Авторский блог Андрей Аганин 13:15 12 марта 2018

Примеры использования soft power различными государствами

1. Представляется интересным как различные государства используют «мягкую силу».

Инструменты «мягкой силы» США использовала задолго до появления концепции Дж. Ная – во второй половине ХХ века США настойчиво демонстрировали достоинства американского образа жизни во времена Холодной войны.

В США существуют государственные учреждения в американском правительстве, цель которых – продвигать «мягкую силу» США, среди них наиболее значимые и заметные – Бюро по делам образования и культуры (Bureau of Educational and Cultural Affairs (ECA), образовано в 1961 году) и Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development (USAID), образовано 3 ноября 1961 года).

1.1. Бюро по делам образования и культуры призвано способствовать развитию взаимопонимания между США и другими государствами при помощи разработки и осуществления международных образовательных программ и семинаров. Бюро выступает с инициативой и способствует осуществлению следующих программ:

программа Фулбрайта (предоставляются гранты для аспирантов, исследователей, преподавателей и руководителей);

курсы по изучению английского языка;

программы для России, государств СНГ, восточноевропейских и балканских государств (предоставляются стипендии);

деятельность подразделения по информации и ресурсам в сфере образования (повышает престиж американского образования за рубежом с целью увеличения международных обменов);

летние семинары и форумы с целью изучения США;

образовательные партнёрские программы для поддержания контактов между американскими и зарубежными учреждениями в сфере среднего и высшего образования;

отдел гражданских обменов (культурные и молодёжные программы в сотрудничестве с некоммерческими организациями в США);

программа по защите международного культурного достояния.

Это далеко не полный список программ, осуществляемых Бюро. Все программы можно разделить на две группы. В первую группу входят академические программы для преподавателей, исследователей и студентов и программы визитов для государственных служащих и технических специалистов. Вторая группа – это программы частного сектора – обмены студентов и школьников, схемы стажировок и летнего трудоустройства иностранной молодёжи (например, «Work and Travel USA», «Internship USA», «Camp America»).

двойной клик - редактировать изображение

Весьма интересным кажется тот факт, что одним из первых, кто выступил с идеей международных обменов был сенатор Джеймс Уильям Фулбрайт, который прошёл обучение в Соединённом Королевстве по стипендиальной программе Сесиля Родса (Cecil John Rhodes, британского бизнесмена, горного магната и политика Южной Африки, который был премьер-министром Капской колонии (Cape Colony) с 1890 года по 1896 год, создавшего своё собственное тайное общество с целью приведения всего мира под власть Соединённого Королевства), и позднее сказал: «Подобный опыт излечивает от представлений о том, что за границей живут какие-то другие люди, не такие, как мы, враги. Живя за границей, перестаёшь верить, что все иностранцы плохи». Также хотелось бы отметить, что все программы международного обмена США реализуются на базе федерального (имеются ввиду США) Закона Фулбрайта-Хэйса от 1961 года, который призван обеспечить «рост взаимопонимания между народом Соединённых Штатов и народами других государств посредством образовательного и культурного обмена; укрепления связей США с другими нациями через демонстрацию образовательных и культурных интересов, успехов и достижений народа Соединённых Штатов и других наций и вклада в мирную и благополучную жизнь людей всего мира, развитие международного сотрудничества для содействия прогрессу в образовании и культуре, содействия, таким образом, развитию дружеских и мирных отношений между Соединёнными Штатами и другими государствами мира». Хотелось бы отметить, что американские программы обмена проводятся на регулярной основе, имеют возобновляемый бюджет, регламентированное содержание и строго очерченную целевую аудиторию, что во многом объясняет успех этих программ.

1.2. Агентство США по международному развитию отвечает за администрирование программ с участием представителей развивающихся государств (деятельность этой организации запрещена в России). У Агентства 87 представительств во всём мире, в том числе в Азербайджане в 2011 году образовано Международное учреждение по вопросам развития, поддерживаемое правительством (Azerbaijan International Development Agency (AIDA)).

двойной клик - редактировать изображение

Наиболее важным пунктом обменных программ США видится продолжение работы с выпускниками, поддержания контакта с ними. Как было указано ранее, Дж. Най считает программы обменов – одним из наиболее эффективных инструментов «мягкой силы». В своей книге «Будущее власти» он пишет: «Результаты обследования постоянно подтверждают, что приезжавшие студенты возвращаются домой с более позитивным взглядом в отношении государства, в которой они учились и с народом которого они общались, и обучавшиеся за границей студенты с большей вероятностью будут содействовать продвижению демократии у себя на родине, если они обучались в демократических государствах».

