Притча о мудром рыбаке
Сообщество «Форум» 20:52 30 июня 2020

Притча о мудром рыбаке

10

 

В этой работе мы рассмотрим притчу о мудром рыбаке, начав с высказывания помогающего объяснить эту притчу.  

 

 

«То, Что Есть у Отца, принадлежит Сыну, и Сыну, пока Он мал, не доверяют Того, Что принадлежит Ему. Когда Он становится Человеком, Его Отец дает Ему Всё То, Что принадлежит Ему». (Евангелие от Филиппа, Флп. 37.)

 

 

Отец — Бог.

 

Человек (Сын) — Логос. (Ин. 1, 1, Флп. 116.)

 

То, Что Есть у Отца — Вселенная (Вселенных, Эон Эонов), Космос, Царство Небесное.

 

 

«И Он сказал: «Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!» 

(Евангелие от Фомы, Фм. 9.)

 

 

Мудрый Рыбак — Исус Христос.

 

Рыбы — люди.

 

Малые рыбы — те, кто делает несправедливость.

 

Большая рыба — Единственные и Избранные, Люди Истинные. (Флп. 1, Ин. 1, 1, Фм. 54; 79, Флп. 103-104.)

 

 

«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века (при конце этого эона): изыдут Ангелы, и отделят злых из среды справедливых, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». (Евангелие от Матфея, Мф. 13, 47-50.)

 

 

«Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам следующие значения:

 

«Невод» — учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.    

«Рыбы» — люди всякого рода: варвары, эллины, иудееи, блудники, мытари, разбойники.    

«Наполненный невод» — окончание мира    

«Сосуды» — Вечные Жилища».    

(Википедия.)

 

 

Справедливые — бедные (Фм. 59), кроткие, алчущие и жаждущие Правды (Справедливости), Милостивые, чистые сердцем, творцы Мира (Мф. 5)

 

Злые — те, кто делает несправедливость и зло. 

 

 

Платон говорит:

 

 

«Мы не дали плохим людям, пытавшимся сделаться гражданами нашего государства, осуществить свое намерение, ибо мы хорошо распознали их за достаточный промежуток времени путем всяческих испытаний; наоборот, хороших людей мы привлекли, обходясь с ними по мере сил дружелюбно и милостиво...» 

(«Законы». Книга 5, 736 А-С. Ср. 2 Посл. фес. 3, 1-2.)

 

 

Плохие люди не нужны ни в Благоустроенном Государстве на Земле, ни в Небесном Царстве, и они отбрасываются как негодная рыба. 

 

 

«Со Дня, когда пришел Христос, Создан Мир, Украшены Города, отброшено мертвое». (Евангелие от Филиппа, Флп. 5.)

 

 

Мёртвое — это этот мир и то, что принадлежит ему. (Ср. 1 Посл. Иоан. 5, 19. Ср. Флп. 4.)

 

 

«Исус сказал: «Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин его». (Евангелие от Фомы, Фм. 61. Ср. Флп. 123, Откр. Иоан. 21, 27.)

 

 

«Этот мир — пожиратель трупов. Все, что в нем поедается, — также [ненавистно]. Истина — пожиратель жизни. [Поэтому] никто из тех, кто вскормлен [в Истине, не сможет) умереть. Исус пришел из Того Места, и Он принес пищу [Оттуда]. И тем, кто хотел, Он дал Жизнь, чтобы Они не умерли». (Флп. 93.)

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
30 июня 2020 в 23:39

Образ человека в диалоге «Государство».




В притче о мудром рыбаке Человек выступает в роли Сына Бога.


Далее мы рассмотрим как описывает этот же образ человека Платон.


Сократ говорит:


