Авторский блог Галина Тюрина 01:47 10 марта 2021

Призрак «Свободы»

О технологиях информационной войны

По телевизору идёт фильм Би-Би-Си о трагической судьбе могущественного средневекового государства Чичен-Ица в Северной Америке, бесследно сгинувшего в XI веке нашей эры. "Так бывает в истории. Вот так внезапно исчез Советский Союз…" — с обывательской лёгкостью утверждает комментатор.

Наша национальная трагедия, крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века (по определению В.В. Путина) в общественном мнении Запада стала почти шутейным мемом.

И эта мотыльковая сентенция — лишнее свидетельство горчайшей исторической правды: СССР планомерно и системно уничтожали с первых дней существования, изощряясь в средствах массового поражения.

С особым рвением и остервенением вражда усилилась в ходе коренного перелома во второй мировой войне в 1943 году: английский премьер-министр Черчилль уже готовил тезисы для объявления крестового похода против СССР.

Американцы двурушничали: с одной стороны, просили Сталина после победы над Гитлером разгромить японцев в обмен на крайне нужные нам кредиты. С другой — готовили план атомного нападения на СССР.

Благодаря нам японцы капитулировали, но с кредитами американцы нас "кинули". Более того, объявили о начале "холодной войны", навязали нам "железный занавес" и кратно усилили идеологическую составляющую в информационных битвах.

Не жалея средств, наши бывшие союзники прежде всего ринулись на защиту Восточной Европы от советского влияния. Антисоветской пропаганды в лице таких официальных вещательных монстров как Би-Би-Си, Голос Америки или Немецкая волна было недостаточно. Нужны были новые "голоса", с гибкой ориентацией в идейно-смысловом пространстве и свежим, "свойским" проникновенным "тембром".

В 1950 году на оккупированной американцами немецкой территории и на американские деньги обрела голос якобы независимая Свободная Европа с круглосуточным вещанием на спасённые нами от фашизма европейские страны.

По мере того, как Советский Союз без иностранной помощи побеждал послевоенную разруху, расширялся арсенал уничтожающих его средств. В тяжелейшем для нас 1952 году, когда на страну обрушились экономические санкции (!), обретает голос Радио Освобождение, в 1959 году переименованное в Радио СВОБОДА*. Нацеленная на СССР как эффективное средство психологической войны, эта радиостанция вдохновлялась мессианской идеей освобождения советского народа от "кремлёвского ига". Со штаб-квартирой в Нью-Йорке и с филиалом в Мюнхене, откуда осуществлялось вещание. Его география пополнится Турцией, Тайванем, Испанией…

Автор этих строк, увы, принадлежит к тем болванам, которые прилипали к радиоприёмникам и ловили эти отравленные волны с бациллами лжесвободы и демократического вторсырья. Сколько было нас, идиотов? Американские начальники РС (Радио Свобода) разными способами, в том числе с помощью компьютерного моделирования, целенаправленно вели учёт. А когда "железный занавес" рухнул, и нас посчитали по головам, цифра постоянных "радиобаранов" в России оказалась нехилой: 78 процентов активного городского населения попали под облучение "радиоактивной" "Свободой".

Поздравим американцев с безусловной информационной победой над советскими свободомыслящими лохами.

Пафос победы, приглушённый профессиональной сдержанностью истинного рыцаря "Свободы" времен "холодной войны", пронизывает объёмный мемуар Джина Сосина со скромным названием "Искры свободы" и непритязательным подзаголовком: "Воспоминания ветерана радио".

Мемуар мог иметь название "Полвека у руля Свободы". И хотя штатным сотрудником в руководстве этого радио автор был ровно тридцать три года, он и в пенсионном возрасте не терял связей с родным коллективом. Это позволило представить читателю труды и дни Русской редакции Радио Свобода за полвека: от первого выхода в эфир 1 марта 1953 года до дня рождения академика А.Д. Сахарова в 2008 году.

Автор гордится похвалой жены академика Елены Боннэр, которой она наградила корреспондентов Свободы 22 августа 1991 года в здании Верховного Совета: "Вы были с нами на баррикадах!"

За эти баррикады и за все десятилетия борьбы с СССР Радио Свобода получило из рук бывшего партийного босса Ельцина фантастический подарок, который не снился их кураторам из ЦРУ: уютное старинное здание в центре Москвы под штаб-квартиру. Плюс постоянная аккредитация на все правительственные мероприятия. (Исторический президентский указ представлен в книге).

