Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 16:49 1 февраля 2020

Продолжаем путешествие...

Из цикла "Николинские храмы как вехи русской истории"

От автора.

Моя публикация от 30 сентября прошлого года «Никола «Московский» «в затворе»» вызвала несколько недоумённых комментов и вопросов к автору по электронке. Читателям справедливо показалось, что в статье как бы нет ни конца, ни начала, что она точно вырвана из большего по объёму материала. И в этом, разумеется, моя вина. Я не напомнил тогда читателям о том, что новая статья является частью большого очерка «Николинские храмы как вехи русской истории», первые три части которого появились в теперь уже не близком 2017 году (от 14 мая, 29 и 15 апреля). Настоящим уведомлением исправляю свою ошибку.

И вот ещё о чём хочется сказать…

Некогда на форуме была весьма популярна тема «Зачем я пришёл на сайт «Завтра»?» Ответы бывали самые разные. Понятно, что кто-то пришёл заполнить время досуга, кто-то – поддержать товарищей, а кто-то и по партийной разнарядке. Я же сам и тогда, и теперь говорю о том, что для меня сайт – это прежде всего общение с читателями, «обкатка» готовящихся к публикации произведений.

Так, цикл из 14 очерков ««Пушкинская тропа» Донского монастыря» и цикл из 7 очерков «Зима на Сенатской площади» в прошлом году стали одноимёнными книгами, о чём известно читателям сайта «Завтра» из полемик, развёртывавшихся под моими статьями и материалами других «дружинников» - прежде всего С.А. Сокурова.

Брошюра «Николинские храмы как вехи русской истории» должна выйти в свет в конце текущего года в том же издательстве, если я сам не буду вынужден отодвинуть этот срок ввиду лимита творческого времени по служебным и семейным обстоятельствам.

Итак, продолжаем наше путешествие…

Широко и привольно течёт по югу Восточно-Европейской равнины Северский Донец. Самый большой правый приток Дона несёт свои воды по Ростовской и Белгородской областям России и по Харьковской, Донецкой и Луганской областям Украины. По своей протяжённости Северский Донец почти не уступает Рейну… На его правом берегу высятся меловые горы… Но в Истории Отечества они получили название – Святые!

Первые монахи появились здесь уже в конце XIV века, привлекли их, без сомнения, меловые пещеры. Как "Святые горы", это место упоминается в записках дипломата Священной Римской Империи барона Сигизмунда фон Герберштейна (1486-1566) в 1526 году. В 1624 году эта земля на берегу Северского Донца было царской грамотой закреплена за Святогорской Успенской пустынью…

Указом Императрицы Екатерины II в 1787 году монастырь был упразднён, и в 1790-м новым хозяином Святых гор стал Светлейший князь Потёмкин-Таврический. Однако, через 57 лет удивительная русская женщина, достойная вечной памяти потомков, Татьяна Борисовна Потёмкина (ур. кнжяна Голицына, 1797-1869) на свой счёт восстановила все монастырские постройки, подала соответствующее прошение в Святейший синод, и в 1844 году Указом Императора Николая Первого Святогорский монастырь был восстановлен, причём восстановлен по чину и уставу знаменитой Глинской пустыни в Курской епархии. А Татьяне Борисовне многие советские пионеры и дети из стран содружества обязаны тем, что отдыхали в обустроенном ею Крымском поместье Артек!

В советское время монастырь был упразднён, и по воле «товарища Артёма» (Ф.А. Сергеев, 1883-1921, создатель и руководитель Донецко-Криворожской советской республики) в нём был устроен кинотеатр с туалетом на месте одного из алтарей…

За время существования обители 14 её насельников были прославлены в лике святых. В 2004 году Святогорский монастырь получил статус Лавры!

Главным украшением монастырского комплекса является одно из православных чудес света – Николинский храм на меловой горе. Построен он в XVII веке в стиле барокко, и весь как бы вырастает из меловой скалы, в которой ранее располагалась ископанная ещё в 1634 году пещерная церковь Успения Божией Матери…

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

И вновь возвращаемся в Москву.