– «Так вот, создай образ зверя, многоликого и многоголового. Эти лики – домашних и диких зверей – расположены у него кругом, он может их изменять и производить все это из самого себя.
d
– Тут потребовался бы искусный ваятель! Впрочем, поскольку гораздо легче лепить из слов, чем из воска или других подобных вещей, допустим, что такой образ уже создан.
– И еще создай образ льва [15] и образ человека, причем первый будет намного большим, а второй будет уступать ему по величине.
– Это легче: они уже готовы.
– Хоть здесь и три образа, но ты объедини их так, чтобы они крепко срослись друг с другом.
– Готово, они скреплены.
e
– Теперь придай им снаружи, вокруг, единый облик – облик человека, так чтобы все это выглядело как одно живое существо, иначе говоря, как человек, по крайней мере для того, кто не в состоянии рассмотреть, что находится там, внутри, и видит только внешнюю оболочку.
– Готово и это.
– В ответ тому, кто утверждает, будто такому человеку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно, мы скажем, что тем самым, собственно говоря, утверждается, будто полезно откармливать многоликого зверя, делать мощным и его, и льва, и все, что ко льву относится, а человека морить голодом, ослаблять, чтобы те могли тащить его куда им вздумается, и он не был бы в состоянии приучить их к взаимной дружбе, а вынужден был бы предоставить им грызться между собой, драться и пожирать друг друга.
— Именно такой смысл заключался бы в утверждении того, кто одобряет несправедливость.
– В свою очередь тот, кто признает полезность справедливости, тем самым утверждает, что нужно делать и говорить все то, при помощи чего внутренний человек сумеет совладать с тем [составным] человеком и как хозяин возьмет на себя попечение об этой многоголовой твари,
b
взращивая и облагораживая то, что в ней есть кроткого, и препятствуя развитию ее диких свойств. Он заключит союз со львом и сообща с ним будет заботиться обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим. Вот как бы он их растил.
– Конечно, именно это утверждает тот, кто хвалит справедливость.
c
– Как ни поверни, выходит, что говорит правду тот, кто прославляет Справедливость, а кто хвалит несправедливость, тот лжет. Рассматривать ли это с точки зрения удовольствия, доброй славы или пользы, всегда будет прав тот, кто одобряет справедливость, а тот, кто ее бранит, ровно ничего не смыслит – лишь бы ему браниться.
– По-моему, этот человек ни в чем не разбирается».
(Платон. «Государство». Книга 9.)


В этом фрагменте


Человек — Разумное Начало.

Лев — яростное начало.

Многоголовое животное — вожделеющее начало.


Эти три Начала имеются в душе каждого отдельного человека и в государстве.


Сократ говорит:


«...Справедливым ...бывает человек таким же образом, каким осуществляется справедливость в государстве».

«...Каждый из нас только тогда может быть справедливым и выполнять своё дело, когда каждое из имеющихся в нас начал выполняет своё».

«...В душе каждого отдельного человека можно различить три начала».

«...В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала и число их одинаково». (Разумное Начало, яростное начало и вожделеющее начало.)
(Платон. «Государство». Книга 4.)


(Сократ): «... У одних людей правит в душе одно начало, а у других — другое; это уж как придется.
— Да, это так.
— Поэтому давай прежде всего скажем, что есть три рода людей: одни — философы, другие — честолюбцы, третьи — сребролюбцы».
(Платон. «Государство». Книга 9, 581 С).


Между собой они отличаются тем, что философы познают, честолюбцы распаляются, а сребролюбцы во всём стараются найти выгоду для себя.

В душе философов правит Разумное Начало, в душе честолюбцев — яростное начало, а в душе сребролюбцев — вожделеющее начало.

Начало которое правит в душе сребролюбцев названо «вожделеющим — из-за необычайной силы вожделений к еде, питью, любовным утехам и всему тому, что с этим связано. Сюда относится и сребролюбие, потому что для удовлетворения таких вожделений очень нужны деньги».

Честолюбцы всегда стремятся «взять верх над кем-нибудь, победить и прославиться». При этом по природе своей яростное начало, которое правит в душе у честолюбивых людей, «служит защитником Разумного Начала, если (только) не испорчено воспитанием».

«Ну, а то Начало, посредством которого мы познаем? (т.е. Разумное Начало.) Всякому ясно, что Оно всегда и полностью направлено на познание Истины, то есть Того, в Чём Она состоит, а о деньгах и молве заботится всего менее.
— Даже совсем не заботится.
— Назвав его познавательным и философским, мы обозначили бы его подходящим образом?
— Конечно».

В государстве Разумное Начало — это философы, обладающие знанием Истины, которые должны быть правителями.

Яростное начало — это честолюбивые люди, выступающие в роли помощников справедливых правителей.

Вожделеющее начало — это сребролюбцы, движимые какими-либо корыстными интересами.

Ещё раз напомним:

Человек — Разумное Начало.

Яростное начало — лев.

Вожделеющее начало — многоголовый зверь, сменяющий облики диких и домашних животных.

Когда человек правит, а животные ему подчиняются, устанавливается Справедливость.

Когда животные выходят из под контроля, устанавливается несправедливость и распространяется хаос.


Эти же образы находим в Евангелии от Филиппа:


«Существуют животные, которые подчиняются человеку, как, например, теленок, осел и другие подобного рода. Существуют иные, которые не подчиняются и живут одни в пустыне. Человек пашет в поле с помощью животных, которые подчиняются. И благодаря этому он питается с животными и с теми, которые подчиняются, и с теми, которые не подчиняются. Подобным образом Человек Совершенный пашет с помощью сил, которые (ему) подчиняются, все вещи приготовляет для их Бытия. Ибо благодаря этому Всё Место держится: и хорошее, и плохое, и правое, и левое. Дух Святой заботится обо Всём и управляет [всеми] силами, [теми], которые подчиняются, и теми, которые не подчиняются, и Единственными. Ибо Он [собирает] их, Он скрывает их, чтобы [они получили, если Он] захочет [Силу]». (Флп. 48.)