двойной клик - редактировать изображение

Около 200 человек, участвовавших в программах обмена США, были или являются главами государств, 600 – председателями правительств, парламентов и так далее. Наиболее широко выпускники американских обменных программ представлены в политической элите Республики Корея, Аргентины, Чили, Германии, Соединённого Королевства, Израиля и Японии.

двойной клик - редактировать изображение

Программа обменов им. Д. Эйзенхауэра (Eisenhower Fellowships) является одной из наиболее закрытых и престижных, о чём говорят имена председателей правления – на данный момент эту должность занимает бывший госсекретарь США Колин Пауэлл, а ранее – Генри Киссинджер. Среди её выпускников 4 главы правительств иностранных государств, 110 министров и 43 посла различных государств.

двойной клик - редактировать изображение

Дж. Най указывает, что такие программы могут иметь «волновой эффект» на косвенных участников. Он утверждает, что Михаил Горбачёв взял курс на перестройку и гласность благодаря идеям Александра Яковлева, которые тот почерпнул в США несколькими десятилетиями ранее.

двойной клик - редактировать изображение

Также кажется интересной биография Михаила Саакашвили, который в 1994 году получил степень магистра права Колумбийского университета в Нью-Йорке, где обучался по стипендии программы им. сенатора Эдмунда Маски, а в 1995 году он получил степень Ph.D. в Университете Джорджа Вашингтона.

двойной клик - редактировать изображение

Можно сделать вывод, что подобные программы обмена являются колоссальным инструментом «мягкой силы», поскольку позволяют воспитывать некоторых и даже многих представителей иностранных политических и экономических элит.

1.3. Неоспоримой заслугой США также можно считать способность создавать практически универсальные ценности, транслировать их всему миру с помощью средств массовой информации, теле- и кино-продукции, музыкальных произведений и при помощи неправительственных организаций (НПО) и некоммерческих организаций (НКО).

Существует большое количество НПО и НКО, в том числе, аналитических центров, спонсируемых правительством США, американскими транснациональными компаниями и американскими разведывательными организациями, хотелось бы указать некоторые из них: Совет по международным отношениям (CFR), Центр стратегических и международных исследований (CSIS), Фонд Карнеги, «РЭНД Корпорэйшн», Институт Брукингса, Институт Кеннана и другие. Здесь готовятся аналитические документы, стратегические прогнозы, вырабатываются сценарии будущего. Другие НПО и НКО представляют себя как «гуманитарные» организации: Фонд Сороса, Фонд «Евразия», Фонд Макартуров, Джеймстаунский фонд, Фонд Карнеги, Национальный демократический институт, Институт Альберта Эйнштейна, Freedom House, Amnesty International, Human Rights Watch и другие.

Также хотелось бы выделить конкурентные преимущества США в области «мягкой силы»:

совокупная экономическая, политическая и военная мощь государства;

длительность присутствия в государствах – объектах мягкой силы;

комплексность воздействия инструментов «мягкой силы»;

гибкость инструментов «мягкой силы» (в течение года в структуру государственных расходов могут вноситься изменения);

большой объём финансирования и широкий охват программ содействия международному развитию;

работа через НПО и НКО.

2. Соединённое Королевство обладает значительными ресурсами «мягкой силы». Соединённое Королевство занимает второе место среди всех государств мира по количеству иностранных студентов (14 %), уступая в этом лишь США. Также Британский совет ведёт активную деятельность на территории более чем 100 государств, в том числе и в России, занимается проектами в сфере искусства, образования и английского языка и сотрудничает с российскими и британскими партнёрами по разработке тренинговых программ и организации культурных мероприятий.

В настоящее время Британский совет является самым богатым НПО в мире. Соединённое Королевство также занимает второе место по развитию мировой медийной инфраструктуры (BBC World Service, BBC World News, The Economist, Reuters). Британская киноиндустрия и литература имеют мировое признание (фильмы о Джеймсе Бонде, книги о Гарри Поттере, сериал о Шерлоке Холмсе). Самая популярная в мире рок-группа The Beatles тоже родом из Соединённого Королевства.

Монархия безусловно является отличительной чертой Соединённого Королевства, привлекает в государство туристов и вызывает интерес СМИ. Свадьба принца Уильяма, празднование юбилея правления королевы и рождение двоих детей – правнуков королевы приковали внимание мировой общественности и помогли Соединённому Королевству улучшить свой имидж государства с традиционной монархией. Более того, данные события пополнили казну Соединённого Королевства – свадьба Уильяма и Кейт принесла 2 млрд. фунтов стерлингов экономике Соединённого Королевства.

