государственного лесного фонда. — Ред.) на следующих условиях: под застройку и хозяйственные нужды выделять примерно 0,1 га земли из общей предоставленной площади участка, например, 0,5 га, а остальные 0,4 га передаются застройщику исключительно на праве пожизненного наследуемого владения с сохранением (оцифровкой) каждого растущего дерева и обязательством владельца усадьбы восстановления недостающих деревьев в соответствии с планом лесоустройства.
Площадь усадебного дома должна быть по возможности не менее 150 м².
Финансирование строительства жилья будет осуществляться за счёт:
а) собственных средств граждан и юридических лиц;
б) кредитования застройщиков со стороны Фонда в размере до 10 млн руб. на срок до 25 лет под 2-3% годовых;
в) организации небольших строительно-сберегательных кооперативов, где застройщики — члены кооперативов будут объединять свои денежные накопления, а также принимать личное трудовое участие в возведении жилья для себя.
С каждым застройщиком, независимо от источника финансирования, Фонд заключает договор, предусматривающий: согласование сроков строительства дома, хозпостроек и размещение их на участке; сроки подведения инженерных коммуникаций и подъезда к усадьбе; а также сервитуты в случае продажи усадьбы (возврат рыночной стоимости земли, затрат на инженерные сети, подъезды и прочее).
На законодательном уровне принимается решение, разрешающее производить захоронение умерших членов семьи и их ближайших родственников на территории усадьбы. Это позволит трансформировать со временем усадьбы в родовые поместья. Положительные последствия этого решения трудно переоценить.
Масштаб усадебного строительства на пике реализации Проекта составит не менее 300 тысяч домов в год общей площадью примерно 70 млн квадратных метров.
4. Экономика. Занятость.
На территории действия Проекта со стороны государства инициируется и поддерживается реализация таких программ, как производство льна, молока, овощей, а также мяса крупного рогатого скота (КРС), предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности России.
С этой целью на пахотных землях, находящихся, в основном, в залежи, организуются тысячи небольших семейных ферм с площадью пашни до 200 га с прилегающими сенокосами и пастбищами.
Далее семейные фермерские хозяйства объединяются в многочисленные кооперативы, например, по переработке льна (вплоть до льнокомбинатов), производству молочной продукции (возрождаются бренды "Вологодское масло", "Пошехонский сыр" и др.), машиностроительные предприятия (например, по производству машин для производства льна) и многие другие.
В течение 5-7 лет объёмы производства на новых залежных землях должны составить: льноволокна — не менее 400 тыс. тонн, молока — около 5 млн тонн, мяса КРС — 0,5 млн тонн.
Особые требования будут предъявляться к качеству производимого продовольствия с целью его соответствия самым высоким потребительским стандартам.
Потенциал производства пресноводной рыбы в реках и озёрах Нечерноземья оценивается не менее чем в 1 млн тонн в год. Для её вылова и переработки создаются множество артелей, объединённых в различные кооперативы.
На территории действия Проекта существуют неограниченные возможности по заготовке и переработке грибов, дикоросов, добыче дичи.
В каждом регионе коренной Руси имеется уникальный природно-культурный потенциал. Для его реализации органами власти создаются благоприятные условия для развития предпринимательства в сфере оказания рекреационных, оздоровительных, туристических и прочих досуговых услуг.
Строительный бум возродит тысячи небольших дорожно-строительных, ремонтных и сервисных предприятий.
Вокруг каждого городского, среднего и крупного промышленного предприятия целесообразно организовать за пределами городов так называемые промышленные пояса, состоящие из десятков и сотен небольших предприятий, производящих инновационную продукцию или услуги как для якорных, так и других потребителей.
Сотни тысяч специалистов, работающих в отдалённом режиме, предпочтут стеснённым городским условиям возможность жить, работать и воспитывать здоровых детей на воле: в родовом усадебном доме, занимаясь одновременно, например, выращиванием на приусадебном участке или в кооперативе органической продукции.
Живописный вид, хорошая инфраструктура, свежий воздух и тишина станут привлекательными для размещения офисов многих непрофильных компаний в сельской местности.
Безусловно, примерно пятая часть трудоспособного населения будет занята в бюджетной сфере.
Главной организационной, экономической особенностью реализации Проекта "Русская чаша" станет поощрение и поддержка таких юридических форм предприятий, на которых отсутствует использование наёмного труда на постоянной основе. К ним относятся:
— индивидуальные предприятия;
— семейные фермы;
— трудовые артели;
— кооперативы.
Такой подход позволит укрепить в гражданах чувство справедливости и ответственности, сформировать солидарное сознание и консолидировать общество.
5. Использование природных ресурсов. Экология.
Лес — главный природный ресурс Нечерноземья и основной фактор экологической устойчивости России и мира. Его использование нуждается в совершенствовании. С этой целью необходимо провести следующие мероприятия:
— из всей площади лесов Нечерноземья (> 130 млн га) выделить лесные массивы, пригодные для циклического промышленного использования (~ 30 млн га), позволяющие ежегодно заготавливать примерно 60 млн м³ круглого леса;
— остальная территория лесов (~ 100 млн га) объявляется неприкосновенной для всех видов использования и обеспечивается надёжной государственной защитой.