«Господство человека не открыто, но скрыто. Поэтому он — господин над животными, которые сильнее его, которые велики в том, что открыто, и в том, что скрыто, и это — он, который дает им пропитание. Но если человек отделяется от них, они убивают друг друга, они кусают друг друга. И они пожирали друг друга, ибо не находили пищи. Но теперь они нашли пищу, ибо человек возделал землю». (Флп. 58.)


В древнеегипетском учении образ человека соответствует Хору, а образ льва — Сету. Напомним, что это Разумное и яростное начала.

Для того, чтобы мог установиться Порядок в душе человека, в государстве и в мире, Сет должен быть побеждён, после чего он преображается в положительную свою ипостась. (Ср. древнеегипетский Мир «Анубис против Сета».)

Об этом идёт речь в следующем высказывании:


«Исус сказал: «Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком». (Евангелие от Фомы, Фм. 7.)


«Когда звероподобную сторону своей натуры подчиняют человеческой – вернее, пожалуй, божественной, – это прекрасно, когда же кротость порабощается дикостью, это постыдно и безобразно». («Государство». Книга 9, 589 Д.)


В Христиском учении лев, в его бесконтрольной ипостаси, — это Дьявол.


«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш Дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1 Посл. Петр. 5, 8.)


Положительную ипостась лев (мужественные натуры) приобретает, когда становится помощником человека (рассудительные натуры).


В диалоге «Политик» Платон исследует причины по которым возникает конфликт между Разумным Началом и яростным началом в душе человека и в государстве, и показывает как достигается союз этих двух начал.

1 июля 2020 в 05:46

В душе отдельного человека и в государстве может совершаться борьба между двумя противоборствующими идеями, никогда не смешивающимися «между собой в соответствующих каждой из них делах», из чего можно догадаться, что одна из них — это Идея Справедливости, а другая — идея несправедливости.

При этом речь идёт о Разумном Начале и яростном начале в душе человека и в государстве.

Платон говорит: такие добродетели как рассудительность и мужество «немало различаются между собой по своей природе, как и те, кто ими обладает».
(Политик, 308 Б.)

Поэтому в душе отдельного человека и в государстве может возникать конфликт между Разумным Началом и яростным началом (Совещательным Началом и защитным началом).

Этот конфликт устраняется благодаря подлинному философскому учению и знанию, которое мы приобретаем.


«Чаша Молитвы содержит Вино, она содержит Воду, служа символом Крови, над которой совершают Евхаристию. И она наполняется Духом Святым. И она принадлежит Полностью Совершенному Человеку. Когда мы выпьем Это, Мы Получим Совершенного Человека».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 100. Ср. Флп. 45; 4; 110, Платон. «Государство». Книга 5, 462 С.)


«Исус сказал: «Почему вы моете внутри Чаши (и) не понимаете того, что Тот, Кто сделал Внутреннюю Часть, сделал также Внешнюю Часть?» (Евангелие от Фомы, Фм 93).


Внутренняя часть Чаши — это Внутренний Человек — Разумное Начало — в душах людей и в государстве.

Внешняя часть Чаши — это Внешний человек — яростное начало; яростное и вожделеющее начала.


«Исус сказал: «...Царство Внутри Вас и Вне Вас». (Евангелие от Фомы, Фм. 2. Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 590 Д-Е.)


Исус сказал: «Если двое в мире друг с другом в одном и том же Доме, они скажут горе: «Переместись» — и Она переместится». (Фм. 63.)


Двое — это Разумное Начало и яростное начало.


При этом имеется ввиду союз этих двух начал в душе человека и в государстве.


Гора — это Царство Бога на Небе и на Земле.


Платон говорит:


«Разве какое-нибудь из смешанных искусств, творя любое свое произведение, даже самое ничтожное, составляет его намеренно из негодных и добротных частей, или же, наоборот, всякое искусство по возможности отбрасывает все негодное, а берет полезное и нужное и уже из всего этого, сводя его воедино — будь все эти вещи между собой подобны или неподобны, — творит Некую Единую Силу и Идею?
Сократ мл. Как же иначе?»
(Политик. 308 С.)


«Я сказал, что в тех связях нет ничего невозможного, если только Оба Рода будут иметь одну заботу — о Совершенстве. Это-то и есть целиком и полностью дело царского ткачества: оно ни в коем случае не должно допускать, чтобы рассудительные характеры отдалялись от мужественных, но должно сплетать их вместе единомыслием и почестями, бесчестьем и славой, а также взаимной выдачей обязательств и, изготовляя таким образом мягкую и, как принято говорить, ладно сотканную ткань [51], всегда предоставлять государственные должности обоим этим родам совместно.