Наш всемирный национальный позор по прозванью "Ельцин" запечатлён навек в благодарной памяти автора: его приветствием открываются воспоминания Джина Сосина: "Трудно переоценить значение вашего вклада в уничтожение тоталитарного режима в бывшем СССР. Но не менее важны ваши усилия сейчас в деле информирования русских слушателей о событиях в нашей стране и во всём мире". Послание Президента России Б.Н. Ельцина Радио Свобода в связи с сорокалетним юбилеем станции. Март 1993 года.

Поймала себя на мысли, что именно с 1993 года прекратила общение с этим "свободным голосом". А тогда, при Ельцине, "свободолюбцы" переживали свой звёздный час…

Пора представить автора. Биография Джина Сосина, наверное, была бы интересна Голливуду: участник Второй мировой войны, служил в морской разведке, закончил Русский институт при Колумбийском университете, защитил докторскую диссертацию о … советском театре для детей (чисто советское явление).

Знание русского языка помогло поучаствовать в глобальном социальном (или разведывательном?) проекте. Вместе с женой-однокурсницей целый год работали в Мюнхене с нашими бывшими соотечественниками: военнопленными, перебежчиками, с угнанными в Германию батраками, попавшими в зону американской оккупации. Собирали информацию о жизни в Советском Союзе. Видно, не простыми были "социологами", если имели офицерские звания.

Потом, в 1952 году, в жизни автора появилась новорождённая радиостанция "Свобода", которую опытный "социолог" Джин Сосин наполнял кадрами разных национальностей, вербуя наших бывших соотечественников, в том числе предателей, пособников нацистов и других типов с низкой социальной ответственностью. Получился этакий СССР в миниатюре: русская редакция (самая большая и самая старая), армянская, азербайджанская, грузинская и т.д.

Он не скрывал восхищения: "…Не чудо ли вообще, что группа американцев, не искушённых в тонкостях международного вещания, соединила свой талант и энергию с такой же группой непрофессионалов — озлобленных жертв советской тирании, которые только и думали, как бы отомстить этой власти за всё причинённое им горе!"

Вполне гуманное прикрытие отнюдь не благотворительной организации, имеющей далеко идущие агрессивные цели и задачи, хотя побудительная мотивация верная: месть (и лучше в долларовом эквиваленте).

Верно также то, что лучшие американские стратеги в 1952 году прежде всего думали о том, как убрать Сталина (как сейчас — Путина). Глаз с него не спускали. А некоторые "ясновидцы" даже предсказали скорую смерть. Один такой поразительный факт описан без ссылок на разведданные…

Несмотря на сверхкорректный, информационно выверенный и эмоционально скупой стиль повествования, похожий на дистиллированную воду, автор не в силах удержаться от намёков или явных проговорок относительно программных целей и концептуальных установок этого мини-СССР в американском медиаварианте.

Под прикрытием священной борьбы за вашу и нашу свободу, за демократию, права человека и прочие буржуазные ценности элита супербуржуазной Америки вынашивала план тотального истребления своего главного врага на пути к мировому господству — СССР.

Разумеется, в предлагаемом тексте нет подобных банальностей: всё под флёром толерантности, политкорректности или искусной ретуши и не менее искусного замалчивания. Вот, к примеру, Джин Сосин организует в радиоэфире представительную конференцию, посвящённую юбилею Ф.М. Достоевского. Он даже на радостях эфирный текст выложил в приложении. Да, собрание впечатляет именами, званиями, основательными докладами. Но более всего наш автор гордится тем, что русский классик обсуждается в абсолютно свободном и независимом от политики или идеологии контексте. Не без сочувствия к советским учёным, которые под гнётом… Слушайте, завидуйте!

Однако если сложить все независимые имена американских учёных, они не смогут перевесить одно русское имя, широко известное в заокеанском научном мире: Михаил Михайлович Бахтин. Автор капитального труда "Проблемы поэтики Достоевского", созданного еще в 20-е годы прошлого века. Он пока жив. Его скромную московскую квартирку на первом этаже атакуют учёные со всех концов планеты. Ему приносит свои работы художник Эрнст Неизвестный, будущий американский гражданин, и складывает их на тумбочке у рабочего стола учёного. Говорить о Достоевском в отсутствие Бахтина не только неприлично, но ненаучно и просто бессмысленно, но кто ж его допустит до свободного микрофона, оплачиваемого американцами? Разве не видно, что мы (они) — умы, а вы (т.е. мы) — увы…Суггестивная имплантация в наши мозги комплекса неполноценности легко вписывается в пропагандистский кодекс "независимой" Свободы.

А где же наша контрпропаганда? Почему мы не работали (и не работаем!) на опережение? Как не завидовать нашим противникам, которые вопреки известной поговорке на каждый наш "чих" спешили "наздравствоваться" раньше нас.