На площади лесов, предназначенных для промышленного использования, создаётся институт государственных потомственных лесоводов, работающих на принципах частной заинтересованности (семейные фермы). Каждой семье передаётся в пожизненное наследуемое владение (аренду) порядка 3000 га лесных угодий.
В обязанности лесоводов входит:
— организация и контроль за исполнением государственного плана лесоустройства;
— обеспечение ежегодного прироста деловой древесины в расчёте на один гектар от 3 м³ (на севере) до 5 м³ (на юге);
— поддержание численности диких животных и птиц в соответствии с нормативами;
— организация заготовки грибов, ягод и прочих дикоросов;
— проведение рекреационно-просветительской работы среди населения, особенно молодёжи.
Государство предоставляет семье лесовода добротный благоустроенный жилой дом на правах пожизненного наследуемого владения, обеспечивает служебным транспортом.
В каждом регионе семьи лесоводов объединяются в саморегулируемые организации, отстаивающие их интересы в органах власти, во взаимоотношениях с контрагентами и между собой.
Организация бюджетного процесса в лесопользовании видится следующим образом: каждый заготовитель леса отчисляет в специальный государственный Фонд фиксированную плату за каждый заготовленный кубометр лесной продукции (лесная рента). Далее все средства Фонд распределяет среди семей лесоводов пропорционально фактическому ежегодному приросту деловой древесины, рассчитанному по определённой методике с учётом зональных особенностей.
Дополнительные источники дохода семьи лесовода могут быть получены от членства в кооперативах по заготовке и переработке дикоросов, производства лесопосадочного материала и лесовосстановления, от продажи заготовленного мёда и т. д.
Аналогично лесной отрасли представляется возможным выстроить механизм сбалансированных экономических и организационных взаимоотношений и в рыбном хозяйстве, при котором будут учтены интересы:
— природной среды;
— рыболовов-профессионалов;
— рыболовов-любителей, отдыхающих;
— производителей рыбопосадочного материала.
Особый контроль со стороны государства должен быть за использованием сельскохозяйственных земель и прежде всего пашни. Основной критерий рационального использования пашни — рост её естественного плодородия и обеспечение положительной динамики содержания гумуса в почве. Достигается это широким применением различных приёмов биологизации земледелия, которые должны быть освоены каждым землепользователем.
Достижение ежегодного прироста органического вещества в почве обеспечит не только повышение качества урожая, но и позволит депонировать углекислый газ в почве, что создаст условия для перевода всего сельского хозяйства Нечерноземья на углеродную нейтральность, а следовательно, повысит конкурентоспособность производимых продуктов питания на внутреннем и внешнем рынках.
При помощи применения природоподобных технологий в сфере утилизации отходов как промышленных, так и бытовых возможно достижение практически нулевого уровня полученных отходов в виде биогумуса, чистой воды, метана и углекислого газа.
6. Организация местного самоуправления.
На федеральном законодательном уровне принимается решение об организации на территории малых городов и в сельской местности традиционной русской административно-территориальной единицы — общины.
Численность населения в общине в среднем составит 1500 человек с колебаниями от 500 до 2000 человек в зависимости от территориальной разобщённости.
В общинах формируются органы местного самоуправления (Советы) на основе профессионального, сословного и поземельного выборного представительства.
В состав Совета общины прямым всеобщим тайным голосованием избираются на профессиональной основе лучшие специалисты, ответственные за состояние образования, охраны здоровья, культуры, обеспечение безопасности и справедливого судопроизводства:
— педагогический работник (земский учитель);
— семейный врач;
— работник культуры;
— участковый уполномоченный полиции;
— мировой судья.
На сословной основе избираются: священник — настоятель прихода, представители предпринимательского, ветеранского, молодёжного и иных сообществ (сословий).
Кроме того, в каждой общине (земле) избираются в среднем два депутата для делегирования их на муниципальный уровень, где они будут представлять интересы общины и участвовать в формировании законодательной и исполнительной власти муниципалитета. Называться они будут поземельными представителями, так как избираются от "земли".
Избранные депутаты формируют Совет общины, избирают на неосвобождённой основе председателя Совета, на освобождённой — секретаря Совета, желательно специалиста по информационным технологиям. Советом общины утверждается (при необходимости) исполнительный орган и его руководитель.
Высшим органом общины является сход граждан, который собирается по мере необходимости. Ежегодно перед ним отчитываются председатель общины и прочие члены Совета.
Законодательно общине передаются полномочия по организации и финансированию бюджетных учреждений, содержанию дорог, благоустройству, утилизации ТБО и т. д. В управлении общиной широко используются открытые цифровые технологии.
Сформированный из ответственных лиц, облечённых доверием жителей, орган местного самоуправления (Совет общины) способен самостоятельно решать большинство вопросов жизнедеятельности общины, поддерживать порядок и согласие на её территории.
