Белоснежный зал, много кафеля и света. В соседнее окно гардероба подает пальто Павел Санаев. Девушка в офисной розовой рубашке подскакивает к нему с микрофоном. «Можно вас?» - «Сейчас, подождите, дайте хоть переодеться»,- на бегу бросает Санаев, и спускается по длинной мраморной лестнице вниз. Здесь музыка, девушки в черных вечерних платьях и мелькающие бокалы шампанского вместо людей. «А вы литераторы, да?»,- тонкая женщина с короткими рыжими волосами в красном полосатом жилете появилась из неоткуда. «А я занимаюсь словом…»,- говорит, как отрезает, или отрезает, как говорит - таинственная незнакомка. «Словом…и делом?» - «Нет, что вы…каким еще делом! Слово - это созерцание. А дело….». Голос из динамика напоминает: «Церемония начнется через десять минут…».
Гости густой вереницей направляются в зал. «О, нет! В зал нельзя с бокалами!»,- вскрикивает какая-то женщина в синих брюках и больших роговых очках и разворачивается обратно. За ней - добрая половина очереди - оставлять стаканы. Какие-то молодые люди сгрузили пустые бокалы в углу прямо перед входом, залпом допив искристое содержимое. Зал наполняется за секунду. Вмиг гаснут огоньки ламп…. «Добро пожаловать на независимую премию «Дебют», которая проходит в столице вот уже в 14-й раз!»
Музыка, ослепляющий прожектор, громкие аплодисменты, стойка с надписями «духовность», «проза», «эссеистика» «поэзия». Чудесные ведущие расплываются в широких улыбках. На большом экране транслируют их выглаженные лица. «Больше на Оскар похоже!»,- смеется в голос парень на предпоследнем ряду. Его шутку подхватывает громоздкий секундный смех: «Скорее на КВН!». Да, на задних рядах всегда можно услышать много интересного. «Премия «Дебют» похожа на «Фабрику звезд!»,- начал ведущий церемонии. И вновь зал, как новогодняя хлопушка, взрывается дерзким хохотом. Ведущие не то, чтобы немного смущены - они на крошечный эпизод меняются в лице, но тут же застегивают улыбку и продолжают: «Первая номинация - поэзия!». Тут же все внимание публики переходит на экран, где мелькают лица номинантов. Ленинградец Андрей Гришаев говорит что-то про деревья, Денис Крючков поясняет, что поэзия - это друг Орфея, Василина Орлова рассказывает о концепции смерти, а Лета Югай рассуждает о значимости фольклора в русской филологии.
«Я подавлен,- начал свою речь поэт, член жюри премии Дмитрий Веденяпин,- так жутко быть в жюри. Мы всегда внутри сталкиваемся с противоречиями. Сегодня нет согласия - что есть поэзия? Один играет в футбол, другой в шахматы….». Вручать премию на сцену вышли Татьяна Проценко и Виктор Виноградов. Именно здесь началось настоящее шоу - актриса прочитала строчки из знаменитого стихотворения Цветаевой, где про стихи и старые вина, вновь заставив сидящих в зале улыбнуться, а чудо- мистериограф и художник, появившийся на сцене с блюдом на голове, прочитал мантру. К чему, зачем и при чем в этом несанкционированном перфомансе поэзия - явно не понятно, но так или иначе….
Победительницей «Дебюта» в номинации «Поэзия» стала 29-летняя Лета Югай, которая родилась и живет в Вологде. Училась Лета в Литературном институте, на семинаре Андрея Василевского. У молодой поэтессы уже вышло 5 книг. В стихах Югай, особенно ранних, довольного сильно фольклорное начало - сказались корни и место рождения девушки, хотя относительно других представителей «вологодской школы», которой, по сути, в современной России уже существовать не может. Той же Наты Тучковой, стихи Леты Югай кажутся бесцветными и какими-то безопределенно-личными. Мягкие, стройные, но в то же время местами дисритмичные - поэтический мир Леты Югай не имеет четких контуров и плотно прорисованных линий . Лучшей в шорт-листе эту подборку назвать явно сложно…..