Мощным толчком для развития и распространения «мягкой силы» Соединённого Королевства в мире стали Летние Олимпийские игры, проведённые в столице Соединённого Королевства – Лондоне – в 2012 году.

Самый популярная футбольный клуб – английский «Manchester United Football Club», а самый известный футболист – англичанин Дэвид Бэкхем. Также стоит сказать, что Англия стала родиной очень многих популярных сегодня в мире видов спорта: футбол, регби, водное поло, хоккей на траве, бокс, сквош, теннис, крикет и так далее. Особенно стоит отметить Лондон, поскольку он – один из самых посещаемых туристами городов в мире. Также в Лондоне находятся центральные офисы четырёх из шести самых крупных мировых юридических фирм и финансовых компаний.

В парламентскую сессию 2012 – 2013 годов Палата лордов создала Комитет по «мягкой силе», который позднее подготовил доклад для правительства Соединённого Королевства с рекомендациями по развитию «мягкой силы» Соединённого Королевства. В 2015 году в Национальной стратегии безопасности и Стратегическом обзоре обороны и безопасности «мягкая сила» была обозначена как один из основных приоритетов Соединённого Королевства. Таким образом, «мягкая сила» в Соединённом Королевстве получила институциональное закрепление.

двойной клик - редактировать изображение

Хотелось бы отметить некоторые факторы, способствующие развитию политики «мягкой силы» в Соединённом Королевстве. Во-первых, Соединённое Королевство уже не первое десятилетие применяет институты и использует механизмы «мягкой силы». Например, в 1932 году была основана национальная общественная корпорация Би-би-си (BBC World Service). Её расцвету «поспособствовала» Вторая Мировая война, так, в период с 1939 года по 1941 год численность работников Би-би-си, которые работали с иностранными аудиториями, выросла со 103 до 1472 человек, к концу 1940 года вещание велось на 34 языках, а в 1945 году – на 45. Также хотелось бы отметить, что с 1938 года по 2014 год зарубежное вещание финансировалось министерством иностранных дел и по делам Содружества, однако, затем эта практика была прекращена. Еще один влиятельный институт «мягкой силы» Соединённого Королевства – Британский совет, был основан в 1934 году.

двойной клик - редактировать изображение

Во-вторых, «мягкая сила» рассматривается правительством Соединённого Королевства в связи с «жёсткой силой», а не как нечто абстрактное. Более того, «мягкая сила» рассматривается как возможность повысить благосостояние и безопасность граждан Соединённого Королевства. Британскую казну пополняют доходы от экспорта образования, издательской деятельности, туризма и так далее. Например, в 2011 году доходы Соединённого Королевства от экспорта образования составили 17,5 млрд. фунтов стерлингов.

Основная роль в реализации британской политики «мягкой силы» принадлежит Министерству иностранных дел и по делам Содружества, департаменту международного развития и Министерству по культуре, СМИ и спорту.

Так, в 1984 году при поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества была учреждена стипендия Чивнинг (Chevening) для обучения в Соединённом Королевстве потенциальных будущих лидеров из разных государств мира. В 1969 году при поддержке Министерства по культуре, СМИ и спорту была создана структура British Tourist Authority, ныне известная как VisitBritain, которая отвечает за продвижение внутреннего и въездного туризма в Англии, Шотландии и Уэльсе. Министерство по культуре, СМИ и спортк ведает ключевыми культурными объектами государства, которые, безусловно являются, ресурсами «мягкой силы» Соединённого Королевства, среди них – Британский музей и галерея Тейт, национальные парки, спортивные организации и СМИ (в том числе Би-би-си). Также это ведомство играло ключевую роль при организации Летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне.

Также хотелось бы отметить, что даже Министерство обороны Соединённого Королевства задействовано в реализации политики «мягкой силы». Так, в одном из ключевых докладов этого Министерства в 2010 году говорится о стремлении усилить невоенные механизмы влияния и максимально использовать возможности, связанные с созданием партнёрств, продвижением британских ценностей и идей.

Особо хотелось бы отметить роль неправительственных организаций в политике «мягкой силы» Соединённого Королевства. По мнению британских экспертов и мозговых центров, государственные инициативы воспринимаются с недоверием, в то время как деятельность бизнеса, образовательных учреждений и деятелей искусства не вызывает негативной реакции у зарубежной аудитории. Так, ведётся активное сотрудничество НПО, в первую очередь с ведущими международными организациями со штаб-квартирами в Соединённом Королевстве, такими как Oxfam, Британский Красный Крест, Care International, Save the Children, британским подразделением «Всемирного фонда дикой природы» и другими. Часто сотрудничество с такими организациями осуществляется при помощи заключения долгосрочных партнёрских соглашений, которые позволяют финансировать текущую деятельность организаций из бюджета государства. Таким образом, большая часть работы британской «мягкой силы» позиционируется как независимая от государства, хотя финансирование большинства программ и организаций идёт из бюджета государства, что даёт правительству Соединённого Королевства решающий голос.