Старинный русский район – Хамовники. И как уже не раз оказывалось на протяжении всего нашего путешествия – названием своим район этот обязан жителям-ремесленникам – в данном случае – ткачам. Хамьян – сорт дешёвого шёлка, изделия из которого могли себе позволить и не самые важные богатеи!

Деревянный храм Николы Угодника впервые упоминается в 1625 году, а в 1657-ом он называется уже своим «полным» именем – Храм Николая Чудотворца у метрополичьих конюшен!

Храм пострадал во время наполеоновского нашествия, но был полностью восстановлен в 1849 году.

Храм оставался действующим во всё время правления богоборческой власти. И, вероятно, одной из причин этого чуда были непоколебимая ревность и самоотверженность протоиерея Павла Лепёхина (Павел Васильевич, 1880-1860), служившего в этом храме с 1912 года до своей кончины в 1960 году.

Автор должен признаться, что не знает других примеров (по крайней мере, в Москве) столь непростого, и в то же время столь долгого предстоятельства в одном храме одного и того же пастыря…

Под сводами храма в 1848 году был прославлен чудотворный образ Божией Матери «Споручница грешных» - точная копия с иконы, находящейся в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской области.

На иконе надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…»

Неусыпная Ходатаица за нас, грешных, моли Бога о нас!..

двойной клик - редактировать изображение

Как уже было сказано чуть выше оригинал прославленной иконы «Споручница грешных» находится в Одрино-Николаевском (Николо-Одринском) монастыре. Но с момента возрождения обители – с марта 1995 года – здесь находится не мужской, а женский монастырь, и относится он к Брянской области.

двойной клик - редактировать изображение

Возникновение обители связано с явлением в начале XIII века недалеко от села Карачево иконы Святителя Николая трём братьям, жителям города Брянска. Братья принесли обретённую икону в родной город, в котором тут же прекратилась эпидемия моровой язвы, унесшая жизни тысяч горожан. Для чудотворного образа была возведена деревянная церковь, которая, однако, вскоре сгорела, а сама икона вновь оказалась на том же месте, где её впервые увидели братья – на высокой сосне на берегу речки Одрина! И тогда братья приняли решение возвести новую церковь непосредственно на месте явления иконы, что и положило начало будущему монастырю.

В 1352 году по воле инокини расположенного неподалёку Одринского женского монастыря Евпраксии (в миру – Елены, дочери знаменитого Великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича (1296-1377)) монастырю были пожертвованы обширные земли, лично принадлежавшие княжне Елене, и началась долгая и нелёгкая жизнь обители…

Монастырь сильно пострадал в Смутное время – что не удивительно: близость к польской границе, но был восстановлен; в 1720 году разбойничья шайка буквально уничтожила обитель, и понадобились десятилетия для её возрождения. При Екатерине Второй вся монастырская земля была отобрана в пользу государственных крестьян, и монастырь пришёл в глубокое запустенье… Лишь в 1784 году обители вновь пожертвовали 30 десятин земли («казённая» десятина – примерно 1,1 га) и дарована икона Божией Матери «Утоли моя печали», но понадобилось ещё полсотни лет, чтобы монастырская жизнь достигла своего величие и благолепия. Этот подъём связан с игуменством ученика Преподобного старца Паисия Величковского – старца Серапиона (время управления – 1834-1856). При нём в 1846 году и произошло прославление иконы «Споручница грешных».

В конце XIX – в начале ХХ вв. монастырь стал излюбленным местом паломничества для жителей брянщины и орловщины, процветало монастырское хозяйство, велись активные строительные работы. К моменту закрытия монастыря в нём насчитывалось более 90(!) кирпичных построек, причём кирпичный завод работал в самом монастыре!

