«Режим сирийского президента Башара Асада утратил легитимность», — заявил 24 ноября министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Турецкий премьер Тайип Реджеп Эрдоган, выступая на конференции духовных лидеров мусульманских стран в Стамбуле, объявил, что «дни сирийского лидера Башара Асада во власти сочтены». Франция признала Сирийский национальный совет легитимным партнером по переговорам и решила добиваться признания легитимности Совета от Лиги арабских государств и других своих союзников. Кроме того, глава МИД Франции сообщил, что его страна предложит Евросоюзу рассмотреть возможность создания в Сирии «зон безопасности для защиты мирных жителей».
И наконец, госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила согласие «изучить с партнерами возможность создания в Сирии зон безопасности». Круг замкнулся. Ливийский сценарий запущен. Наверное, не надо переводить на русский язык мессидж лидеров западного блока: Сирию приказано уничтожить.
Однако решение о необходимости смены власти в Сирии было принято вовсе не вчера, а как минимум в 2003 году. Сирийской Арабской Республике уже тогда предложили «ливийский вариант» — частичное разоружение в обмен на «лояльность и дружбу» Запада. Асад, в отличие от Каддафи, отказался, почуяв неладное. Именно тогда Конгресс США принял т.н. «Билль об ответственности Сирии» («Syria Accountability Act»), согласно которому президент США получил право вводить против Дамаска санкции по своему усмотрению, например «заморозить» (то есть по существу реквизировать) сирийские деньги, или ограничить полёты сирийской авиации. Спецслужбы занялись методичной подготовкой оперативных позиций для смены власти в этой стране, которая заняла семь лет.
Ключевую роль, впрочем, тут сыграли вовсе не американцы, а турки, отношения Сирии с которыми в те годы было вполне хорошими: саммиты на высоком уровне, совместный отдых глав государств, масштабные турецкие инвестиции, прямые контакты между военными...
1 декабря 2011 года на территории Турции при участии силовых структур этой страны прошли ключевые переговоры между представителями т.н. Сирийского национального совета (СНС) и Свободной армии Сирии (САС). Это были переговоры двух главных оппозиционных организаций, добивающихся свержения президента Башара Асада. Стороны официально признали друг друга. Сирийский национальный совет заявил, что САС является дружественной структурой, ведущей вооруженную борьбу против нынешних властей Сирии (ранее Совет открещивался от действий боевиков), а та, в свою очередь, признала Совет главной политической структурой оппозиции.
САС — это структура противников режима Асада, созданная и вооруженная на сопредельной турецкой территории. Ее возглавляет перевербованный турецкой военной разведкой бывший полковник ВВС Сирии Рияд Муса Асад (уже в Турции ему неизвестно кем было присвоено звание генерала), который с военной базы в турецкой провинции Хатай сейчас координирует действия диверсионных групп на территории Сирии.
Впрочем, поскольку полковник ВВС не слишком силен в диверсионно-террористическом ремесле, к нему на днях приставлен куратор в ранге замначальника Оперативного департамента разведки Турции (MIT).
Непосредственно деятельность против Сирии координирует именно эта структура. Сегодня она отвечает за выполнение оперативных мероприятий и спецопераций на территории сопредельной страны, а её деятельность на этом направлении сейчас засекречена даже от той части руководства разведки, которая не имеет к ней прямого отношения (но не от партнёров из США). И правильно: война — дело серьёзное.
Кроме этого, работы на сирийском направлении развернуты и по линии Военной разведки Генштаба Турции — GID, которая занята обеспечением диверсионно-террористических групп информацией о дислокации и передвижениях правительственных сил Сирии, ведёт радиоэлектронную разведку и прослушивает разговоры сирийских военных и сил безопасности. По некоторым данным, «генерал» Муса Асад был завербован именно ими, и довольно давно, в ходе контактов с военными сопредельной и ранее дружественной Дамаску Турции. Коллеги по армейской службе сопредельной страны на поверку оказались агентами военной разведки.
Управление GID сухопутных сил Турции играет ключевую роль в подготовке операции против Сирии. Офицеры этого Управления входят в штат каждой воинской части Турции до батальонного звена включительно. Сейчас они внедрены и в состав диверсионных групп наёмников, вплоть до взводного звена, и готовят к боевой работе на территории Сирии автономные группы. Как правило, этой работой заняты младшие офицеры военной разведки Турции, для которых успех миссии в сопредельном государстве по свержению его правительства служит ключом к карьерному росту. Мотивация их в этом конфликте крайне высокая, так как это нечастая возможность для офицера разведки проявить себя в конкретных боевых и диверсионных операциях.
Кроме этого, в подготовку войны в Сирии вовлечен и Департамент психологической разведки MIT, который отвечает за использование средств массовой информации с целью оказать влияние на сознание и поведение иностранных правительств, организаций и отдельных лиц. В настоящее время эта структура ведет работы на сирийском направлении по плану так называемых Оперативных психологических воздействий и Тактических психологических воздействий. Тут они работают в тесном контакте с другой структурой — Управлением психологических операций Генерального штаба Турции, и, разумеется, в контакте спецслужбами США и Франции.
Пример рядовой задачи — изобразить профессионально подготовленные диверсионно-террористические группы, которые сейчас внедряются турками на территорию Сирии, как «дезертиров из армии Асада, отказавшихся выполнять приказы руководства стрелять в мирное население». Затем из этих же «не желающих стрелять в народ» гуманистов формируются боевые группы диверсантов, которые уходят назад в Сирию. Именно эти гуманисты сегодня возвращают солдат правительственной армии Сирии из числа тех, кто остался верен присяге, из плена в порубленном на мелкие кусочки виде, а также имеют инструкцию расстреливать на месте всех обнаруженных сотрудников Главного Управления Безопасности Сирии. И это не самодеятельность: именно такие инструкции им даны кураторами.
Технически разведка MIT оснащена весьма хорошо: у нее на вооружении — современные средства радиоэлектронного шпионажа производства Израиля и США. Кроме того, она использует информацию с собственных военных спутников серии «Turksat», имеющих возможность прослушивания и перехвата средств связи сирийской армии. Ничем подобным Дамаск не располагает — не говоря уже о том, что турки, как члены НАТО, дозировано получают разведданные от США. Кстати, интересно, что по числу кадровых сотрудников MIT Турции сопоставима с ЦРУ США.
Аналитическую работу по обеспечению смены сирийского режима ведёт и Центр обработки информации («SIGINT»), который базируется в Анкаре и насчитывает около 3000 человек. Дополнительно над взломом шифров правительственной сирийской связи и армии Сирии сейчас активно работает Исследовательский институт электроники и криптографии Турции. Работа там кипит, так как армия Сирии — серьёзный противник, и её придется подавлять.
Сейчас начался второй этап операции — передислокация подразделений наёмников, выполнивших миссию в Ливии, через турецкие порты Юмурталык и Искендерун в провинции Адана. Перевалочной базой этих сил является город Антакия в провинции Натай и крупнейшая в регионе военно-воздушная база США Инджирлик («Adana-Incirlik Airbase») На первом этапе операции эти силы должны захватить плацдарм в горно-лесистой местности на границе Турции и Сирии, создав «освобожденную территорию», буферную зону в северной Сирии по линии южнее шоссе Килис—Уфра—Мардин на расстоянии до ста километров вглубь территории Сирии...
Интересно, «сдаст» ли Москва Дамаск своим американским и турецким «друзьям», как сдала Триполи? Или на этот раз её позиция окажется принципиально иной?