Таким образом, активное участие и экономическая заинтересованность негосударственных акторов в работе по реализации «мягкой силы» государства расширяют охват и повышают эффективность таких программ, обеспечивают поддержку инициативам в обществе и вносят вклад в экономику государств.

3. Хоть КНР пока и не вошла в Топ-10 государств с самой влиятельной «мягкой силой», игнорировать нарастающую мощь КНР и её «мягкую силу» представляется невозможным.

В 2000-х годах КНР столкнулась с классической «дилеммой безопасности» – чем выше становился её экономический, научно-технический и военный потенциал, тем больше опасались КНР его партнёры и соседи. В связи с этим в КНР была выработана и принята концепция «мирного развития», целью которой было убедить другие государства, что так называемой «китайской угрозы» не существует. Для того, чтобы мировое сообщество адекватно воспринимало её стремительное развитие, КНР положилась на политику «мягкой силы».

КНР поражает весь мир своим экономическим чудом, социализмом с китайской спецификой. В настоящий момент экономика КНР официально занимает второе место в мире и прогнозируется, что она обгонит американскую экономику к 2025 году. По словам Дж. Ная, «китайская мечта», предложенная лидерами КНР, обречена на успех, ведь в результате модернизации экономика КНР достигла невероятных успехов, что повысило уровень жизни китайцев и позволило многим избавиться от бедности.

На официальном уровне о необходимости проведения политики «мягкой силы» было сказано на заседании политбюро ЦК КПК 17-го созыва в октябре 2007 года, кода председатель КПК Ху Цзиньтао отметил, что «КПК должна укреплять культуру как часть «мягкой силы» нашего государства, … фактор растущего значения в соревновании по совокупной национальной мощи».

Однако интерес к политике «мягкой силы» возник в КНР раньше – по данным аналитика из Сингапура «мягкая сила» стоит по главе угла стратегического видения КНР и подчёркивает её чувствительность к восприятиям извне. Именно поэтому с начала 1990-х годов в КНР были опубликованы сотни исследований и научных статей о «мягкой силе». По данным исследователя Давида Шамбау из университета Джорджа Вашингтона, в год китайское правительство тратит около 10 млрд. долларов США на продвижение своего позитивного имиджа, в то время как США выделяет в год на программы публичной дипломатии около 670 млн. долларов США.

Безусловно, сильной стороной китайской «мягкой силы» является не только её активно развивающаяся экономика, но и древнейшая, самобытная культура. Культура Китая всегда приковывала к себе внимание огромного количества людей. Фэншуй, кунг-фу, каллиграфия, энергия «ци», китайская кухня – основы китайской культуры, так популярные во всём мире. Великая китайская стена, магнитом притягивающая тысячи туристов ежегодно, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из новых семи чудес света. По словам Дж. Ная, «наибольшее действие возымеет «мягкая сила» Китая, лежащая в культурной сфере».

двойной клик - редактировать изображение

Распространение китайской культуры и языка осуществляется при помощи институтов Конфуция. Первый институт Конфуция был открыт в Сеуле в 2004 году. На государства АСЕАН приходится 29 институтов Конфуция и 15 языковых курсов. Китайский язык постепенно становится главным языком бизнеса в регионе, чем и обуславливается интерес местных жителей к изучению языка. Во всём мире функционируют около 500 Институтов Конфуция, многие из них находятся в кампусах университетов, имеется также около 1000 классных комнат Институтов Конфуция. По официальным данным правительства КНР, к 2020 году число носителей китайского языка как иностранного планируется довести до 100 млн. человек. Также в 2009 году в китайские университеты было принято 220 тысяч иностранных студентов, а к 2020 году это число должно вырасти до 500 тысяч человек.

двойной клик - редактировать изображение

Правительство КНР старается обеспечить своё максимальное культурное присутствие в других государствах. Так, в сотнях городов по всему миру были проведены мероприятия, посвящённые празднованию Китайского нового года, а в столице Эфиопии, Аддис-Абебе был проведён показ мод китайской одежды.