двойной клик - редактировать изображение

В 1922 году, после революции, на территории обители располагалась детская колония, а через 2 года монастырь был закрыт. Позднее часть зданий была снесена по решению властей, часть разобрана «на кирпичи» местными жителями, а часть пришла в негодность без должного ремонта и присмотра. Так что до наших дней из почти сотни строений сохранилось только два – игуменский дом и братский (ныне – сестринский) корпус…

В 2004 году в возрождённой обители был освящён новый храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных»… А немногим ранее – 4 января 1998 года на глазах у многих монахинь на старой, почерневшей иконе проявился и просиял образ «основателя» и покровителя монастыря - Святителя Николая…

Продолжаем путешествие по Москве и движемся из Хамовников к Арбату на Воронухину гору. Так называлась часть старой Москвы, ныне располагающаяся между Смоленской улицей и Новым Арбатом. Здесь в XVII веке находился Государев дровяной щепной двор, на котором по «государственным» заказам изготавливались венцы и срубы «царского» качества.

В 1649 году рядом со «столярными цехами» соорудили деревянную церковь во имя Мирликийского архиепископа Чудотворца Николая. После одного из многочисленных московских пожаров на месте сгоревшей церкви возвели новую – каменную. Свой привычный вид церковь приобрела в 1686 году при Патриархе Иоакиме. В народе за ней прочно утвердилось поименование – Храм Николы на Щепах…

Храм, находящийся почти в центре первопрестольной, сильно пострадал во время наполеоновского нашествия и Большого московского пожара 1812 года. А восстанавливался он на народные пожертвования, которых хватило и на сооружение в 1813 году высокой по тем временам колокольни…

После революции храм был осквернён, все элементы церковного сооружения разрушены, а само здание приспособлено под заводские нужды.

Во время Второй Мировой войны в располагавшемся здесь цехе изготавливались боеприпасы, а после войны – памятные знаки и медали, и также – спортивные награды и кубки…

В 1983 году здание храма было всё же включено в списки на государственную охрану по городу Москве, а через десять лет возвращено церковной общине. С 1999 года в нём велись обширные реставрационные работы, а в 2001 году на восстановленной колокольне расположились 9 новых колоколов, включая массивный благовестник весом 2,5 тоны… Реставрация и роспись большей части храма были завершены в 2008-2009 гг., однако роспись в некоторых приделах продолжается и поныне.

С 2002 года над Арбатом вновь сияют 5 позолоченных крестов на куполах восстановленной церкви и один – на шпиле колокольни, которая – увы! – сегодня уже не кажется столь высокой… Но сама звонница Храма Николы на Щепах по праву считается одной из лучших в Москве…

двойной клик - редактировать изображение

Подавляющее большинство московских каменных храмов начинались как деревянные постройки, и лишь спустя годы, а, иногда, и века, нередко после безжалостных пожаров, они возводились уже из камня.

Подобная же судьба выпала и храму Святителя Николая в Заяицком (до 1954 года маленькая улочка в центре Москвы, ныне именующаяся как 2-ой Раушский переулок, называлась Николо-Заяицкий переулок).

Первое упоминание о храме относится к 1518 году, ко временам царствования Василия III Ивановича (1479-1533, период правления с 1505 по 1533 гг.), сына Ивана III и отца Ивана IV Грозного.

В те годы шла долгая десятилетняя (с 1512 по 1522 гг.) война объединённого Русского Государства с Великим княжеством литовским.

Это обстоятельство интересно ещё и тем, что может быть название Заяицкий связано именно с военными действиями на западе Руси. Мало кто из учёных сомневается в том, что само слово «Заяицкий» происходит от сочетания «те, кто находится за рекой Яик (нынешний Урал)». И не исключено, что на месте нынешнего храма расположились на поселение уральские казаки, прибывшие для защиты Московского государства от Литвы, тогда называвшиеся «заяицкими». Собственно, по их инициативе и могла возникнуть николинская церковь. Но есть, однако, и другая, менее героическая версия. На Москве «заяицкими» назывались и бухарские татары, которые занимались активной торговлей с Русью – через них в Московию поступали практически все азиатские товары, а «татарами» называли представителей большинства азиатских народов. Эта версия выглядит также вполне убедительно, если учесть, что рядом находится улица Татарская, Большая Ордынка, Ордынский тупик и т.д. Короче, это то место, где располагалась с XIV века Татарская слобода…

