В конце 1940-х – начале 1950-х гг. на Урале были построены предприятия будущей атомной промышленности по получению компонентов для атомных бомб разными методами. Эти предприятия были размещены в Челябинской и Свердловской областях [1. С. 388], которые образовали замкнутый ядерно-оружейный комплекс (ЯОК) от проектирования до сборки ядерных боеприпасов для всех видов вооруженных сил [3. С. 88].
После распада СССР и перехода экономики страны в 1990-е гг. от планового режима функционирования предприятий ЯОК к рыночным отношениям появились серьезные проблемы в их деятельности. Одной из самых главных проблем стало резкое уменьшение финансирования государственного оборонного заказа (ГОЗ), что потребовало от руководителей предприятий искать источники альтернативного финансирования для поддержания их безопасного функционирования через конверсию производства и перевод производственных мощностей на выпуск продукции гражданского назначения. Оборонная тематика и технологические цепочки имеющегося на балансе милитаризованного производства не позволяли быстро перейти к выпуску такой продукции т.к. себестоимость ее была выше, чем у конкурентов. В эти годы предприятиям атомной промышленности приходилось буквально выживать и искать механизмы эффективного использования всех видов ресурсов.
Следующей проблемой стала сокращение числа работников на предприятиях, что повлекло и ухудшение социально-экономической обстановки в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), оттоку населения за их пределы. Так, например, на АО «Уральский электрохимический комбинат» (УЭХК, г. Новоуральск) число работников уменьшилось с 18 тыс. чел., до 2,5 тыс. чел. [4]. Соответственно население этого ЗАТО уменьшилось почти на 14 тыс. человек. Если в 2002 г. население составляло 95 414 чел., то в 2017 г. 81 577 чел. [5]. Подобная картина наблюдалась и в других ЗАТО Урала.
Современный этап функционирования предприятий атомной отрасли характеризуется изменениями геополитической ситуации в мире, что привело к сокращению ГОЗ для предприятий, снижению объемов производства и загрузки производственных мощностей, и снижение потребности в количестве высококвалифицированных работников.
Чтобы не допустить резкого ухудшения социально-экономической обстановки на этих предприятиях и в ЗАТО, в которых они функционируют, а также с целью эффективного использования производственных площадей и высококвалифицированного персонала, правительством страны было принято решение о создании в этих населенных пунктах Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что позволило на льготных условиях налогообложения привлечь инвесторов и создать новые производства, которые начали выпускать необходимую стране промышленную продукцию.
Целями создания ТОСЭР в ЗАТО были: обеспечение условий для диверсификации экономики территории; появлении и развитии новых направлений производства гражданской продукции; оказания инженерных услуг на базе высокого научно-производственного и кадрового потенциала ЗАТО [2. С. 3].
На территории Свердловской области в ЗАТО «Город Новоуральск» градообразующее предприятие – УЭХК, провело масштабные структурные преобразования и высвободило значительные кадровые ресурсы. На освободившихся производственных площадях планируется организовать несколько производственных площадок для резидентов ТОСЭР. Предварительный анализ показывает, что выделенные территории обладают потенциалом и компетенциями для формирования нескольких наукоемких кластеров: новые материалы и конструкции; промышленные конструкции и оборудование; биофармацевтика; источники питания; аддитивные технологии; пищевая промышленность.
Первым резидентом ТОСЭР «Новоуральск» стало ООО «Кибертоп Экосистемс» по массовому производству мобильных мусороперерабатывающих комплексов, которое начало свою деятельность на базе высвобожденных площадей УЭХК. Сжигание отходов в таких установках происходит при температурах более 1500 градусов. Такие комплексы способствуют решению экологических проблем по утилизации бытовых и техногенных отходов, в том числе ликвидации несанкционированных свалок. По утверждению резидента мусороперерабатывающий комплекс значительно дешевле зарубежных аналогов, прост конструктивно, технологичен и экологичен. По предварительным расчетам установление статуса ТОСЭР позволит в Новоуральске создать 2,5 тыс. рабочих мест (вместо 15,5 тыс. сокращенных).
В Челябинской области в феврале 2018 г. из трех ЗАТО два - Озерск и Снежинск получили статус ТОСЭР. В Озерске уже до конца 2018 г. ожидается запуск производства горелочных устройств, пластин для теплообменников, разработки и изготовления оборудования для нефтедобычи. Посчитано, что вложенные 9,8 млрд руб. принесут 170 млрд руб. прибыли.
По оценке Минэкономразвития России, создание ТОСЭР «Снежинск» обеспечит привлечение около 5 млрд руб. инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано более 900 рабочих мест. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составят около 3,3 млрд руб. [6]
Для деятельности потенциальных резидентов ТОСЭР в ЗАТО необходимо проработать вопросы привлечения кадров, создания благоприятных условий для привлечения молодых специалистов и научно-инженерных кадров (доступное жилье, развитая социальная и научно-исследовательская инфраструктура, высокое качество и удобство жизни). Однако задача по поиску резидентов в ЗАТО осложняется строгим режимом безопасности. Поэтому принято решение о выделении имеющихся гражданских производств из состава градообразующих предприятий в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Получив статус федеральной ядерной организации, комбинаты наделены правом создания новых предприятий, которые могут войти в ТОСЭР.
Фактор специализации ТОСЭР и концентрации усилий по формированию всех необходимых условий для формирования отраслевых центров компетенций (формы поддержки, привлечение и «закрепление» молодых специалистов и инженеров, подготовка собственных кадров и узких специалистов, кооперация с лидерами рынка, развитие организаций инновационной инфраструктуры и т.д.) является ключевыми условиями для успешной реализации ТОСЭР на территории ЗАТО [2. С. 16].
Мощный научно-технологический и инженерный потенциал, связанный с основной и гражданской деятельностью предприятий ЯОК, сложившаяся система подготовки и повышения квалификации кадров, развитая транспортная, энергетическая и социальная инфраструктура, создают необходимые условия для формирования ТОСЭР в ЗАТО с фокусом на импортозамещение и производство высокотехнологичной продукции для нужд российской промышленности.
Реализация проекта ТОСЭР позволит обеспечить инвестиционную привлекательность ЗАТО, сформировать и ускоренно развивать высокотехнологичные кластеры по перспективным направлениям, увеличить объем производства импортозамещающей продукции, создать новые высокопроизводительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней и снизить зависимость местных бюджетов от градообразующих предприятий.
Таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование и сохранение накопленного потенциала предприятий ЯОК в стране в целом и на Урале в частности, государство предпринимает меры экономической поддержки путем предоставления льготных режимов для создания альтернативных производств, обеспечивая тем самым эффективное использование высвобождающихся производственных площадей и трудоустройства высококвалифицированных работников.
Библиографический список:
1. Атомный проект СССР: Документы и материалы. В 3-х томах / под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. II. Атомная бомба. 1945-1954 гг., Книга 7 / Федеральное агентство по атомной энергии; отв. сост. Г.А. Гончаров. – Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ: М. ФИЗМАЛИТ, 2007. 696 с.
2. Концепция ТОСЭР «Лесной» Госкорпорации «Росатом». С. 3
3. Кузнецов В.Н. Атомные закрытые административно-территориальные образования: история и современность / В.Н. Кузнецов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. 440 с.
4. http://uralpolit.ru/news/econom/reviews/1372057820-chislennost-rabotnikov-uekhk-dovodyat-do-ekonomicheski-tselesoobraznoi
5. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=202
6. http://snezhinsk.ru/mig/688-toser-snezhinsk.html