В 2009 – 2010 годах КНР инвестировала 8,9 млрд. долларов США в «работу по пропаганде имиджа государства за рубежом», включая работающий 24 часа кабельный новостной канал Синьхуа, предназначенный для вещания по типу международной телекомпании «Аль-Джазира». Новостной канал Синьхуа на несколько недель арендовал билборды на Таймс Сквер в Нью-Йорке, на которых транслировались различные изображения КНР – рисовые поля, неоновые небоскрёбы и так далее, и на всех изображениях было указано, что КНР предоставляет «новые перспективы». Также в период с 2009 года по 2011 год новостной канал Синьхуа открыл 40 новых бюро по всему миру и их общее число на данный момент составляет 162. Основное правительственное печатное англоязычное издание China Daily платит деньги за то, чтобы их вкладыши были в Washington Post и Wall Street Journal.

Также успешным проектом по продвижению собственной «мягкой силы» стало проведение Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Хотелось бы отметить, что правительство КНР, понимая, что их внутренняя политика очевидно не является ресурсом «мягкой силы», а даже скорее портит образ КНР в глазах западных партнёров, на открытии Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине не затрагивали политику партии и её принципы.

Безусловно, КНР необходимо занять лидирующую позицию в Юго-Восточной Азии – в соседних государствах, государствах АСЕАН для того, чтобы быть одной из мировых держав. В настоящее время КНР является лидером и примером для развивающихся азиатских государств, поэтому весьма логично, что КНР использует экономические рычаги для распространения своего влияния на государства АСЕАН, например, была создана зона свободной торговли КНР – АСЕАН, а также КНР активно инвестирует в экономику государств АСЕАН.

Помимо экономических рычагов, КНР также пытается создать чувство исторической общности с государствами АСЕАН, делая акцент на азиатскую идентичность региона. В отличии от западной «мягкой силы», КНР не поднимает вопрос прав человека, поскольку и в КНР, и в государствах Юго-Восточной Азии имеются иные подходы к проблемам в этой области. Единственное, на что КНР пытается давить – это отношение этих государств к Тайваньскому вопросу. Также КНР применяет такие классические инструменты «мягкой силы», как двусторонние межгосударственные связи и многосторонняя дипломатия. С рядом государств АСЕАН КНР установил стратегическое партнёрство.

Преимущество КНР в регионе АСЕАН перед «коллективным Западом» очевидно – её модель модернизации куда более приспособлена для решения проблем государств АСЕАН, чем западные модели. КНР также старается институционализировать своё участие в том или ином проекте, создавая различные международные торговые или экономические зоны в данном регионе.

КНР заинтересован в создании мирной и процветающей периферии. Для достижения этой цели она применяет экономические, дипломатические и культурно-образовательные инструменты «мягкой силы». В целом, можно сказать, что потенциал «мягкой силы» КНР в регионе АСЕАН весьма велик.

В заключение хотелось бы выделить конкурентные преимущества «мягкой силы» КНР, которые могли бы быть полезны для России:

культуроцентричность политики «мягкой силы»;

активное взаимодейтствие с представителями китайской диаспоры за рубежом;

разветвлённая сеть представительств института Конфуция за рубежом;

инвестиционный и экономический потенциал.

4. Впервые термин «мягкая сила» был употреблен в официальном документе в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденную поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 года N Пр-251, ныне утратившей силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640. В ранее действовавшей Концепции было подчёркнуто, что конкуренция на международной арене приобретает цивилизационное измерение, а также давалось следующее определение «мягкой силы» – это «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и альтернативные классической дипломатии методы и технологии». Однако, разработчики также указывали на то, что «мягкая сила» может носить и деструктивный характер – с её помощью может оказываться давление на суверенные государства и вмешательство в их внутренние дела, в том числе при помощи финансирования из-за границы гуманитарных проектов, связанных с защитой прав человека.

В Концепция внешней политики Российский Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, использование инструментов «мягкой силы» признаётся неотъемлемой составляющей внешней политики Российской Федерации.

К этим инструментам относятся информационно-коммуникационные, гуманитарные и возможности гражданского общества. Таким образом, можно сказать, что «мягкая сила» понимается не как концепция или набор идей, транслируемых Россией вовне, а как система инструментов и механизмов достижения внешнеполитических целей, иными словами, концепция подменяется инструментами.

Также хотелось бы подчеркнуть, что в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации в сравнении с утратившей силу Концепцией внешней политики Российской Федерации 2013 года понятие «публичная дипломатия» отсутствует, однако, базовые направления публичной дипломатии упоминаются в контексте общественной дипломатии или выделены в самостоятельные разделы.