...Итак, вот что мы называем завершением государственной ткани: царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах, ...правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым».
(Платон. «Политик», 311.)

1 июля 2020 в 05:56

Ещё два высказывание в продолжение этой темы.


«[Господь сказ]ал: «Я пришел [сделать части Нижние] подобными частям [Верхним и части] Внешние частям [Внутренним. Я пришел соединить их] в Том Месте». [Он открылся в Том] Месте (т.е. в Царстве Небесном, Ср. Флп. 96) в [символах и образах]. Флп. 69


«Ибо ваше внутреннее есть ваше внешнее, и кто слепил внешнее ваше, придал форму вашему внутреннему. И то, что вы видите в вашем внешнем, вы видите в вашем внутреннем; это явлено и это ваше одеяние». (Раннехристианский текст. Гром, Совершенный ум 20, 19-25).

1 июля 2020 в 06:27

Двое в Мире друг с другом в одном и том же Доме
(18 06 2020.)




В этой работе мы рассмотрим вопрос взаимодействия благоразумной и мужественной частей души, а также благоразумных и мужественных натур в государстве.


«Исус сказал: «Если двое в мире друг с другом в одном и том же Доме, они скажут Горе: «Переместись», — и Она переместится». (Евангелие от Фомы, Фм. 53.)


Гора — это Царство. (Ср. Фм. 37, Посл. гал. 4, 26, Откр. Иоан. 21, 1-2.)

Двое — это Внутренний Человек и Внешний Человек. В древнеегипетском учении: Хор и Сет. (Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 589. Ср. Евангелие от Фомы, Фм. 7.)

Их союз означает пришествие Царства (Фм. 117), в котором достигается союз благоразумных и мужественных людей. (Ср. Платон. «Политик».)

При этом речь идёт о Новом Человеке Исусе Христе. (Посл. эфес. 2, 14-15.)

Благоразумная часть и мужественная часть — это Части Его Плоти.


«В период Древнего Царства Сет наряду с Хором считался Богом — покровителем Царской власти, что отражено в Текстах Пирамид и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Хора означает «Царь») (Википедия).


В следующем древнеегипетском гимне Хор и Сет Объединены в Одном Облике и названы Братьями Царя, соединившими Свои Руки для Победы Его.


«Возглашает Амон-Ра, Владыка тронов Обеих Земель: «Ты пришел ко Мне, ликуя при виде великолепия Моего, сын Мой, оплот Мой, Менхеперра, — да живешь ты вечно! Я сияю любовью к тебе, и радостью полнится сердце Мое, когда вступаешь ты в славе своей в Храм Мой. Руки Мои обнимают тебя, охраняя! Как сладостна Мне забота твоя о Теле Моем. Я поселю тебя в Обители Своей (Ср. Ин. 14, 2-3, Флп. 96) и сотворю Чудо для тебя (Ср. Флп. 20). Силой наделил Я тебя и победу тебе даровал над всеми странами горными, Я исполнил страха пред мощью твоею все равнинные страны, и ужас пред тобою разлился до небесных столпов. Я умножаю благоговение перед тобой всякой твари, Я разношу рык твой по странам Девяти Луков. Правители всех стран чужеземных зажаты в деснице твоей. Я Сам налагаю узы на них и отдаю их во власть тебе. ...Я пришел и поверг под стопы твои пределы земель; вся суша, объятая океаном, зажата в деснице твоей. Я дал народам узреть твое величество в облике Владыки Крыльев (Хора), хватающего все, что видит взор Его. Я пришел и поверг под стопы твои начала земель. Ты налагаешь узы на обитателей песков, захватывая их в плен. Я дал им узреть твое величество в облике Шакала Юга, владыки быстроногого, стремительно пересекающего Обе Земли. Я пришел и поверг под стопы твои трогодитов Нубии вплоть до страны Шат, что в деснице твоей. Я дал им узреть твое величество в Облике Братьев твоих, Хора и Сета, соединивших руки свои для победы твоей. Сестер твоих Исиду и Нефтиду поставил Я позади тебя как защиту. Ввысь поднял Я десницу Свою, дабы зло уничтожить. Я защита Твоя, зачатый от Семени Моего Сын Мой возлюбленный Хор, воссиявший в Фивах. Тутмос, — да живешь ты Вечно! — исполняющий все желания Мои. Трудами своими ты воздвиг Мне Навеки Обитель, обширнее прежней, великие врата [...]. Празднует Великолепие Её Амон-Ра. Памятники, тобой возведенные, по Воле Моей, грандиознее сооруженных доныне царями. Ты удоволил Меня, и Я возвел тебя на престол Хора на миллионы лет, и ты будешь вечно править живыми!»
(Гимн победы Тутмоса III. Пер. М. А. Коростовцева.)


