Авторский блог Евпраксия Макошева 01:06 7 мая 2021

Прикоснуться к подлинному

С 22 го апреля и до 17 мая по всей стране проходит двадцатый пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Половина концертов доступны любому. Событие государственного значения, объединяющее людей в самых разных уголках нашей страны и дающее возможность каждому прикоснуться к живому, подлинному искусству

двойной клик - редактировать изображение



Приобщение к живому подлинному искусству,
объединяющему людей
На фотографии - гравюра Альбрехта Дюрера "Воскресение Христа"


22 апреля в 25 регионах Российской Федерации стартовал двадцатый Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Мероприятие колоссального масштаба, имеющее, безусловно, государственное значение, было организовано главным дирижёром и художественным руководителем Мариинского театра (Санкт-Петербург), народным артистом России, победителем международных конкурсов им. Герберта фон Караяна в Берлине и Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, при участии Правительства Москвы, Министерства Культуры РФ, поддержке глав Региональных Министерств культуры, Губернаторов, глав администраций городов и посёлков, ОАО РЖД, авиакомпании "Аэрофлот" и по благословению Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла.

К настоящему моменту концерты оркестра Мариинского театра уже прошли в пятнадцати регионах и их услышали и увидели более, чем в ста пятидесяти городах и населённых пунктах. Ежедневно симфонический оркестр даёт благотворительные концерты для врачей, волонтёров, социальных работников. Поскольку фестиваль также приурочен к празднованию 76-летней годовщины Дня Победы 9 мая, симфонический оркестр п/у Валерия Гергиева на один день вернётся в Москву для того, чтобы традиционно чествовать победителей и отдать дань павшим в боях ВОВ в зале "Зарядье". Будут даны три концерта. Во всех регионах и городах гостями фестиавля станут Ветераны и Герои Великой Отечественной войны, участники боевых действий. Все благотворительные концерты также посетят наиболее успешные учащиеся музыкальных школ искусств и художественных школ, заслуженные работники культуры и искусства, представители дипломатического корпуса (именно дипломаты доставили из Иерусалима в Москву живой пасхальный огонь) и почётные граждане городов. Поистине героический труд коллектива Мариинского театра во главе с инициировавшим двадцать лет назад свой первый Пасхальный фестиваль В.Гергиевым, а также общие усилия многих других организаторов, выдающихся исполнителей и прославленных коллективов, в числе которых солисты с мировым именем, заслуживают высочайшей оценки. Их многолетнее самоотверженное служение сделало нынешний фестиваль крупнейшим культурным событием в жизни России, выдающимся явлением, сравнимым по масштабу отдачи с выступлениями артистов Кировского (Мариинского) театра оперы и балета семидесятишестилетней давности, когда во время Великой Отечественной Войны театр был эвакуирован в Молотов (Пермь, Прикамье) и дал более 35ОО концертов вдоль линии Северо-Западного фронта, для врачей и госпитализированных, на оборонных предприятиях, оружейных заводах.

Первый вагон поезда РЖД с логотипом фестиваля каждое утро встречают жители новых городов на карте фестиваля, оркестр тут же едет репетировать, Валерий Абисалович проводит официальные встречи, осматривает залы и концертные площадки, решает, какие можно использовать возможности, как и где лучше разместить оркестр, если нет оркестровой ямы, проверяет акустику, заключает новые соглашения о сотрудничестве с руководителями регионов, обсуждает новые планы о создании фестивалей в честь композиторов, выдающихся певцов и деятелей культуры, договаривается о творческом взаимодействии, мастер-классах, помощи в организации проектов, касающихся открытия новых школ для талантливы детей, даёт пресс-конференции и, после репетиции, представляет работу оркестра самого высокого качества слушателям малых и больших населённых пугктов, столиц, городов Черноземья, Прикамья, Поволжья, Новочеркасского казачества, Чувашии, на Урале, в Сибири и далее в северных регионах. Гергиев спонтанно, по необходимости, добавляет в график новые выступления (по просьбе приехавшего в Северную Осетию президента Южной Осетии Анатолия Бибилова, например, будет дан дополнительный концерт). На встрече с губернатором Пермского края Дмитрием Николаевичем Махониным подписано соглашение о сотрудничестве и обсуждалось участие в продвижении фестиваля Сергея Дягилева, а на пресс-конференции в Москве были озвучены и другие важные планы.