Четыре пункта, относящиеся к политике «мягкой силы» выделены как основные задачи внешнеполитической деятельности России: защита прав соотечественников за рубежом, усиление роли России в международном гуманитарном пространстве, укрепление международных позиций российских средств массовой информации и развитие диалога культур и цивилизаций.

Информационному сопровождению внешнеполитической деятельности России посвящён отдельный раздел в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации. Вероятно, такое внимание информационному вещанию за рубежом связано с событиями 2008 года, когда Правительство Российской Федерации в ходе конфликта Грузии, Южной Осетии и Абхазии впервые со времён окончания Холодной войны столкнулось с жёсткой информационной кампанией, развернутой против него государствами «коллективного Запада». Та ситуация выявила международный информационный вакуум, в котором оказалась современная Россия, и дала импульс созданию новых элементов публичной дипломатии России, например, развитие телеканала Russia Today и связанных с ним средств массовой коммуникации.

В действующей Концепции внешней политики Российской Федерации указывается необходимость доведения объективной информации о позиции России по основным международным вопросам до мировой общественности, для чего Правительство Российской Федерации намерено оказывать государственную поддержку российским и русскоязычным СМИ и использовать новые информационно-коммуникационные технологии.

Экспертная дипломатия также упоминается в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации, однако, она отнесена к общественной дипломатии, хотя подразумевает работу с целевыми зарубежными аудиториями с политическими целями, а значит, экспертная дипломатия относится к публичной дипломатии.

Программы широкого гуманитарного сотрудничества (программы в области культуры, языка, гуманитарных связей) являются традиционно-проверенной для российской системы формой общественной работы с зарубежной аудиторией. Безусловно, главным образом эти программы и проекты относятся к формату общественной дипломатии. Однако даже культурные программы, как показала Холодная война, так или иначе могут быть поставлены на идеологическую службу. Действующая Концепция внешней политики Российской Федерации традиционно не обходит стороной это направление.

В действующей Концепции внешней политики Российской Федерации также упоминается тематика сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории, ставшая важным направлением публичной дипломатии России в последние годы. Важность исторической тематики для внешней политики государства подчёркивается вниманием государства к этой проблеме, которое реализуется на самом высшем уровне. Главным выразителем российской публичной дипломатии в данном случае выступает сам Президент Российской Федерации. Для проведения официальной линии в сфере публичной дипломатии была выстроена целая сеть организаций, в том числе с прямым участием государства: Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории, в состав которой вошли видные учёные-историки, общественные деятели, политики; укреплено Российское военно-историческое общество; по инициативе Президента Российской Федерации весной 2016 года учреждён новый фонд «История Отечества». Предприняты шаги по созданию дополнительных механизмов работы на межгосударственном уровне со сложными государствами. Например, с целью объективной трактовки совместной истории была создана Российско-польская группа по сложным вопросам. На общественном уровне действует ряд НПО, для которых историческая тематика в контексте современной внешней политики и международных отношений является приоритетным направлением работы.

В действующей Концепции внешней политики Российской Федерации также говорится о намерении «развивать гуманитарные и культурные связи славянских народов».

Согласно теории Самюэля Хантингтона Россия относится к Православной цивилизации и является её центром. Однако, стоит учитывать, что Россия – многоконфессиональное и многонациональное государство, у которого нет государственной религии. Например, ислам является второй по количеству верующих религией в России. Также не секрет, что Республика Татарстан привлекает значительные иностранные инвестиции, большая часть которых поступает из государств Ближнего Востока. В связи с этим Правительству Российской Федерации следовало бы развивать связи не только славянских народов, но и всех других национальностей, живущих на территории Российской Федерации и являющихся основой её богатого исторического и культурного наследия.

В главе, посвящённой региональным приоритетам, практически не уделяется внимание вопросам «мягкой силы». Указано, что Россия намерена сотрудничать с соотечественниками на пространстве СНГ и развивать сотрудничество в культурной, гуманитарной и научно-образовательной сферах, а также выступать за отмену или либерализацию визового режима с государствами Европейского Союза, которые стали бы импульсом для развития гуманитарного, культурного и образовательного взаимодействия.

Таким образом, подводя итоги анализа тематики «мягкой силы» в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. «Мягкая сила» остаётся в российском внешнеполитическом контексте, но при этом понимается по-другому. Отсутствует проблематика публичной дипломатии, что может вызвать ряд вопросов, поскольку именно публичная дипломатия – это институциональная и инструментальная основа реализации «мягкой силы».