Существо, в котором Соединялись Образы Хора и Сета, — это «Heruifи». «В древнеегипетской пластике и рисунках иногда встречается мотив Двуглавого Существа: на человеческом или львином теле помещаются две головы — одна соколиная, другая слабо поддаётся идентификации. Традиционно считается, что этот Образ Объединяет Богов Хора (соколиная голова) и Сета (голова осла или трубкозуба. ...Когда Хор и Сет изображаются вместе, то Хор непременно стоит впереди Сета».

Объединение Образов Хора и Сета в Одном Облике символизирует Объединение Мудрости и Силы, ведь «власть сама по себе еще не приносит счастья. Не во власти заключается установленное Богом Блаженство, но к этому должно присоединиться или, вернее, этому должно предшествовать Благора­зумие, которое наилучшим образом упорядочивало бы власть. И я на­зываю совершенными такую жизнь и такого человека, в которых соединены оба эти качества и сохраняются в равновесии; [совершенен] тот, кто рожден властвовать, и способен властвовать; он и непобедим, так как Сила и Мудрость [в нем] совпадают. Взятые же в отдельности они не имеют значения: сила неразумна, Благоразумие бессильно. Поэтому я восхищался мудростью египтян.

Дело в том, что Гермеса египтяне представляют с двумя лицами, молодым и старым; первое обозначает Силу, второе Благоразумие. Так как одно без другого не приносит пользы, то у них у преддверия Храмов помещаются изображения сфинксов, скрытый символ соединения той и другой добродетели, в котором звериное туловище обозначает Силу, а человеческая голова — Благоразумие. Сила тела, лишенного разумного руководства, действует безрассудно, все смешивает и при­водит в хаос. И опять таки совершенно непригоден для действия ум, лишенный помощи рук. Только соединение всех добродетелей является украшением государя. Благоразумие же в особенности подобает ему».
(Синезий Киренский. «О Царстве», 7.)


Исус сказал:


«Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком».
(Евангелие от Фомы, Фм. 7.)


Человек — это Разумное Начало.

Лев — это яростное начало.

Лев, которого съел человек, становится человеком, который имеет тело льва и голову человека, и изображается в виде Сфинкса.

В. В. Солкин говорит:


«Сфинкс именуется «Хор-эм-Ахет», то есть Хор в Горизонте, Хор хранящий Горизонт. ...Сфинкс предстаёт и в образе Сокола.

Сфинкс — это воплощение Солнца. Главная священная птица Солнца — Сокол, птица ассоциирующаяся с принципом мужской Божественности, мужского проявления Божества. Поэтому Хор-эм-Ахет изображается по-разному, и в образе Сфинкса и в образе священной птицы».

«Сфинксы — это Цари-Хранители, воплощение Солнца. Сфинкс — это символ Царей, правивших когда-то Египтом и являвшихся отражением Солнечного Бога, которые после смерти продолжают быть охранниками своего Праотца, предки-охранники, которые хранят Земную Обитель своего Небесного Прародителя».

«Каждый Царь восходил на престол как новое воплощение Хора. Пирамида имитировала лестницу по которой Царь должен был вознестись на Небеса».


Образ Сфинкса составляют две части:

тело льва — это мужественная часть души, то есть преображённое яростное начало;

голова человека — это благоразумная часть души, то есть Разумное Начало.

Эти две части души изображаются с помощью Образов Сета и Гора.

Побеждая льва, человек побеждает самого себя, то есть эгоистическую сторону человеческой природы.


(Такая) «...Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже». (Платон. «Законы». Книга 1, 626 Е.)


Человек одерживает победу над самим собой когда справедливая часть его души побеждает несправедливую часть его души, и благодаря этому в его душе устанавливается Справедливость.

Сократ говорит: В Совершенном человеке должна быть осуществлена Справедливость. (Платон. Государство. Книга 4, 434 Д — 435 А. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 116.)


«...Тот, кто признает полезность Справедливости, тем самым утверждает, что нужно делать и говорить все то, при помощи чего внутренний человек сумеет совладать с тем [составным] человеком и как хозяин возьмет на себя попечение об этой многоголовой твари, взращивая и облагораживая то, что в ней есть кроткого, и препятствуя развитию ее диких свойств. Он заключит союз со львом и сообща с ним будет заботиться обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим. Вот как бы он их растил».
(Платон. Государство. Книга 9, 589.)


Разумное Начало и яростное начало имеются в душе каждого отдельного человека и в государстве.

Разумное Начало правит в душах людей, принадлежащих к роду философов, знающих людей, которые должны быть правителями Благоустроенного Государства.

Яростное начало правит в душах мужественных людей, помощников правителей. (См. Платон. «Государство».)


