Одной из главных тем для обсуждения за последний год стал потолок цен на российские… да почти на все российские экспортные продукты. Начиналось всё с нефти и газа, но чем дальше заходило, тем больше говорили про металлы, пшеницу, удобрения и благородные газы. Принятие законодательных норм под это — лишь вопрос времени. Суть потолка цен — покупатель сам устанавливает предел, выше которого продавец не может сбывать ему свой товар, — отрицает законы экономики. При том, что после первоначального согласия стран G7 на введение потолка цен на нефть это выглядело шуткой, страны Запада дошутились до того, что в начале декабря действительно проработали механизм ограничения цен, договорившись установить предел на уровне 60 долларов за баррель и в противном случае пообещав не предоставлять транспорт и страховку перевозок. Россия ответила на это созданием того, что западная пресса назвала "теневым флотом" — армадой списанных и скупленных через посредников судов, способных перевозить миллионы баррелей нефти. Размер теневого флота — на то он и теневой — долгое время оставался загадкой, только в начале декабря The Wall Street Journal и Financial Times, ссылаясь на мутные источники в разведсообществе, поведали миру о сотне танкеров, почти треть из которых может возить по два миллиона баррелей. С тех пор тема ушла в тень и два с лишним месяца почти не всплывала в массмедиа. Всё изменилось в середине февраля, когда Европа начала ощущать последствия вступившего в силу 5 февраля запрета на импорт российского топлива.
В Bloomberg 17 февраля появился материал, где был представлен новый способ подсчёта численности теневого флота — надо сказать, куда более разумный, нежели непонятные сливы от американских разведчиков. По данным аналитической фирмы Kpler, за 13 февраля в море было замечено 311 судов, которые ходили, не указывая ни пункта назначения, ни своего груза. При этом до начала февраля ежедневное число таких судов составляло в среднем 14–15 штук. При этом в качестве пункта отправления Россию указали лишь 33 из них, что ознаменовало резкое падение этого показателя по сравнению с первым месяцем года, за который 103 подобных судна указали в своих документах РФ. При этом теневой флот нанёс удар по рынку официальных перевозок: стоимость фрахта немногих из оставшихся свободных судов значительно выросла, из-за чего даже небольшой танкер будет стоить почти 42 тысячи долларов в сутки — на 280% больше, чем раньше. С середины месяца в Bloomberg размышляли, как такой флот помогает обходить санкции, и подcчитывали долю теневых перевозок в общих поставках в Европу. И вот 24 февраля их осенило: теневой флот нужен для продажи нефти по ценам выше установленного ценового потолка. Шокирующее открытие было сделано пятью исследователями из видных американских научных центров: Колумбийского университета, Калифорнийского университета, вашингтонского Института международных финансов. Характерно, что среди пяти учёных, пришедших к выводу о коварстве не желающих соблюдать санкции русских, четверо носят вполне себе наши имена и фамилии.
Так вот, американские исследователи обнаружили, что со времён вступления в силу решения о потолке цены на нефть эту самую нефть продавали в среднем на четверть дороже этого потолка — называлась цифра в 74 доллара за баррель. Интересно, что данные представлены только за декабрь и только на основании информации, исходившей от таможни. Такой ужас резко контрастирует с позитивными данными от начала января: тогда аналитическая фирма Argus, работающая на Международное энергетическое агентство, бодро отчитывалась о падении цены на российскую нефть заметно ниже потолка цены: в качестве примера приводилась нефть марки Urals в 38 долларов за баррель. Та новость стала настоящим триумфом: отдельные гении стали говорить даже про снижение потолка цен, при этом никто не додумался посмотреть, что именно Международное энергетическое агентство является источником группы G7, так что цифры Argus вполне можно было воспринимать как самоуспокоение, убеждение "семёркой" самой себя, что введённые санкции работают.
В добавок к этому российский теневой флот вовсю пользуется уязвимостями европейского законодательства. 23 февраля всё тот же Bloomberg написал, что залив Лакониос к югу от Спарты стал биржей, где российские (формально — нет, но мы всё понимаем) суда перекачивают десятки миллионов тонн нефти на танкеры других государств: говорят про 23 миллиона тонн за полтора месяца. При этом несмотря на близость к греческим берегам воды, где производятся торговые операции, считаются нейтральными, а стало быть, греки ничего с этим поделать не могут. Греческие власти так и говорят: вмешательство исключено. Мы бы, мол, рады соблюдать все законы и свято блюсти различные потолки цен, но вот — хоть убейте — никак не справимся с тем, что прямо у наших берегов творится такое святотатство!
Многие из судов после спартанской перекачки отправляются в Азию: такой крюк связан с тем, что формально Греция занимает первое место в мире по количеству танкеров — хотя это место оспаривает Япония и всё зависит от методики подсчёта.
Формально же Россия вообще не входит в десятку стран, владеющих наибольшим танкерным флотом, однако ж именно российские танкеры заставляют европейских чиновников, в числе которых особенно выделился главный в Брюсселе по вопросам торговли, финансов и евро Валдис Домбровскис, ломать голову.
На фоне странного конфликта интересов между Евросоюзом, клятвенно обещающим насаждать санкции и обрубать все варианты их обхода, и Европой, соблюдающей эти самые санкции вполсилы, Россия создаёт альтернативную глобальную систему транспортировки энергоносителей. Теневые флоты, мутные схемы перекачки нефти, обход ограничений на продажу и пробивание потолков цен — это лишь малая часть того, что может последовать дальше. Не забывайте про все эти заводы по производству СПГ, так удобно расположенные на нашем северном побережье.