Действующая Концепция внешней политики Российской Федерации даёт чёткое представление о том, что в российском государственном восприятии в качестве основного направления работы публичной дипломатии России закреплена международная информационно-разъяснительная работа, активизацию деятельности которой можно наблюдать в последние годы (усиление информационной работы телеканала Russia Today, новая цифровая дипломатия МИД России). Другие направления публичной дипломатии (образовательные программы, экспертная дипломатия, проекты широкого гуманитарного сотрудничества) хотя и присутствуют, но рассматриваются в контексте общественной дипломатии. Незаслуженно мало внимания уделяется направлению оказания образовательных услуг и международных программ обменов, которое, по меткому утверждению бывшего заместителя государственного секретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью Карен Парфитт Хьюз, является «сердцем публичной дипломатии». В действующей Концепции внешней политики Российской Федерации лишь вскользь упоминается поддержка российских образовательных институтов за рубежом, однако, ничего не говорится о развитии системы академических обменов и программ.

Как следствие, в системе публичной дипломатии России хорошо выстроены механизмы и институты, связанные с международной информационной политикой, и меньше внимания уделяется механизмам работы по другим направлениям. Однако, безусловно, российское понимание реальности основывается на том, что публичная дипломатия – это инструмент для повышения эффективности внешнеполитической работы.

Вместе с тем, действующая Концепция внешней политики Российской Федерации всё же даёт перспективу в плане «мягкой силы». Согласно концепции Дж. Ная, «мягкая сила» – это идеи, прежде всего принципы, с которыми государство обращается к внешнему миру. Россия может и должна предложить такие идеи. Более того, в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации эти принципы и идеи сформулированы для внешнего мира существенно чётче и понятнее, чем раньше. Они перечислены в Разделе III «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем», среди них – справедливый и устойчивый миропорядок, верховенство права в международных отношениях (главным образом – принцип суверенитета и суверенного равенства государств и выступление против гуманитарных интервенций под предлогом концепции «ответственности по защите»). Если Россия положит в основу своей концепции «мягкой силы» эти принципы, то это создаст солидную основу, с которой можно обращаться к миру не только через приоритеты российской внешней политики, но и с определённой системой российских взглядов на мироустройство, которое Россия предлагает остальным государствам, и которое, скорее всего, будет воспринято большинством государств мира в положительном ключе.

5. План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года был принят в 2013 году и состоит из 7 глав:

углубление интеграции на пространстве СНГ;

развитие экономической дипломатии;

расширение пространства безвизовых контактов российских граждан;

консульская работа;

укрепление связей с соотечественниками;

содействие развитию российского потенциала «мягкой силы», наращивание культурного и образовательного присутствия России в мире;

обеспечение безопасности российских граждан за рубежом и российских загранучреждений.

Одной из основных целей в работе с государствами СНГ ставится создание общего гуманитарного пространства, то есть усиление взаимодействия в области науки, культуры, образования, спорта, а также проведение молодёжного обмена. Для достижения этой целей будут использованы Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

МИД России также заинтересован в консолидации российской диаспоры, сохранении её национально-культурной и языковой самобытности и укреплении связей с ней.

Согласно Плану деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года МИД России будет содействовать в проведении ежегодных конференций соотечественников в более чем 90 государствах, а также обеспечит полноценное функционирование крупнейшего портала соотечественников уже к 2015 году.

Как указано на сайте интернет-портала «Русский век», основная задача этого портала – своевременное информирование о деятельности Российской Федерации по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, а также о Программе по оказанию помощи соотечественникам по добровольному переселению на территорию Российской Федерации.

В Плане деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года также говорится о планах по проведению всемирного молодёжного форума в Казани в 2014 году, а также об увеличении числа участников ежегодной экскурсионно-образовательной акции «Здравствуй, Россия!» до 2000 человек в 2018 году.

В главе 6, посвящённой «мягкой силе», не приводится определения этому понятию, однако, говорится, что МИД России совместно с Россотрудничеством будут вести комплексную работу, целью которой является «существенное усиление культурного и образовательного присутствия» России в мире.

В планах обозначено увеличение количества российских центров науки и культуры за рубежом (РЦНК) с 96 в 2014 году до 110 к 2018 году.

Увеличение количества РЦНК позволит увеличить количество слушателей курсов русского языка с 24 тыс. человек в 2014 году до 38 тыс. человек в 2018 году, что безусловно очень мало сообразно требованиям сегодняшнего дня. Представляется сложным оценить деятельность Россотрудничества в этой области, поскольку на его официальном сайте, указано, что количество РЦНК по-прежнему остаётся равным 96. Также будут проводиться ежегодные культурные мероприятия с участием российских деятелей культуры и искусства.