7. Социальная сфера.
В общинах, сформированных на заселённых территориях, создаётся социальный кластер из существующих бюджетных учреждений. При необходимости производится их ремонт и достройка недостающих объектов. Некоторые существующие крупные учреждения: школы, дома культуры и прочие — могут обслуживать население нескольких общин, поэтому они должны находиться в муниципальной собственности и быть на их содержании.
Во вновь сформированных общинах или смешанных, куда входят частично и жители существующих поселений, строятся компактные общественные центры, под крышей которых размещаются школа, офис (амбулатория) семейного врача, учреждение культуры, почта, приёмные секретаря Совета общины, участковый уполномоченный полиции и прочие.
На прилегающей к общественному центру территории располагаются спортивные площадки, парк и прочие атрибуты, формирующие активное жизненное пространство общины.
8. Культура, духовность.
В рамках реализации Проекта "Русская чаша" создаётся программа по восстановлению старинных усадеб, парков, храмов, монастырей и иных памятников культуры.
Для этого используются как централизованные финансовые средства, предусмотренные бюджетом Проекта на эти цели, так и частные. При этом принимаются законодательные меры по дебюрократизации и демонополизации процесса реставрации исторических объектов, а следовательно, и значительному удешевлению стоимости восстановления памятников культуры.
Некоторые вновь восстановленные храмы, возможно, будут не востребованы по прямому назначению. В этом случае совместно с РПЦ принимается решение по их дальнейшему применению в духовно-культурной сфере, например, для размещения органных залов, музеев, монастырских скитов и т. д.
При каждом восстановленном храме организуется общественный или попечительский совет из числа представителей гражданского общества, который обеспечивает их функционирование в открытом доступе с постоянно звучащей в них духовной музыкой.
В общинах принимаются меры по превращению каждого восстановленного памятника в центр культурной и духовной жизни, активного народного творчества, обеспечивающий живую связь времён и восстанавливающий во многом утраченную историческую память в общественном сознании русского народа.
9. Демография. Миграция.
Реализация комплекса вышеперечисленных мероприятий, подкреплённых ненавязчивой, но целенаправленной пропагандой семейных ценностей, многочадия, нравственного и ответственного образа жизни, повысит градус социального оптимизма и станет мощным стимулом для повышения рождаемости.
Тем не менее потребуются и специальные меры поддержки рождаемости:
— принимается решение, в соответствии с которым при рождении, например, пятого ребёнка в семье, кредиты, взятые на строительство усадьбы, обнуляются;
— в некоторых случаях, прежде всего на малолюдных территориях, разумно принять решение о выплате достойной (не менее 50 тыс. руб.), ежемесячной родительской платы за каждого рождённого ребёнка, начиная с третьего, в течение трёх лет, после третьего месяца беременности (программа "трёх троек").
Миграционный приток населения в Российскую Федерацию, в связи с ухудшением геополитической ситуации в мире и особенно возникшими на Западе проблемами в духовно-нравственной сфере бытия, будет только нарастать. Россия будет восприниматься многими как Ковчег Спасения.
Важно к этому подготовиться и создать, с одной стороны, фильтр, обеспечивающий качественную миграцию, а с другой — предусмотреть меры по рассредоточенному расселению мигрантов, их адаптации в местный социум и максимальному применению их профессиональных навыков, творческих и финансовых возможностей.
В целом масштаб ежегодной внешней миграции может достигать порядка миллиона человек (≈ 250 тыс. семей). Половина из них найдёт достойное место для постоянного проживания в регионах коренной России.
Бюджет
Доходная часть бюджета Проекта при принятии специальной комиссии к финансовым транзакциям равной 0,2% составит (в ценах 2024 г.) приблизительно 30 трлн руб.
Ориентировочные расходы выглядят следующим образом:
1. Дорожное строительство ~ 10 трлн руб.
2. Обустройство социальных кластеров ~ 2 трлн руб.
3. Восстановление памятников культуры ~ 1 трлн руб.
4. На поддержку рождаемости, всего ~ 4 трлн руб.,
в том числе:
— обнуление ранее выданных кредитов ~ 2 трлн руб.;
— родительская плата ~ 2 трлн руб.
5. Кредитование, всего ~ 12 трлн руб.,
в том числе:
— усадебных застройщиков ~ 10 трлн руб.;
— предпринимателей ~ 2 трлн руб.;
6. Прочие расходы 1 трлн руб.
Итого расходов: 30 трлн руб.
Капитал проекта на конец 2034 года составит около 15 трлн руб.
Исторический итог реализации проекта
Проект "Русская чаша" является логическим продолжением февраля 2022 года и завершится в 2034 году возрождением и обретением подлинного суверенитета государствообразующего русского народа, который укрепит ядро обновлённой, многонациональной, российской цивилизации — Русского Мира — духовно единого, экономически прочного, политически сплочённого!
Проект "Русская чаша" является альтернативой западному проекту трансгуманизма.
Иллюстрация: палехская миниатюра "Библиотека московских князей". Художник Екатерина Щаницына.