Авторский блог Александр Нагорный 16:03 18 апреля 2019

Пример КНР

о России и её восточном соседе

Глубоко обоснованное исследование профессора Ю.В. Тавровского, посвящённое современному состоянию российско-китайских отношений в связи с предстоящей встречей на высшем уровне, фактически ставит вопрос о том, почему Россия, располагая всеми факторами для собственного экономического развития и ускоренного развёртывания сотрудничества с коммунистическим Китаем тем не менее не делает в должной степени ни того, ни другого, по большинству показателей, кроме военно-технического, всё сильнее отставая от своего главного стратегического партнёра и от других быстроразвивающихся экономик современного мира (Индия, Корея, Малайзия и др.). Почему поставленная президентом задача достичь темпов экономического роста выше среднемировых, благополучно проваливается (2,3% в 2018 году, по скорректированным данным Росстата, при среднемировых 3,2%, с выходом на показатель выше 3% только после 2025 года)? Не говоря уже про уровень жизни населения и падение его реальных доходов? Санкции, недостаточность программ импортозамещения? Или же упорное следование полностью неэффективной социально-экономической модели "вашингтонского консенсуса", которое с 1992 года проводят либеральные экономисты, идейные наследники Гайдара и Чубайса, которые оккупируют финансово-экономический блок правительства России?

В то время как КНР, используя модель смешанной экономики и стратегического планирования, с упором на собственное эмиссионное финансирование своей экономики, развивается в шесть раз быстрее, чем нынешняя РФ. В 2018 году "красный Китай" вышел на первое место в мире и по числу успешных космических пусков (38 по сравнению с 31 пуском США и 16 пусками РФ), а также по числу подтверждённых научно-технических патентов. Кроме того, в отличие от России, которая официально не ставит перед собой никаких стратегических задач ни во внешней, ни во внутренней политике, власти Китая создали и реализуют целую программу развития, целью которой определено создание в КНР "общества всеобщего благоденствия", с привязкой по конкретным показателям и датам, что, несомненно, в значительной мере объединяет и мобилизует китайское общество, а также повышает авторитет официального Пекина на мировой арене. Наконец, в третьих — и это, возможно, самое главное! — отсутствие масштабных и прорывных совместных российско-китайских проектов ("СПГ Ямал" — исключение, только подтверждающее правило) налицо, скажем мягко, полная незаинтересованность как финансово-экономического блока правительства, так и "естественных монополий", не говоря уже про чисто олигархические структуры, развивать сотрудничество с Китаем.

В то же время "на западном фронте", несмотря на всё более жёсткие санкции, наблюдается прямо противоположная картина: растут поставки энергоносителей и других ресурсов, в соответствующую инфраструктуру вкладываются многомиллиардные инвестиции, а прямой вывоз капитала из страны стабильно находится в диапазоне 50—100 млрд. долл. ежегодно, не говоря уже о косвенных потерях при использовании офшорных и других "серых" схем. Буквально каждый месяц или даже каждую неделю приходят вести о конфискации имущества в разных странах Запада миллионеров и миллиардеров российского происхождения. И если в том же Китае проявления коррупции, особенно — связанной с внешними силами, жёстко пресекаются и караются, вплоть до публичных расстрелов, то для России дорогая недвижимость и семьи за рубежом — это по-прежнему норма жизни. Поэтому неудивительно, что в российских "верхах" не рады сотрудничеству с "красным Китаем", воспринимают его как тяжёлую необходимость и всячески вставляют палки в колёса, а зачастую — и провоцируют конфликты, в том числе — методами информационной войны ("вырубили леса", "выпили Байкал", "десятки миллионов нелегальных мигрантов захватывают Сибирь и Дальний Восток" и т.д.). Так что с одним извечно русским вопросом: "Кто виноват?" — можно сказать, всё предельно ясно. А как быть с другим: "Что делать?"

Это тоже — не бином Ньютона. Прежде всего, необходимо срочно осуществить замену нынешней либеральной экономической модели на новую, по китайскому образцу. Прекратить искусственное ужатие денежной массы (сейчас в России она составляет 43—45% от ВВП, тогда как в США —180%, в Японии — 240%, а в КНР — даже 400%). Кроме того, принять концепцию стратегического планирования и прямой ответственности правительства на уровне министров за выполнение или невыполнение утверждённых планов и отказаться от принципа "ротации кадров", когда провалившего один участок работы чиновника просто передвигают на другой, где он также полностью некомпетентен.

Вот такие "заимствования" должен был бы сделать президент России, в очередной раз знакомясь со всё новыми и новыми успехами КНР. И тогда бы не стоял вопрос об отсутствии действительного крупномасштабного сотрудничества, в том числе — в создании новых транспортных коридоров через Россию в Европу по наиболее оптимальным маршрутам. Да и в других сферах сотрудничества — таких, как космос, ядерная энергетика, "оборонка", электроника и т.д. — совместные усилия двух наших стран могли бы привести к прорывным и весьма прибыльным результатам.

Но — блажен, кто верует…

1.0x