В 1652 году на месте деревянного вырос каменный храм, но уже к середине следующего столетия здание сильно обветшало, и потребовалась его значительная реконструкция. А как известно из евангельской притчи, не вливают новое вино в старые мехи – недостроенное сооружение рухнуло, и лишь в 1751 году начались работы по постройке совершенно нового здания.

К 1754 году строительство в основном закончилось, и осенью того же года был освящён правый придел во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В 1755 году левый придел освятили в честь Преподобного Сергия Радонежского, а по окончании всех отделочных работ в 1799 году был освящён и Главный – Преображенский – придел. Но за храмом закрепилось его начальное поименование – храм Святителя Николая в Заяицком…

Считается, что восстановленный в середине XVIII века храм строился по проекту тогдашнего «Главного архитектора» Москвы князя Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774). Ухтомские – потомственные Рюриковичи, а сам князь в 22 поколении был прямым потомком Великого князя киевского, основателя Москвы Юрия Долгорукого (1090-1157). Период активного творчества князя Ухтомского пришёлся на время правления Императрицы Елизаветы Петровны, а потому и разработанный Дмитрием Васильевичем архитектурный стиль получил название «елизаветинского барокко».

Во время московского пожара 1812 года само здание не пострадало, но церковная утварь была почти полностью разграблена «цивилизованными» завоевателями. И вся новая церковная утварь восстанавливалась на средства самих прихожан.

В советское время судьба храма сложилась традиционно – в 1932 году он был закрыт, а здание передано в управление Мосэнерго. Новые хозяева устроили в храме трансформаторный цех и поместили электроремонтную службу. «Для порядка» в 1939 году демонтировали купола и верхний ярус колокольни. Но, Слава Богу, основное строение уцелело, несмотря на имевшийся проект его полного сноса.

В 1996 году храм был возвращён верующим, и возобновлена приходская жизнь…

двойной клик - редактировать изображение

На юго-востоке Чудско-Псковского озёрного комплекса, являющегося четвёртым по величине озером Европы, находится озеро Псковское. Через озеро Тёплое оно соединяется с исторически прославленным Чудским озером. Имя Чудскому озеру по одной из версий дали древние эсты, на Руси называемые «чудь», а по другой, выдвинутой современными исследователями «русского готицизма», «чудью» называли одну из ветвей готских колонизаторов, вышедших из древней Скандзы – Скандинавии…

Но такое название озеро заслуживает носить и в честь «чуда», которое произошло в его акватории в 1242 году. Именно здесь состоялось знаменитое «Ледовое побоище», в котором войско новгородского князя (а впоследствии и великого князя киевского) Александра Невского наголову разбили войска Ливонского Ордена. (Ливония – территория современных Латвии и Эстонии, а сам Орден являлся как бы отделением могучего Тевтонского Ордена).

На юге Псковского озера располагается архипелаг Талабских островов – Верхний, Талабск и Талабенец. В советское время острова были переименованы, в частности, остров Верхний – в остров им. Ивана Белова, а Талабск – в честь Яна Залита. Оба – и Белов, и Залита – участники Гражданской войны, представители советской власти, и оба погибли при захвате островов белогвардейским генералом, атаманом С.Н. Булак-Балаховичем.

Но если остров им. Белова ныне всё чаще называют его старым «именем» - Верхний, то вот остров Залита (а правильнее – имени Залита) – так, по-советски, и продолжают называть. А причина в том, что широко почитаемый старец, протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), вошёл в историю как настоятель храма Святителя Николая на острове Залита…

Строительство деревянного храма относится к концу XVI века. А каменный – из известковой псковской плиты – был построен в 1792 году.

