Авторский блог Олег Щукин 18:59 8 октября 2019

Президент мира

Владимир Путин накануне своего 67-го дня рождения

Накануне своего 67-го дня рождения президент России Владимир Путин принял участие в трёх крупных международных мероприятиях: заседании Высшего Евразийского экономического совета 1 октября в Ереване, форуме "Российская энергетическая неделя" 2 октября в Москве и заседании Валдайского клуба 3 октября в Сочи.

За эти дни в числе его собеседников оказались президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, президент Молдавии Игорь Додон, король Иордании Абдалла II, президент Ирана Хасан Рухани, премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун и президент Филиппин Родриго Дутерте. Кроме того, в рамках "Российской энергетической недели" Путин встретился с главным исполнительным директором ВР Робертом Дадли, председателем совета директоров ExxonMobil Дарреном Вудсом и генеральным секретарём ОПЕК Мохаммадом Баркиндо. К этому стоит добавить полёт в Париж 30 сентября для прощания с Жаком Шираком. То есть президент РФ продемонстрировал великолепную физическую и рабочую форму.

Тем более, что ни одна из проведённых им встреч не носила формального, протокольного характера — все они были не только содержательно насыщенными, но и "с выходом на перспективу".

Так, например, Ильхам Алиев по понятным причинам (конфликта в Нагорном Карабахе) не присутствовал на саммите в Ереване, поэтому переговоры с ним — уже с учётом позиций Турции, Ирана и Армении — прошли в Сочи.
С президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко явно "сверялись часы" по проблемам дальнейшей интеграции и работы с западными "партнёрами" Минска, включая украинское направление.

Недавняя политическая комбинация, разыгранная в Молдове, где совместными усилиями пророссийских и прозападных политических сил было почти устранено влияние "унионистов", де-факто выступавших за аншлюс этой "постсоветской" республики Румынией, заодно позволила снять многолетнюю блокаду Приднестровья и открыла ещё одну "форточку" для взаимодействия России с ЕС.

Конечно, выдающееся значение имеет присоединение Ирана и Сингапура к зоне свободной торговли (ЗСТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такая "ирано-сингапурская синхронность", зафиксированная в Ереване, заставляет задуматься о том, не был ли недавний громкий конфликт между Тегераном и Лондоном, с арестом танкеров и прочей суетой, всего лишь вынужденной декорацией-ширмой для реализации взаимовыгодных договорённостей: нефтяных и не только?

Такой шаг, несомненно, решает множество проблем Исламской Республики, позволяя Тегерану практически свободно, задействуя десятки различных вариантов, продавать свои товары, прежде всего — нефть через ЕАЭС (и Россию) по всему миру. Тем самым — с явного согласия ведущих стран ЕС (возможно, к этому решению был "подогнан" и полный переход "Роснефти" на оплату экспортных контрактов в евро) и ряда энергетических ТНК — фактически сформирован механизм обхода антииранских торговых и финансовых санкций США, который "страха ради американска" так и не решилась самостоятельно запустить в действие "единая Европа". А вот теперь, с участием России — всё должно заработать. Параллельно Россия выступила в качестве гаранта интересов Ирана в Сирии, подтвердила сотрудничество с ним в сфере ядерной энергетики и обороны, тем самым экономически и политически сбалансировав недавнюю "сделку века" между Пекином и Тегераном на сумму 400 млрд. долл.

Что касается Сингапура, то это место, где, как известно, давно и прочно китайские интересы пересекаются с британскими. Этот город-государство в течение уже многих десятилетий является крупнейшим торгово-финансовым центром не только Юго-Восточной Азии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. И его присоединение к ЗСТ ЕАЭС открывает двери для торговли со всеми странами АТР, что особо подтверждается приездом в Сочи президента Филиппин Родриго Дутерте — сегодня, пожалуй, главного (после Китая) возмутителя спокойствия для Америки в Тихом океане. Выступая на Валдайском форуме, он ещё раз подчеркнул, что выражает волю своего народа и выступает против диктата со стороны бывшей метрополии (Филиппины находились под властью США с 1898 по 1946 годы, и даже после получения формальной независимости, до сих пор не освободились от влияния "гринго").

Что же касается общения с виднейшими представителями мировой энергетической индустрии и королём Иордании Абдаллой II, то здесь просматривается явный прицел на запланированный вскоре визит Путина в Эр-Рияд. Саудовская Аравия сегодня, после "атаки дронов" на объекты Saudi Aramco в Абкайке и Хурайсе 14 сентября, переживает весьма сложный и, можно даже сказать, поворотный период в своей истории.

Безоговорочное следование этого, созданного британской разведкой после Первой мировой войны, государства в кильватере Соединённых Штатов, которое длилось на протяжении более чем 70 лет, явно зашло в тупик. Глобальный "нефтедолларовый насос", в схеме функционирования которого королевство саудидов играло важнейшую роль, сейчас по ряду причин находится под угрозой и не может действовать в прежнем режиме, когда прибылей хватало всем. Отработка же нового режима, с гарантиями безопасности и стабильности его работы, которые уже невозможны без России, — достаточно долгий и сложный процесс. В котором участие Путина абсолютно необходимо, хотя и не лишено рисков, впрочем — вполне оправданных.

Судя по всему, предложения, которые российский президент повезёт с собой "служителю двух святынь" исламского мира, будут представлять собой не политическую импровизацию, а уже согласованный и предварительно утверждённый с рядом заинтересованных сторон (Китай, Иран, Иордания, крупные западные ТНК и другие) пакет вариантов, "от которых будет трудно отказаться". Трудно сказать, насколько сейчас осведомлены о содержании этих пакетов в Вашингтоне и Тель‑Ави­ве, — в целом, скорее "нет", чем "да". Но когда и что станет им известно, в том числе — через саудитов, это отдельный и тоже чрезвычайно важный вопрос.

Понятно, что после таких нагрузок очередная поездка "с Шойгу в тайгу" была просто необходима, чтобы по-человечески снять усталость и напряжение. И, скорее всего, в ней нет никакого внутриполитического подтекста, наличие которого вовсю форсируется западными и отечественными прозападными масс-медиа: мол, вот он, будущий преемник Путина. Понятно, что за такими "вбросами" стоит желание "замутить" какие-то новые конфликты внутри российской "властной вертикали", которые должны помочь "коллективному Западу" решить проблему с "русской угрозой". Что ж, надежды умирают последними — и пусть эта надежда наших "партнёров" умрёт позже всех других…

Фото: Вот такая здесь брусника! президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу на отдыхе в Тыве

1.0x