Маэстро рассказал о том, что в городах России он проведёт давно готовившиеся фестивали русских композиторов: Рахманинова в Великом Новгороде; Чайковского в Воткинске и, по результатам фестивальных встреч с главами городов Вятки и Твери и требованию жителей-земляков, считающих Чайковского не менее принадлежащим им, чем Воткинску или Клину - в Вятке и Твери, расширяя географию предполагаемого события; фестиваль Глинки необходим в Смоленске, потому что недостаточно одного только установленного там памятника с надписью "Глинке. Россия", обязательно должна звучать его музыка; в Тихвине, где родился гений оперной сказки и находится знаменитая Тихвинская Икона Божьей Матери и где месяц назад в исполнении Мариинского театра впервые в этом городке под Санкт Петербургом уже прозвучали три авторские оперы - Римского-Корсакова; в Ораниенбауме - Стравинского; во Владимире -....Танеева. Разумно приурочить время проведения к датам рождения, чтобы круг никогда не замыкался, а музыка продолжала звучать бесконечно, переходя из одного городка в другой.
С момента официального открытия юбилейных торжеств в день Пасхального Воскресения в Московском зале "Зарядье" начались выступления хоровых коллективов и Звонильная колокольная программа. Уже 3 мая в Главном зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве был дан старт хоровому разделу фестиваля, состоявший из духовных произведений С. Рахманинова, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, Г. Свиридова, С. Екимова, П. Гребенщикова и С. Дегтярёва в исполнении коллективов "Нижний Новгород" (х/р Иван Стольников), "Уральский государственный камерный хор" (Пермь, х/р Владислав Новик) и Московский синодальный хор (Москва, х/р Алексей Пузаков). В этот же день, сначала в детском доме деревни Рембуево Архангельской области, а затем в Доме офицеров и в Бобровском доме культуры Приморского района выступил северный вокальный ансамбль из Архангельска "Поморские кружания" ( х/р Дмитрий Федотов). Исполняли древние духовные и церковные песнопения и Русские народные песни из Мезенского цикла ("Тихо стонет сине море") и из Карельских хороводов "Берега Беловодья"("Плывёт лебедь"), вошедшие в юбилейную программу "Жемчужина русского севера", приуроченную к празднованию 95-летия со дня основания в Архангельске Северного государственного академического русского хора, который ещё выступит на церемонии закрытия. А в подмосковных Дубровицах в вечер 3 мая выступил Государственный академический Московский областной хор им. Кожевникова (х/р Николай Азаров).

Звонильную программу в Храме Христа Спасителя открыл лауреат конкурсов колокольных звонов в Ярославле, Архангельске и Полтаве, известный искусствовед и ведущий программ Московской филармонии (КЗЧ), интервьюировавший Галину Вишневскую, Чечиллию Бартоли, Викторию Муллову (ранее была участницей Пасхального фестиваля Валерия Гергиева) и многих других, Ярослав Тимофеев.

Ещё до официального открытия юбилейные мероприятия стартовали 22 апреля в концертном центре "Миллениум" Ярославля, где оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представил публике произведения И. Стравинского "Петрушка" и Р. Вагнера "Жизнь героя". 23 апреля в Казанском Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева в дневном благотворительном концерте прозвучала 8я симфония А. Брукнера, а в вечерней программе,- приуроченные к 130-летнему юбилею со дня рождения Сергея Прокофьева симфония номер пять, си бемоль мажор, опус 100 и фортепианный концерт номер два, соль минор. Солист- прославленный пианист, лауреат первой премии международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва), лауреат международного конкурса им. Ф.Шопена (Варшава), международного конкурса им. Артура Рубинштейна (Тель-Авив) Даниил Трифонов. 24 апреля Мариинский театр продолжил триумфальное шествие в Екатеринбурге, где в Большом зале Свердловской академической филармонии прозвучала симфония С.Прокофьева номер один, ре мажор, "Классическая", симфония Г. Малера номер пять до диез минор и 25й фортепианный концерт В.А.Моцарта до мажор, солировал в котором Д.Трифонов. В концертном зале Омской филармонии 25го апреля представлены 4я симфония Ф. Мендельсона ля мажор опус 90, "Итальянская" и 2я симфония И.Брамса, ре мажор, опус 73. Вечером в Омске играли оркестровую Прелюдию К.Дебюсси к "Послеполуденному отдыху Фавна", 9ю симфонию Ф.Шуберта до мажор и фортепианный концерт Р. Шумана ля минор опус 54. Солировал Даниил Трифонов.

