Авторский блог Евгений Смирнов 19:01 1 июня 2017

Проблемы системы государственного контроля в сфере ЖКХ

О проблемах ЖКХ в Москве с цифрами и фактами

Как правило, претензии к государству со стороны граждан касаются тех сфер, которые связны с первичными потребностями и основополагающими правам: пенсии, лекарства, образование и т.д.

Право гражданина России на жилище также является фундаментальным – оно закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Однако реализация этого права и контроль за его исполнением со стороны государства оставляют желать лучшего – о чем свидетельствует пример Москвы.

Федеральные и городские власти хорошо потрудились, закрепляя в нормативно-правовых актах права на жилище и ответственность за несоблюдение этих прав. Так, административное наказание для чиновника, допустившего нарушение жилищного законодательства, может варьироваться от штрафа в сумме 4 тысяч рублей (ст. 7.22 КоАП РФ) до дисквалификации на срок до трех лет (ст.ст. 7.23.2, 7.23.3 КоАП РФ).

Кто же отвечает за исполнение закона в сфере ЖКХ и наказывает за его неисполнение?

Статья 23.55 КоАП РФ гласит, что санкции применяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.07.91 г. N 55 в столице таким органом является Государственная Жилищная инспекция города Москвы. Она подчиняется городскому Правительству, а точнее курирующему заместителю мэра Петру Бирюкову.

Под контролем московской Государственной Жилищной инспекции находятся управляющие компании – они-то непосредственно и взаимодействуют с людьми, отвечая за нормальную работу ЖКХ: обеспечивают содержание домов, прилегающих территорий, включая санитарную уборку, ремонт, вывоз мусора, предоставление коммунальных услуг и т.п.

Основной государственной организацией, управляющей многоквартирными домами, является Государственное бюджетное учреждение «Жилищник» (соответствующего района г. Москвы). «Жилищники» подконтрольны Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы т.е. столичному Правительству - всю тому же Петру Бирюкову.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время работает 146 таких учреждений - по 1 на каждый район г. Москвы. «Жилищники» являются правопреемниками не без известных ДЕЗ-ов (Дирекций единого заказчика). Под их управлением находится без преувеличения вся Москва!

Таким образом, Правительство города осуществляет контроль само за собой, и никаких других структур, кроме прокуратуры, которые могли бы применять санкции и осуществлять контроль за деятельностью «Жилищников» у нас нет. Да и прокуратура весьма ограничена в полномочиях: в силу ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» она не должна подменять иные государственные органы при осуществлении надзора т.е. не должна выполнять работу Государственной Жилищной инспекции.

Неэффективность такой системы видно не вооруженным глазом, стоит набрать в любой поисковой системе слова «Задержали Жилищник», либо «Жилищник возбудили дело» и выплывет множество скандальных эпизодов.

В отношении должностных лиц (преимущественно руководящих) ГБУ «Жилищник» районов: Гольяново, Ясенево, Раменки, Савелки, Донской, Ломоносовский, Останкинский, Чертаново-Центральное, Коньково, Хорошево-Мневники, Нагатино-Садовники, Южное Бутово, Москворечье-Сабурово, Люблино возбуждены уголовные дела, в основном связанные с растратой и хищением бюджетных средств. И это неисчерпывающий перечень подобных примеров.

За полчаса поисков в интернете мне удалось найти упоминания о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц ГБУ «Жилищник» 15 районов… 15 из 146 - т.е. 10 %. И это только то, что есть в интернете.

В чем конкретно состав преступлений?

В перечисленных выше «Жилищниках» работает от 400 до 1500 сотрудников с заработной платой от 20 до 150 тысяч рублей. Специфика работы этих учреждений создает большое подспорье для «мертвых душ»: из 1000 человек таких насчитывается 30 – 50. Если умножить это количество на 30 тысяч рублей, получается чистый доход в 1-1,5 млн рублей для нечистого на руку чиновника.

При такой ситуации людей для уборки помещений и дворовых территорий не хватает. В этом можно убедиться самому, например, бросить двадцать скрепок на клетку и посмотреть когда их уберут... результат будет неутешительный!

А ведь, это лишь одна статья незаконного дохода ГБУ. Также имеются государственные контракты на закупку тех или иных втулок, материалов, гаек для содержания многоквартирных домов, ремонт спецтехники, обслуживание домофонов. Мониторинг сайта zakupki.gov.ru показывает, что «Жилищники» закупают эти материалы и услуги на миллионы рулей.

Очередная статья незаконных доходов «Жилищников» заключается во всем известных поборах. Стоит вызвать электрика, сантехника и попросить его вкрутить лампочку, поменять розетку т.п., он попросит оплатить эти услуги и вряд ли выдаст чек.

Не обойдем стороной и коммерческие предприятия, осуществляющие деятельность на 1-х этажах жилых домов, управляемых «Жилищниками». Распространена практика, когда вместо этих предприятий за использование услуг ЖКХ платят ничего не подозревающие жильцы. Управляющая организация не может не знать про незаконные врезки таких предприятий в общедомовые инженерные системы, так как осуществляет их обслуживание, а Мосжилинспекция на постоянной основе проводит проверки жилого фонда.

Неужели руководство города и контролирующих структур не знают о расхищениях в соответствующих подведомственных организациях? Если знает, то почему по инициативе Правительства города не возбуждено ни одного дела? А если не знает, то насколько этот руководитель соответствует занимаемой должности?

1.0x