Эти два начала остаются враждебными друг другу в течении того времени, пока яростное начало действует само по себе, вне руководящего Разумного Начала. И они становятся друзьями, действующими ради Всеобщего Блага, когда Разумное Начало главенствует.


Можно сказать и так. Подлинным воином мужественнный человек становится тогда, когда побеждает в себе необузданное яростное начало.

Такой человек становится добродетельным и превосходит просто мужественного человека, т. к. одновременно является и мужественным и рассудительным.


«Итак, вот что мы называем завершением государственной ткани: царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах, ...держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым».
(Платон. «Политик», 311 Б-С. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 110; 54.)


Благоразумные люди в государстве — это Внутренний Человек. (Правящее Разумное Начало, называемое также Совещательным Началом.)

Мужественные люди в государстве — это Внешний Человек. (Правящее яростное начало, называемое также защитным началом.) (Ср. «Государство». Книга 4. Книга 9.)


«[Господь сказ]ал: «Я пришел [сделать части Нижние] подобными частям [Верхним и части] Внешние частям [Внутренним. Я пришел соединить их] в Том Месте». [Он открылся в Том] Месте (т.е. в Царстве Небесном, ср. Флп. 96) в [Символах и Образах]». (Евангелие от Филиппа, Флп. 96.)

1 июля 2020 в 07:17

* * * *


Двое в Мире друг с другом в одном и том же Доме
(18 06 2020.)



В диалоге «Политик» Платон приходит к выводу, что мужество и рассудительность — это две добродетели, которые могут входить между собой в конфликт, как в душе отдельного человека, так и в государстве.


Рассмотрим мысли, которые высказывает Платон.


«Часть Добродетели некоторым образом отличается от всего вида в целом...» 306 А


«...Мужество, думаю я, ты считаешь одной из частей Добродетели?» 306 А



«...Рассудительность отлична от мужества, хотя и она есть часть Добродетели». 306 Б


«...Во многих случаях они в каком-то смысле находятся в отношениях сильного взаимного противоречия и раздора». 306 Б
(в душе отдельно взятого человека и между людьми в государстве)


«Всякий раз, когда мы неоднократно восхищаемся живостью, напористостью и стремительностью мысли или тела, а также и голоса, мы, выражая свою похвалу, пользуемся одним-единственным словом – "мужество". 306 Е

"мужественно и стремительно", "живо и мужественно", а также "напористо и мужественно" 306 Е


«...Восхищаясь проявлениями мысли, мы называем их всякий раз спокойными и рассудительными; точно так же о действиях мы говорим, что они размеренны и мягки, о голосах – что они нежны и глубоки, а обо всяком вообще ритмическом движении и музыке – что они умеренно неторопливы: таким образом, мы прилагаем ко всему этому имя не мужества, а упорядоченности». 307 А Б


«Если что-то кажется нам происходящим живее и стремительнее, чем положено, или представляется более жестким, чем нужно, мы называем это заносчивым и безумным; тó же, что медленнее, тяжеловеснее и мягче должного, мы называем робким и вялым. И почти всегда мы находим, что рассудительная натура и мужественная противоположны друг другу, как две враждующие между собой идеи, никогда не смешивающиеся между собой в соответствующих каждой из них делах, и, если мы посмотрим внимательнее, те, кто носит их в своих душах, испытывают между собой разлад». 307 Б-С


«...Одобряя то, что им сродно, как нечто им близкое, и порицая, напротив, то, что близко тем, кто от них отличается, они вступают в самые враждебные отношения – и касательно многих вещей – друг с другом».
307 Д


«(Эти) части Добродетели немало различаются между собой по своей природе, как и те, кто ими обладает». 308 Б


Далее Платон говорит об объединении мужественности и рассудительности.


Чужеземец. «Разве какое-нибудь из смешанных искусств, творя любое свое произведение, даже самое ничтожное, составляет его намеренно из негодных и добротных частей, или же, наоборот, всякое искусство по возможности отбрасывает все негодное, а берет полезное и нужное и уже из всего этого, сводя его воедино – будь все эти вещи между собой подобны или неподобны, – творит некую Единую Силу и Идею?

Сократ мл. Как же иначе?

d Чужеземец. Значит, и истинное по своей природе искусство государственного правления не станет намеренно составлять какое-либо государство из хороших людей и дурных, но, как это ясно, сначала испытает их, словно шутя, а испытав, передаст на воспитание тем, кто способен воспитывать и содействовать подобному воспитанию, руководить же ими и направлять их будет само, подобно тому как ткацкое искусство руководит чесальщиками и другими мастерами, подготавливающими все остальное, требующееся для тканья: оно будет указывать каждому из мастеров, какое надо выполнить дело, полезное для задуманной им ткани.

е Сократ мл. Да, безусловно.