Далее на очереди - номинация «Эссеистика», в шорт-листе которой оказались Екатерина Иванова из Саратова, екатеринбуржец Константин Комаров и московский эссеист Александр Чанцев.
Приз в номинации вручал Борис Грачевский, который, то ли в шутку, то ли серьезно, прочитал отрывок из стихотворения Анны Ахматовой: «Я вернусь беззвучною зимой». То, что читать на этой сцене всем известные и до дыр замусоленные отрывки стихотворений Анны Ахматовой или Марины Цветаевой просто пошло, никто из приглашенных «селебрити», видимо, не понимал, поэтому все присобачивали на лицо задумчивость, закрывали глаза и проникновенно, так проникновенно…Но не об этом. Победительницей стала Екатерина Соколова, которая уже успела выпустить две монографии «Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика» и весьма любопытную «Кризис языка и язык кризиса в поэзии конца XX – начала XXI века».
После объявления двух номинаций зрителей ждал большущий, как Олимпиадный бюджет, сюрприз. «Мы каждый год радуем наших зрителей интересными, модными выступлениями!»,- предварили следующий номер искрометные ведущие. Здесь на сцене появился популярный репер ST и под музыку прочитал есенинское стихотворение. Выступление кстати было не таким плохим, вопреки очередному смеху с задних рядов и удивленно переглядывающихся женщин в объемных свитерах и очечках. Динамичный видеоряд добавил драматичности в выступление репера….
Дмитрий Богославский за пьесу «Внешние побочные» получил награду в номинации «Драматургия», вручение которой прошло без эпатирования литературной публики. А вот номинация «Малая проза» началась со смачного: «Б***ь!» из зала, когда ведущие позвали на сцену члена жюри Романа Сенчина. Вручать награду вышли Алика Смехова и Александр Носик. И актриса сделала невозможное - она зачитала Ахматову, на что зал ответил уже несдерживаемым истерическим смехом. «Вам может и смешно, но мы здесь не глупостями занимаемся», - отреагировала Смехова. А вот Александр Носик с какой-то непонятной гордостью заявил: «Эта премия хороша тем, что она негламурная». Что весьма верно подмечено. Победителем в номинации «Малая проза» стал студент Литературного института Александр Решовский за подборку рассказов. Удивительно, как стремительно развивается карьера молодого писателя - его первая публикация была всего лишь год назад в журнале «Флорида».
Номинацию «Фантастика» вручал Дмитрий Глуховский. Автор популярных книг начал свою речь (воистину зря) со слов: «Я не знаю, каково это - стоять на сцене перед решающим моментом. Мне ведь никогда не вручали литературных премий…», на что из зала раздалось злостное: «А за что?». Из другого конца кто-то крикнул: «Поддерживаю!». Но на сцене давным- давно было свое, совершенно отдельное действо, так что до выкриков из зала стоящим на сцене было мягко говоря все равно. «Кот Шредингера» называется повесть Антона Ботева, которая победила в номинации «Фантастика», а в номинации «Крупная проза» премию взял Алексей Лиснянский из Хакасии за повесть «Отара уходит на ветер».
Завершающим стало выступление Ольги Славниковой, координатора премии, которая призналась в любви всем номинантам и отметила, что «Миллион потратить быстро, а потом между всеми вами не будет никакой разницы». Только на сцену вышли все лауреаты, как зрители стремительно начали выходить из зала - навстречу сырным тарелкам, мясным роллам и красному вину. Как-то в голос кричалось мол «Это не прилично, подождите». Или что-то типа «Задом в приличных обществах не ходят!». Но тщетно.
Говорят, потом была драка, какие-то юные писательницы соревновались за пирожное «птичье молоко», а один из эссеистов оставил свой Диплом на пустом столе с рыбой и мясом. Вот такие они, литераторы, отчаянные, дерзкие и….(об этом стоит спросить оставшийся на банкете персонал театра Петра Фоменко).