Авторский блог Виктор Кузнецов 19:52 23 ноября 2018

Причины и экологические последствия радиационной аварии на Урале

в статье изложен краткий анализ причин и экологических последствий производственной деятельности первого предприятия атомной отрасли на Урале Государственного химического завода имени Д.И. Менделеева и крупнейшей радиационной аварии, произошедшей на нем.

Одним из решающих факторов создания отечественного ядерного оружия стали действия Соединенных Штатов Америки, которые еще до окончания окончания Второй мировой войны испытали атомные бомбы, сбросив их на японские города Хиросима и Нагасаки. Более того, руководителям Советского Союза стали известны планы по нанесению ядреных ударов по крупным городам.

Зная о реальности нависшей угрозы, И.В. Сталин и Л.П. Берия стремились как можно скорее получить отечественную атомную бомбу. Они понимали, что проработка целого ряда технологических и производственных решений была недостаточной, и это повлечет переоблучение работников и радиоактивное загрязнение окружающей среды.

В послевоенный период на Урале за сравнительно ко­роткий период времени были построены и вступили и эксплуатацию уникальные предприятия будущей атомной отрасли. Одним из первых таких предприятий стал завод № 817, в настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Производственное объединение (ПО) «Маяк», пущенный в эксплуатацию в июне 1948 г. в закрытом населенном пункте Челябинск-40, ныне г. Озерск. На этом заводе осуществлялось обогащение оружейного плутония-238, являющегося компонентом для ядерных бомб. Научным руководителем завода был И.В. Курчатов.

Сжатые сроки получения необходимого количества обогащенного плутония для первой атомной бомбы и строжайший режим обеспечения секретности проводимых работ, во многом обусловили пренебрежительное отношение руководителей к переоблучению эксплуатационного персонала. В этот период еще не было достаточной информации о воздействии на здоровье человека и окружающую среду активной радиации. Еще одной существенной проблемой было хранение и переработка радиоактивных отходов производства.

Увеличение мощности завода № 817, при не­хватке хранилищ жидких радиоактивных отходов, их не­совершенство привели к загрязнению радионуклидами большого количества водоемов, поймы реки Течи и зна­чительной территории, примыкающей к предприятию.

Чем же объяснить, что руководство Спецкомитета (Л.П. Берия, Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин), научный руководитель атомного проекта И.В. Курчатов – он же научный руководитель завода № 817, разрешали вести работы по производству оружейного плутония? Ссылаться лишь на недостаточные знания о воздействии радиации на все живое, экспериментальность технологии производства плутония или на исключительную безответственность властей в сталинские времена, как это делают некоторые авторы, по всей вероятности, невозможно и неверно. [1]

При выполнении первоочередной государственной задачи на Государственном химическом заводе (ГХЗ) (так назывался в этот период завод № 817) не редко происходили аварии на оборудовании, в хранилищах с радиоактивными отходами и в реакторах по обогащению плутония до необходимой концентрации. Все эти инциденты привели к радиоактивному загрязнению каскада озерной и речной сети Теча-Исеть-Тобол-Обь. В результате такого загрязнения жители прибрежных сел получили большие дозу облучения, что привело к ухудшению их здоровья и к преждевременной смерти.

29 сентября 1957 г. на ГХЗ произошла крупнейшая на территории России техногенная авария, в результате которой произошло радиоактивное загрязнение территорий Челябинской, Свердловской и Тюменской областей. Попавшие под заражение территории получили название Восточно-Уральский радиоактивный след. Ликвидация последствий загрязнения радионуклидами бассейна рек Течи и Исети, территории, образовавшейся после аварии 1957 г. потребовала больших усилий со стороны десятка тысяч людей на протяжении длительного времени, серьезных финансовых и материальных затрат.

Характерной особенностью сложившейся радиационной обстановки на территории этих областей является долговременное радиационное воздействие на население и окружающую среду из-за наличия в составе загрязнения долгоживущих радионуклидов: стронция-90; цезия-137 и др. [3. С. 50] И, хотя их активность уменьшается по мере распада, она существует и может еще долго давать о себе знать.

