28 апреля, в 5:01 по московскому времени, с космодрома "Восточный", после суточной задержки, вызванной техническими причинами, был осуществлён первый запуск ракеты-носителя "Союз-2.1а", который прошёл в штатном режиме и вывел космические аппараты "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218 ("СамСат-218") на заданные орбиты.
Есть два стратегически значимых аргумента в пользу создания и использования космодрома "Восточный". Первый — это гарантированный выход в космос с национальной территории, доступ в космическое пространство. Сегодня космодромы, которые находятся на территории России, могут работать далеко не со всеми типами ракет, они специализированы, их география неудачна для целых типов запусков. "Восточный" же расположен таким образом, что имеет достаточно удачную географию для вывода полезной нагрузки на орбиту. И это будет многопрофильный космодром гражданской специализации. Мы надеемся, что у нас будут нормальные отношения с Казахстаном, продолжится эксплуатация Байконура в интересах российской космонавтики, но мы должны иметь гарантии того, что какие-то геополитические, личностные, политические изменения не нарушат наш космический суверенитет.
Второй резон — это, конечно, развитие восточных регионов нашей страны, потому что интересен не только космодром, интересен космический кластер, который должен вокруг него развиваться и расти, включая и научно-исследовательскую составляющую, и производство.
Да, есть в нашей элите рыночные фундаменталисты, которые считают, что конечным судьёй всех процессов является свободный рынок. По их мнению, львиная доля космической деятельности этого суда не выдерживает. Стратегические резоны, связанные с безопасностью, их не очень сильно интересуют, поскольку они верят, что "демократические страны не воюют друг с другом", что с 90-х годов мы живём в мире благожелательной гегемонии, в отношении которой не должны иметь никаких претензий. Самое главное — что их не волнует не только стратегический фактор, но и долгосрочная и комплексная отдача для национальной экономики. Потому что многие виды хозяйственной деятельности, а также объекты инфраструктуры сами по себе не окупаются, но приносят пользу смежным отраслям и обществу в целом, и таким образом окупаются косвенно. Существенная часть космической деятельности относится именно к этой категории. По сути, космос сегодня — одна из базовых инфраструктур: такая же, как дороги, энергоснабжение, транспорт и так далее. На этой инфраструктуре держатся многие процессы повседневной жизнедеятельности, вопросы безопасности. У рыночных фундаменталистов всегда большая проблема с ответом на вопрос о том, кто и зачем создаёт и поддерживает базовые инфраструктуры. А ответ на него таков: в основном и в первую очередь, — государство. Не случайно, скажем, попытка перевести электроэнергетику США на частные рельсы оказалась не слишком удачна. Негатив рыночных фундаменталистов — это идеологически мотивированная неприязнь к стратегическим отраслям, а геополитически — мотивированное стремление уйти с поля конкуренции США. Но если мы лишаем себя полноценного присутствия в космическом пространстве, то оказываемся в заложниках у сверхдержавы, которая сверху будет вольна делать с нами всё, что ей заблагорассудится.
Пожалуй, в качестве "зерна будущего" можно указать на тот факт, что мы осваиваем опыт реализации больших проектов. Даже советская, достаточно неплохо отлаженная к тому моменту система управления для того, чтобы реализовать ракетно-космический и ядерный проекты, перевела их на рельсы проектного, а не линейного управления. То есть она доверила их не базовым ведомствам как головным исполнителям, она доверила их специальным порученцам с комиссарскими функциями, которые имели возможность координировать деятельность структур в интересах реализации проекта. Этот организационный и управленческий опыт для России имеет очень большое значение, потому что один из механизмов запуска экономического роста и вообще развития страны связан именно с реализацией таких масштабных и комплексных проектов. Они могут быть связаны с освоением территории, или с разработкой новых природных ресурсов, или с запуском новых производств и даже отраслей индустрии. Мы должны аккумулировать опыт реализации больших проектов, и просто научиться хорошо это делать. Происходит это непросто — в том числе, за счёт того, что люди учатся на ошибках. Но, скажем, опыт той же сочинской Олимпиады, где было много негатива, укладывается примерно в ту же самую логику. Сделали неплохо, но заплатили довольно высокую цену не только за сам проект, но и за приобретённый опыт администрирования. Будем надеяться, что дальше всё будет происходить с меньшими потерями, затратами, с большей эффективностью, для чего, конечно, необходимы и антикоррупционная санация, и личная ответственность должностных лиц, и развитие культуры стратегического планирования, которые у нас сегодня находятся, к сожалению, в зачаточном состоянии.