Чужеземец. Точно таким же образом, кажется мне, и царское искусство, само владея способностью повелевать, не допускает, чтобы приставленные к этому делу законом учители и воспитатели, все до единого, воспитывали и упражняли характер, не соответствующий задуманной им смеси, но приказывает воспитывать лишь такой, смешанный нрав. 309 А кто не способен одновременно стать причастным и разумному, и мужественному нраву, а также всему остальному, направленному к Добродетели, но силой дурной природы отбрасывается ко всему кощунственному, к заносчивости и несправедливости, тех оно карает смертью, изгнанием и другими тяжелейшими карами.

Сократ мл. Да, это считается правильным.

Чужеземец. Тех же, кто погрязает в невежестве и крайней низости, оно впрягает в рабское ярмо.

Сократ мл. Совершенно верно.

bЧужеземец. Из остальных же, чья природа способна под воздействием воспитания склониться к благородному началу и поддаться смешению, требуемому искусством, оно тех, кто более склонен к мужеству и по своей крепости почитается им подобными ткацкой основе, и других, кто склонен к порядку и потому используется им, – если продолжить уподобление, – в качестве похожей на уток пышной и мягкой пряжи (причем устремления тех и других прямо противоположны), старается каким-то способом связать и переплести...

Сократ мл. Каким же именно способом?

c Чужеземец. Прежде всего оно соединяет между собой по сродству вечносущую часть их душ Божественной связью, а уж после того животную часть их душ – связью человеческой.

Сократ мл. Что? Как ты говоришь?

Чужеземец. Я говорю, что истинное мнение о Прекрасном, Справедливом и Добром, а также обо всем противоположном, когда оно прочно, рождаясь в душах, образует нечто Божественное в Божественной же Природе.

Сократ мл. Так оно и подобает.

d Чужеземец. Мы знаем, что только Политик и хороший Законодатель способны с помощью музы царского искусства внушить истинное мнение тем, кто причастен правильному воспитанию, как мы сейчас говорили.

Сократ мл. Это похоже на правду.

Чужеземец. Того же, кто в этом немощен, мы никогда не назовем тем именем, которое сейчас ищем.

Сократ мл. Совершенно верно.

Чужеземец. Что же? Разве мужественная душа, восприняв подобную Истину, не станет более кроткой и причастной всему Справедливому? А не приобщившись к Ней, разве не отклонится она более в сторону звериной природы?

Сократ мл. Как же иначе?

e Чужеземец. А что будет с кроткой природой? Разве, восприняв подобные мнения, не станет она подлинно рассудительной и разумной, особенно в государственной жизни? А если она не приобщится к тому, о чем мы говорим, разве не приобретет она позорнейшую и справедливую славу глупости?

Сократ мл. Несомненно.

Чужеземец. Итак, мы скажем, что эта связь и сплетение никогда не будут прочными и монолитными между злыми, а также между злыми и добрыми и что никакое знание нельзя серьезно использовать, когда речь идет о подобных людях.

Сократ мл. Да. И как это сделать?!

310 Чужеземец. Прочными же они будут лишь в том случае, если будут даны Законами только тем, кто воспитан с рождения согласно своей природе. Только для них будет действительно это средство Царского искусства и только таким образом будет еще Божественнее связь частей Добродетели неподобных между собой душ, устремляющихся в противоположные стороны [49].

Сократ мл. Сущая правда.

.....

311 Чужеземец. Я сказал, что в тех связях нет ничего невозможного, если только оба рода будут иметь одну заботу – о совершенстве. Это-то и есть целиком и полностью дело царского ткачества: оно ни в коем случае не должно допускать, чтобы рассудительные характеры отдалялись от мужественных, но должно сплетать их вместе единомыслием и почестями, бесчестьем и славой, а также взаимной выдачей обязательств и, изготовляя таким образом мягкую и, как принято говорить, ладно сотканную ткань [51], всегда предоставлять государственные должности обоим этим родам совместно.

Сократ мл. Как это?

Чужеземец. Если где-нибудь есть нужда в одном правителе, надо избрать такого распорядителя, чтобы он имел оба указанных качества; там же, где требуется много правителей, надо смешивать их между собой в равных количествах, ведь в высшей степени мягкому, справедливому и спасительному нраву благоразумных правителей недостает резкости, своего рода острой и действенной дерзновенности.

Сократ мл. По-видимому, и это верно.

b Чужеземец. Мужественность же уступает в свою очередь в том, что касается Справедливости и мягкости; зато она куда дерзновеннее в деле. И невозможно, чтобы в государствах все шло хорошо, если в них не будет того и другого рода.

Сократ мл. Да, иначе не может быть.

Чужеземец. Итак, вот что мы называем завершением государственной ткани: Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах, ...держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым.

Сократ мл. Превосходно изобразил ты нам, чужеземец, Царственного Мужа – Политика» [52].
(Платон. «Политик».)

