Авторский блог Антон Александров 09:19 3 декабря 2019

Приказ "Ни шагу назад" или советские окна овертона

Так что, как это не парадоксально, приказ 227 не усилил репрессии, а скорее, ослабил, "предложив" штрафбаты вместо высшей меры. То есть главный посыл приказа заключался вовсе не в завинчивании гаек!

Самый простой пример "окон овертона" в СССР - это отношение к критике советской власти. При Сталине такая критика "немыслима", что влечет самое суровое наказание, вплоть до высшей меры. При Хрущеве критика стала "радикальной" - посадки сократились на порядки и сроки тоже.

При Брежневе критика становится "приемлемой", даже фильмы про это снимают, а под репрессии попадают только те, кто открыто и публично выступает против советской власти. При Горбачеве, как хорошо известно, критика стала "разумной" - началась Перестройка, Гласность и вот это все.

Однако были периоды в нашей истории, когда от "немыслимо" к "разумно" мы перескакивали за один прыжок, без всяких там буржуазных "окон". Речь идет о знаменитом приказе Сталина под номером 227 - "Ни шагу назад".

Этот приказ обычно обсуждают в контексте заградотрядов, штрафбатов и репрессий, хотя ничего принципиального нового в этом контексте документ не предлагал. Вообще то отступать без приказа и раньше было нельзя. И в 1941 и в 1942 годах за это расстреливали, причем часто без суда и следствия - по "законам военного времени".

Так что, как это не парадоксально, приказ 227 не усилил репрессии, а скорее, ослабил, "предложив" штрафбаты вместо высшей меры. То есть главный посыл приказа заключался вовсе не в завинчивании гаек!

двойной клик - редактировать изображение

Этот приказ вошел в историю по одной простой причине - в первый и последний раз за всю войну было озвучено реальное положение дел в стране. Сегодня, с высоты XXI века, нам кажется, что в документе прописаны очевидные вещи. Однако в 1942 году эти данные произвели эффект разорвавшейся бомбы - это был настоящий шок.

Мы… целый час, оглушённые, молчали после того, как прочли приказ. По-настоящему я пришёл в себя только через несколько дней в Москве. Все эти дни мне казалось, что течение времени прекратилось..


— К. М. Симонов, Разные дни войны. Дневник писателя, т.2. 1942—1945 годы

А дело в том, что до этого самого момента у советских граждан была совершенно другая картинка мира. Согласно советским СМИ, а других, напомню, тогда не было, события на фронте развивались в нашу пользу! С самого начала войны мы "изматывали" противника, причиняли ему непоправимые потери, у нас огромные резервы, Америка с нами, короче все идет по плану.

1 мая 1942 года вышел приказ Сталина №130, где прямым текстом было сказано, что война должна быть выиграна до конца текущего года!

двойной клик - редактировать изображение

То есть летом 1942 года вся страна (ну кроме высшего руководства, понятно) была уверена, что мы в двух шагах от окончательной победы. Даже в самые страшные дни войны, а такими днями, например, считаются 15-16 октября 1941 года, когда в Москве началась паника, в советских СМИ сообщалось, что ситуация сложная, но находится под контролем, что это временные трудности.

И вот представьте себе, что в мае вам с помпой рассказали о полной победе к концу года, а через два месяца оказалось, что страна находится на грани катастрофы! Хваленые "окна овертона" разбиты вдребезги, без всякого перехода от "немыслимо" к "разумно"!

Еще неделю назад за подобную публикацию расстреляли бы в полном составе любую редакцию, которая посмела подобное напечатать. Сегодня же все армейские политуправления "пыхтят", разъясняя личному составу новую картинку мира.

А картина маслом следующая - Партия и Правительство официально, по сути, сообщили, что никакого хитрого плана у них нет. И вся надежда только на военных - либо они "вытянут" ситуацию, либо мы все погибнем.

И хотя, повторюсь, формально все выглядело, как завинчивание гаек, на самом деле приказ давал военным невиданный карт-бланш. Типа, ребята делайте, что хотите, хоть "Боже царя храни" пойте, только стабилизируйте ситуацию. В итоге, в октябре отменили институт комиссаров, в январе погоны вернули и звание "офицер" - все это прямые отзвуки приказа №227.

Так что приказ "Ни шагу назад" - это, как ни странно, начало кратковременного триумфа военных над партийным аппаратом. После войны Сталину пришлось силой устранять эти "перегибы". Но это уже совсем другая история.

1.0x