Основной причиной взрыва на ГХЗ стало осушение и разогрев радиоактивных осадков при неправильной организации охлаждения емкости хранилища. В приказе по МСМ СССР, подписанном Е.П. Славским, отмечалось, что основной причиной взрыва явилось недостаточное охлаждение банки № 14, что привело к повышению температуры в ней и к созданию условий для взрыва солей. Это позднее и было подтверждено на основании опыта, проведенного в Центральной заводской лаборатории ГХЗ. Осушение раствора и разогрев нитратно-ацетатного осадка до температуры 330° С привели к такому взрыву. Впоследствии в Академии химзащиты также было подтверждено, что смесь нитратных и ацетатных солей взрывается аналогично черному пороху. [4. С. 137]

Долгие годы информация о радиоактивном загрязнении этих территорий Урала была строго засекрече­на. Только в 1989 г. появились первые сообщения об этом в средствах массовой информации. Однако многие публикации посвящались узкому кругу проблем, часто носили конъюнктурный – необъективный и сенсацион­ный характер. Нередко они использовались в политиче­ских целях, создавали излишнюю нервозность и нездоро­вый ажиотаж у многих людей, прежде всего уральцев. В связи с этим назрела острая необходимость в объектив­ном освещении причин, характера и основных тенденций радиоэкологической ситуации, сложившейся в регионе, прилегающем к ГХЗ.

Благодаря рассекречиванию части архивных документов, среди которых документы советского правительства, Челябинского областного Совета депутатов трудящихся и архивные документы Озерского городского округа и ФГУП «ПО «Маяк», исследователям удалось проанализировать причины этой аварии, принятые государством меры по ликвидации последствий радиационного загрязнения больших территорий, усилия ученых и руководителей атомной отрасли касающиеся ликвидации последствий производственной деятельности химкомбината, принятые решения по предотвращению подобных чрезвычайных ситуаций в будущем, что позволило часть документов впервые ввести в научный оборот.

Опираясь на архивные документы, большая часть которых была исследована впервые, сви­детельства специалистов, воспоминания участников тех событий, ученым-исследователям удалось в доступной для широкого кру­га читателей форме рассказать о малоизученных и драма­тических страницах истории борьбы с последствиями радиоактивного загрязнения природы и человека, о мерах защиты от смертельного воздействия радиационного излучения на живой мир планеты.

Теперь, когда прошло более семидесяти лет со дня ввода в действие первого отечественного атомного производства, очевидным является тот факт, что у атомщиков есть два различных, противоположных облика. Один из них – героический, символизирующий самоотверженный труд по созданию атомного оружия, благодаря которому уда­лось создать ядерный щит страны, предотвратить третью мировую войну. Второй – трагический, связанный с социально-экологическими последствиями радиационных катастроф, в результате которых был нанесен серьезный ущерб окружающей среде, здоровью мно­гих людей.

Делая выводы после анализа рассекреченных архивных документов необходимо отметить, что предприятия атомной промышленности Урала выполнили поставленную государством задачу по получению необходимого количества компонентов для первой отечественной атомной бомбы, успешно испытанной в 1949 г., чем способствовали ликвидации монополии Соединенных Штатов Америки на обладание ядерным оружием и выходу Советского Союза в статус второй сверхдержавы в мире.

Вместе с тем, в результате ликвидации последствий аварии 1957 г. руководство страны и атомной отрасли обратили серьезное внимание на разработку комплекса мер по безопасной эксплуатации промышленных объектов и минимизацию их воздействия на население и окружающую среду. [2. С. 140]

Анализ процесса создания ядерного производства, условий труда атомщиков, радиоактивного загрязнения природной среды свидетельствует о том, что советская модель модернизации в сущности была дискретной, неорганичной и мобилизационной. Она сочетала в себе одновременно научно-технические достижения и доиндустриальные методы труда, высокую сознательность и низкую культуру производства. [4. С. 335]

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание изучению накопленного опыта при ликвидации последствий радиационной аварии 1957 г., принимает меры по техническому перевооружению производственной базы предприятия, внедрению на нем современных уникальных технологий, реабилитации территорий, подвергнувшихся радиационному заражению, улучшению экологической обстановки в местах проживания населения и поддержки участников ликвидации последствий аварии.

Сегодня человечество научилось управлять атомной энергией и безопасно использовать ее в мирных целях. Это дает основание быть уверенным, что в будущем подобных радиационных аварий на нашей планете не будет.

Список литературы:

1. Визгин, В. П. Нравственный выбор и ответственность ученого-ядерщика // Вопросы истории естествознания и техники, 1998. - № 3. - С. 103; Горелик, Г, Е, Философская подоплека советского атомного проекта // Природа. - 1994. - № 1. - С. 102; Вишняков, О. С. Чрезвычайная ситуация // Новое время. - 1992. - № 3. - С. 16. и другие.

2. Гаврилов Д.В. Ядерное наследие: новая книга о воздействии ядерного производства на экологическую ситуацию в Уральском регионе // Глобальная ядерная безопасность. 2017 - №4.

3. Романов, Г.Н. и др. Радиационная обстановка после аварии [Текст] / Г.Н. Романов, А.С. Воронов // Природа. – 1990. – № 5.

Толстиков В.С., Кузнецов В.Н. Ядерное наследие на Урале: исторические оценки и документы. / В.С. Толстиков, В.Н. Кузнецов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2017. – 400 с.

1.0x