Как и в действующей Концепции внешней политики Российской Федерации, особое внимание уделяется информационному сопровождению и противодействию попыткам дискредитации внешней политики Российской Федерации, учитывая обострение информационной обстановки в мире. Эти задачи будут осуществлены с помощью дальнейшего взаимодействия с печатными и электронными СМИ на площадке пресс-центра МИД России, а также при помощи использования социальных сетей.

6 В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года № 259, говорится об оказании иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной помощи, которая бы способствовала устойчивому социально-экономическому развитию государств – получателей помощи, а также об оказании помощи при возникновении стихийных бедствий, техногенных катастроф, внутренний и международных конфликтов.

Дж. Най в книге «Будущее власти» пишет о том, что ресурсы «мягкой силы» довольно часто формируются для целей «мягкой силы». Таким образом, не только культура, студенческие обмены и информационные агентства являются ресурсами «мягкой силы», но и программы помощи. Дж. Най в той же книге приводит пример, как США, КНР, Бразилия и другие государства увеличили свою «мягкую силу» за счёт оказания помощи пострадавшим от землетрясения на Гаити в 2010 году. В связи с этим, оказание помощи в сфере содействию международному развитию может быть потенциально выгодным ресурсом «мягкой силы» России.

Согласно Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, региональными приоритетами являются государства-участники СНГ, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия и другие государства, проводящие политику добрососедства с Россией.

Особого внимания заслуживает пункт, говорящий о том, что одним из приоритетных направлений в сфере содействия международному развитию является повышение качества образования, в первую очередь начального и профессионального, для населения государств – получателей помощи, а также обеспечение его доступности.

Дж. Най отмечает, что образование является одним из наиболее эффективных инструментов «мягкой силы». В его книге «Будущее власти» говорится: «Идеалы и ценности, “экспортируемые” Америкой в умы более полумиллиона иностранных студентов, которые каждый год обучаются в американских университетах, а затем возвращаются домой, направлены на то, чтобы “добраться” до властных элит. Образование позволяет сформировать определённое мировоззрение у иностранных гостей, отражающее ценностные ориентации самого принимающего государства и позволяющее рассчитывать на благоприятное отношение к государству пребывания с их стороны в будущем». В связи с этим, оказание помощи другим государствам (а особенно государствам, где ещё изучается русский язык) в области образования представляется эффективным инструментом «мягкой силы».

В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию также говорится об информационном сопровождении государственной политики Российской Федерации, однако, указывается только то, что это будет осуществляться при помощи всех заинтересованных российских участников содействия международному развитию как в государствах-получателях помощи, так и в государствах, оказывающих содействие международному развитию. Также говорится, что общественные объединения, негосударственные и некоммерческие организации могут развивать сотрудничество с иностранными общественными и благотворительными организациями, с целью способствованию развитию культурных и гуманитарных связей.

В целом, нормативные правовые акты в сфере политики «мягкой силы» Российской Федерации не носят комплексного характера, не обозначены чётко цели и задачи Правительства Российской Федерации в этом направлении, не выделена целевая аудитория, не разработана комплексная стратегия.

Впервые официально термин «мягкая сила» был употреблён только в утратившей ныне силу Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 года N Пр-251. Также в этой Концепции было указано определение этого термина, в других документах оно отсутствует. В действующей Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, заметно меньше внимания уделено политике «мягкой силы», чем в предыдущей версии этой Концепции.

В основном целями в области политики «мягкой силы» указываются распространение русского языка и культуры, а также консолидация русской диаспоры за рубежом. Во всех трёх описанных выше нормативных правовых актах говорится о важности информационного сопровождения внешней политики Российской Федерации.

Ни в одном из указанных нормативных правовых актах в региональных приоритетах не указано, как именно планируется вести работу в области «мягкой силы» в том или ином регионе. Традиционно пространство СНГ является первоочередной зоной интересов Российской Федерации, однако, ни в одном из них не приводится плана деятельности по усилению «мягкой силы» в государствах СНГ.

В целом, политика «мягкой силы» в указанных нормативных правовых актах видится довольно однобоко, как набор инструментов и практически полностью сосредоточена в руках государства, которое, по всей видимости, должно осуществлять координирующую функцию при согласованном взаимодействии различных акторов, задействованных в осуществлении и реализации комплексной, целостной и системной глобальной политики «мягкой силы» Российской Федерации.

Необходима скорейшая разработка такой комплексной, целостной и системной глобальной политики «мягкой силы» Российской Федерации, которая должна явиться значимым фактором российской инициативы в сфере захвата концептуальной власти, время которой пришло и настало.

1.0x