В 1939 году храм был осквернён и разорён, иконы и церковная утварь расхищены, убранство – полностью уничтожено. Однако, в отличие от подавляющего большинства пострадавших в конце 30-х годов храмов, которые открыли уже в перестроечное время, храм Святителя Николая был возвращён верующим вскоре после войны, и в нём с 1947 года возобновились богослужения.

В 1958 году настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Гурьянов, имевший за плечами к тому времени и ленинградские «Кресты», и лагерь в Коми АССР, и церковную служение на оккупированных территориях. И 15-летнее настоятельство в церкви села Гегобросты Паневежиского благочиния Виленско-Литовской епархии, в храме – случайность ли? – также во имя Святителя Николая.

Ещё в советское время за о. Николаем утвердилась слава прозорливца и великого молитвенника, и на о. Залита к нему съезжались тысячи людей в год, нуждавшихся в его советах и молитвенной поддержке.

Могила старца, находящаяся здесь же, на острове, стала местом активного паломничества верующих.

О последних годах жизни девяностолетнего старца ходят противоречивые слухи, но их разбор не входит в задачу настоящего очерка. Как, впрочем, и вопрос о прославлении праведного Николая Псковоезерского. Но мы были не в праве в нашем путешествии обойти вниманием небольшой николинский храм на острове Талабск…

двойной клик - редактировать изображение

По нашим данным Храм во имя Святителя Николая в селе Гегобросты, построенный для русских колонистов в Литве в 1889 году, существует и поныне…

Великорецкий крестный ход… Это не просто «ход» - это целое явление православной жизни, и не только Вятского края, но и всей России. Один из древнейших, один из самых массовых…

В 1383 году на берегу реки Великой, что является притоком Вятки, и по Каме, а далее по Волге, несёт свои воды с северо-востока Руси до Каспийского моря-озера, была обретена икона Николая Чудотворца «с житием» святого. Вскоре после обретения она ознаменовалась рядом исцелений, и к ней начались паломничества. Позднее её перенесли в столицу вятичей – город Хлынов, а на месте обретения возвели деревянную часовню. И почти сразу же родилась традиция крестного хода – из Хлынова к месту её обретения, в деревню Крутицы на реке Великой, давшей название и самому крестному ходу. А ещё через несколько лет в Хлынове возвели Николинский собор, куда перенесли досточтимую икону и который стал главным храмом города и всего края.

По указу Государя Ивана Грозного в 1555 году чудотворная икона крестным ходом через недавно завоёванную Казань, Нижний Новгород и Коломну была доставлена для поклонения в Успенский собор Кремля. Этой иконой было освящено начало строительства знаменитого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровского храма, что на Рву), известного в Истории как Собор Василия Блаженого. Обратный путь иконы в Хлынов крестным ходом прошёл по северу Руси – через Вологду.

Традиционный маршрут крестного хода из Вятки (бывший Хлынов, ныне – Киров) до села Великорецкого и обратно составляет 150 км.

В 1935 году вятский кафедральный собор был разрушен, чудотворная икона утрачена, и на проведение крестных ходов наложен сперва неофициальный, а с 1959 года, во время пресловутой «хрущёвской оттепели», и официальный запрет. Однако паломничество малых групп верующих на реку Великую не прекращалось никогда! Красный молох оказался бессилен против всенародной любви русских к Угоднику Божию…

И сегодня в Великорецком крестном ходе ежегодно участвуют более 30 тысяч человек, а сами торжества в Великорецком собирают около 70 тысяч паломников!

В 2008 году был принят Устав Великорецкого крестного хода, а четырьмя годами раньше основан Спасо-Преображенский Никольский Великорецкий мужской монастырь, тесно связанный с проведением крестных ходов. Существовавшие ранее Спаса-Преображения и Никольские церкви вошли в современный храмовый комплекс монастыря…

Волей провидения сохранилось и несколько древних копий с Великорецкой иконы Николая Чудотворца…

двойной клик - редактировать изображение

Продолжение следует

1.0x