1 июля 2020 в 09:28

Мир и Благой Демиург




Мир есть То, Что пребывает в Благом Творце. 


Благой Демиург имеет Мир в Себе Самом.


Творец — это Логос, который Был в Начале. *1


Мир — это Вселенная, возникшая из Творца, который был Отцом Всего.


Он был Всем, и Всё было в Нём. Он имеет Всё в Самом Себе.



*1 Евангелие от Иоанна, Ин. 1, 1.




* * * *



Отделим Одна от другой Две Вещи: Мир Существующий и мир не существующий, — Единая Вещь и иная вещь.


Отличие Между Ними находим в том, что Один — Живой, другой — мёртвый.


В Одном Свет, в другом Тьма.


В Одном Порядок, в другом Хаос.


В Одном Справедливость, в другом Несправедливость.


В Одном Истина, в другом Заблуждение.


В Одном Правда, в другом Обман.


В Одном Любовь, в другом Ненависть.


В Одном Знание, в другом Невежество.


В Одном Мудрость, в другом Глупость.


В Одном Закон, в другом Беззаконие.


В Одном Вера, в другом Неверие.


В Одном Совершенство, в другом Изъян.




* * * * *



Было время, когда ещё не было Двух Вещей.


Была Единая Вещь, а Иная вещь ещё не появилась.


Иная вещь — это мир, произошедший из-за Ошибки.


Ошибка — это Изъян, проявившийся в душе человека, в государстве и в мире.


Изъян показывает несовершенство Иной вещи,


И может быть выявлен там, где установлена несправедливость и распространяется зло.


Поэтому Иная вещь никогда не существует на самом деле. *2



*2 Платон. «Тимей», 28 а.

1 июля 2020 в 13:17

* * * * * *


Творец Мира был Благ и произвёл Космос, как Прекраснейшую из возникших Вещей,


Ведь Он взирал на Вечный Первообраз, не имеющий начала Своего возникновения,


Неизменно Сущее, имеющее Природу Единого Образа, от которого происходят Все Вещи.


Это-то и стало Причиной возникновения Космоса.

1 июля 2020 в 17:23

* * * * * * *



В Основе Всего находим Две Причины или Два Начала или Две Идеи: Идея Блага и идея зла.


Идея Блага есть Причина Всего Правильного и Прекрасного, Полезного и Справедливого, Хорошего и Доброго.


Идея зла напротив — всего неправильного и постыдного, вредоносного и несправедливого, плохого и злого.


Итак, Начало Всего — Две Идеи.


Они явились Причиной Блага и Зла, Прекрасного и Постыдного, Справедливого и Несправедливого и всех других противоположностей.


Первоначало и есть Идея, ибо Идея первична.


В Начале Единой Вещи был Благой Демиург, т.е. Разум и Мудрость.


В начале Иной вещи — Злой Демиург, т. е. Неразумие и Глупость.


«Все Вещи зависят от Единого и берут в Нём своё Начало, хотя если их рассматривать отдельно друг от друга, то кажется, что их много, но в своей совокупности они составляют только Одно или, скорее, Два Начала».
(Трактат «Асклепий». V. Единство Всего).

1 июля 2020 в 19:37

От Этих Двух Идей Всё пришло в Движение.


Первым движением, которое возникло, было Движение, которое создаёт Идея Блага, и «которое всегда может приводить в Движение и Себя, и Другие Предметы — при слиянии и расщеплении, приращении и уменьшении, возникновении и уничтожении».


Такое «Движение именуют изменением и Движением Всего Существующего».


Другим видом движения явилось «такое, которое может приводить в движение другие предметы, а само себя – никогда».


Этот второй вид движения, был движением, которое создаёт идея зла.


Так отличается движение Двух Идей.


«Когда Предмет Движет Сам Себя и изменяет другой предмет, а этот другой — третий и так далее, то есть когда движение сообщается бесчисленному количеству предметов, то найдется ли какое-нибудь иное Начало Движения Всех Этих Предметов, кроме изменения Этого Движущего Самого Себя Предмета?» («Законы» 10, 895.)

1 июля 2020 в 19:49

При этом «Оба, и Разум, и совершающееся на Одном Месте Движение, Движутся Наподобие Выточенного Волчка Тождественным Образом, на Одном и Том Же Месте, Вокруг Одного и Того Же [Центра], постоянно сохраняя по отношению к Одному и Тому Же Одинаковый Порядок и Строй». (Там же, 898 а-б.)


«(А) ...разве не было бы сродни всяческому неразумию движение, никогда не совершающееся тождественным образом, в одном и том же месте, вокруг одного и того же, — движение без определенного отношения к одному и тому же [центру], происходящее в беспорядке, без всякой последовательности?» Так характеризуется движение, которое создаёт идея зла.