26 апреля переехали в Новосибирск, где в Концертном зале им. А.Каца в первом отделении с оркестром Новосибирского академического симфонического оркестра п/у В.Гергиева исполнили 1й скрипичный концерт ля минор Д.Шостаковича. Солировал новосибирец Вадим Репин (Лауреат международного конкурса скрипачей им.Венявского в Любляне и международного конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе). Во втором отделении 5ю симфонию Г.Малера до диез минор снова играл оркестр Мариинского театра п/у В.Гергиева. В Красноярске выступали 27 апреля, где вместе с Д.Трифоновым показали, помимо играного в Ярославле Вагнера, 1й фортепианный концерт И.Брамса ре минор и Скерцо из музыки ко "Сну в летнюю ночь" Ф. Мендельсона", а утром 28го, в Томске снова представляли полностью новую программу,- днём звучала музыка балета И. Стравинского "Жар-птица", "Симфонические танцы" С.Рахманинова и Первый фортепианный концерт П.И.Чайковского си бемоль мажор с солировавшим Д.Трифоновым, а вечером того же дня в филармоническом зале Кемерово ,-музыка "Болеро" М. Равеля, "Море"К.Дебюсси и его же "Три симфонических эскиза", симфоническая поэма "Дон Жуан" Р.Штрауса и "Поэма экстаза" А.Скрябина. До Тюмени добрались 29го, представили 4ю, "Итальянскую" симфонию Ф.Мендельсона ля мажор, 9ю симфонию Д. Шостаковича и 1й фортепианный концерт Д.Шостаковича до минор с солирующими Д. Трифоновым и трубачом оркестра Тимуром Мартыновым. Последний день апреля прошёл очень плодотворно, губернатор края Д.Махонин показал и рассказал о строительстве культурных и образовательных объектов для одарённых детей, о проводимом в Перми фестивале С. Дягилева, а региональный Министр культуры Анна Дмитриева доложила об организованной прямой трансляции фестивальных мероприятий в населённых пунктах области Губахе, Показнах, Кунгурах, Голованово, Осе, Скобелевке, Лысаве, Елове, Новых Лядах, ЗАТО "Звёздный" и других, где установили места для просмотра, растянули тенты и плазменные экраны. В концерте принял участие прославленный скрипач, урождённый пермяк Павел Милюков, лауреат нескольких международных конкурсов. В двух концертах исполнили 1й скрипичный концерт С.Прокофьева соль минор, 3й фортепианный концерт С.Рахманинова и 25й В.Моцарта ( солировали П.Милюков и Д.Трифонов), "Картинки с выставки" М.Мусоргского в оркестровке М.Равеля, 5ю и 1ю симфонии С.Прокофьева и "Послеполуденный отдых Фавна" К.Дебюсси. На бис звучали "Отражения в воде" из цикла "Образы Дебюсси.

Вызывает восторг идеальная продуманность программ.

Фестиваль снова продолжил шествие после двух Московских концертов и огромной пресс-конференции в "Зарядье", где Маэстро отпраздновал и Воскресение Христово, и день рождения, в третий раз за всю его жизнь пришедшиеся на один день. Его поздравляли композиторы Родион Щедрин и Александр Чайковский, пианист -лауреат международных конкурсов Дмитрий Шишкин, директор КЗЧ Алексей Шалашов и ещё очень и очень многие. Уже вечером оркестр привычно сел в поезд и на следующий день симфонические программы звучали в Воронеже, где последние 10 лет из 20ти фестивальных Гергиев проводит концерты ежегодно, они не были отменены даже в прошлом году, после ограничительных мер. Хоть и с опозданием, Мариинский оркестр с Пасхальной программой в Воронеже и ещё в 15 регионах в прошлом году всё-таки выступил. В столицах Черноземья, Придонья и Казачества (Ростов на Дону, Новочеркасск и Воронеж) прошли продуктивные встречи с губернатором края Игорем Гуськовым, главой городской администрации Алексеем Логвиненко. В Воронеже Валерию Абисаловичу был вручён почётный знак "Благодарность от земли Воронежской" за вклад в культуру края. Что до выступлений,- к программам добавилась "Павана усопшей инфанте" М.Равеля.

После Ростова следующие два дня прошли в родной для дирижёра Северной Осетии. С артистами филиала труппы Мариинского театра была впервые показана во Владикавказе оперетта Иоганна Штрауса "Летучая мышь" в постановке Степанюка и в декорациях В.Окунева. Фортепианные концерты играли и Даниил Трифонов, и Абисал Гергиев. Музыка балета Родиона Щедрина "Конёк - горбунок" тоже звучала в прекрасном зале театра. На Приморской сцене, в дальневосточном Владивостоке, 6 мая прозвучали храмовые Пасхальные опусы древних русских композиторов и классиков Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова.

Самый первый фестиваль 2002 года состоял всего из шести концертов. Уже в 2003 и 2004 окончательно утвердился формат и расширилась география. В разные годы в Пасхальных праздниках Гергиева приняли участие более полутора тысяч исполнителей, в том числе мировые звёзды первой величины Анна Нетребко, Рене Паппе, Михаил Плетнёв, Феруччо Фурланетто, Альбина Шагимуратова, Брин Терфель, Юрий Башмет, Юрий Афонькин, Марио Брунелло, Александр Бузлов, Владимир Галузин, Натали Дессей, Лан Лан, Нельсон Фрейре, Денис Мацуев, Софья Кипрская и многие-многие другие.

До официального закрытия фестивального пиршества во Врубелевском зале Третьяковской галереи и в БЗК им. П.И.Чайковского 17 мая нас ждут ещё многие концерты.

В Волгограде,Брянске, Самаре, Сыктывкаре, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Альметьевске, Челябинске, Салехарде и Ханты-Мансийске, Туле и Новом Иерусалиме будут звучать симфонические концерты, хоровые выступления и праздничный звон колоколов.

За прошедшие 20 лет фестиваль вырос и окреп, руководителем его проделана колоссальная работа и сейчас Пасхальный фестиваль играет огромную роль в жизни страны, он укрепляет дух и объединяет сердца. В интервью журналистам В.Гергиев сказал, что очень рад тому, что сегодня Пасхальный фестиваль имеет Российскую географию, ведь наша страна настолько огромна и многогранна, что фестивалю всегда есть куда расширяться для того, чтобы приносить людям радость. И Пасхальный фестиваль послушно и с радостью продолжается.

Примечание:

easterfestival.ru

1.0x