Можно позавидовать крепкому здоровью и устойчивому психическому статусу автора мемуаров. На протяжении восемнадцати лет он жил и работал в состоянии когнитивного диссонанса с реальностью, пока тайное не стало явным.

Вопреки декларациям, благородные цели и устремления независимых журналистов расходились с реальной зависимостью "Свободы" от всемогущего Центрального разведывательного управления США. В течение восемнадцати лет мнимая независимость этой популярной радиостанции имела солидное денежное обеспечение из "кошелька" ЦРУ, причём движение денег деликатно осуществлялось под прикрытием Конгресса США. А когда с наших берегов раздавались обвинения в продажности и связях с ЦРУ или "во вмешательстве во внутренние дела советского государства", Джин и товарищи прикрывались вывеской "частной независимой радиостанции, которая не контролируется правительством. Чтобы поддержать этот миф, был создан попечительский совет, куда вошли несколько именитых американцев". Железная логика.

Однажды нашему мемуаристу пришлось очень несладко: его попросили выступить перед студентами, возмущёнными излишней политической активностью ЦРУ. Требовалось убедить молодёжь в непорочности помыслов и чистоте рук американских "чекистов" во взаимоотношениях с независимой прессой. Большой пресс-чиновник справился с возложенной на него вербальной санацией нелюбимой студентами госструктуры, но однажды из глубин его израненной души исторгся затаенный горький стон: как же так, мы говорим правду чужому народу (советскому) и лжём своему, американскому (перевожу близко к тексту).

А вот с этого места хочется поподробнее. Например, о правде.

Надо признать, что новостная служба Радио Свобода всегда была на недосягаемой высоте (в сравнении с нами). Она работала денно и нощно. Джин Сосин был неподдельно изумлён технической оснащенностью службы мониторинга в нью-йоркском офисе "Свободы": здесь шла непрерывная запись передач всех радиостанций Советского Союза, расположенных в больших городах. Это напоминало ловко заброшенную сеть для улова информации, которая тут же шла в эфир. Другим примером работы на опережение был тайный перехват "тассовок" (сообщений ТАСС) и неважно, как он осуществлялся — главное, скорость выхода в эфир. Тут у Радио Свобода не было соперников. Мы-то проверяли-перепроверяли и…проигрывали сражение.

Не припомню, чтобы на этой популярнейшей радиостанции извинялись за ошибки или откровенную дезинформацию. А поводы для извинений были. Особенно случай с первым в нашей истории угоном пассажирского самолёта Ан-24 в Турцию в октябре 1970 года. Теракт совершили отец и сын Бразинскасы, бежавшие из СССР от уголовного преследования. Во время захвата самолёта была жестоко убита стюардесса Надежда Курченко, ранены пассажиры и члены экипажа. Мировая пресса широко обсуждала эту трагедию, в том числе и Радио Свобода.

Турция не выдала нам террористов, но приговорила их к тюремному сроку, после которого Бразинскасы нелегально эмигрировали в США и попросили политического убежища.

И тут у властей США возник когнитивный диссонанс с реальностью. В 1982 году Госдепартамент США объявил, что просьба Бразинскасов о предоставлении им политического убежища была отклонена, и они выдворены из США. Однако на запрос советских властей, куда и когда они были выдворены, американская федеральная служба иммиграции и натурализации ответа не дала. А точнее — скрыла правду.

На самом деле террористы получили гражданство и спокойно жили в Калифорнии, пока в результате семейной ссоры в 2002 году сын не убил отца. И лишь тогда вскрылся чудовищный обман американских властей, с которыми солидаризировались и наши свободные радиовещатели.

Напрасно искала в "Искрах свободы" хоть какое-то объяснение с тенью покаяния по поводу этой трагедии — не нашла. Понимаю субъективную фактологическую избирательность, которая, однако, не прибавляет симпатий к автору. Впрочем, он в них, кажется, и не нуждается. Победный тон, заявленный в начале книги, сохраняется на протяжении всего повествования.

В предисловии к английскому изданию Джин Сосин радостно констатирует: "Эта книга — об американской радиостанции Свобода (РС), которая в длительной борьбе с советской сверхдержавой одолела, казалось, непобедимую кремлёвскую пропагандистскую машину и помогла выиграть холодную войну".

Когда Джин подводил победный итог, он не знал, что холодная война не закончилась, а значит — рано чествовать её победителей.

Да, мы на данном этапе проиграли психологическое сражение, но мы живы и будем бороться. И нам полезно знать врага в лицо — мемуары Джина Сосина должны помочь нам в этом.

*организация, выполняющая функции иностранного агента

1.0x