Кончина президента США Джимми Картера (1923-2023) позволяет вспомнить о начале китайско-американского «брака по расчёту» в результате визита в 1978 году председателя Военного совета ЦК КПК Дэн Сяопина (1904--1997). Всего через месяц после утверждения фактическим руководителем Китая на 3 пленуме ЦК КПК 11-го созыва (18-22 декабря 1978 года) Дэн Сяопин отправился в Вашингтон. Продолжавшийся с 28 января по 5 февраля, это был первый визит руководителя КНР в США со времени провозглашения КНР в 1949 году.
Заручившись поддержкой руководства страны в проведении комплекса реформ, получивших впоследствии название «социализм с китайской спецификой», Дэн Сяопин нуждался в помощи извне. Советский Союз помог Мао Цзэдуну заложить основы социалистического строя. Соединённые Штаты, по замыслу Дэн Сяопина, должны были помочь дополнить социалистическую экономику капиталистической и включить страну в мировой рынок. Во время встреч в Вашингтоне он сделал президенту Джимми Картеру «предложение, от которого нельзя отказаться» - создать «всемирный антигегемонистский фронт» против СССР и его союзников.
Наведение мостов между Вашингтоном и Пекином стартовало ещё в начале 70-х годов с «пинпонговой дипломатии». Оно увенчавшейся приездом в Китай президента Ричарда Никсона и его встречей с Мао Цзэдуном. Однако по разным причинам «сватовство» не привело к ощутимым результатам. На сей раз предложенная Дэн Сяопином сделка была настолько масштабна, что потребовала 5 раундов переговоров на высшем уровне и десятки встреч высокопоставленных представителей. Были подписаны важные документы - Договор о научно-техническом сотрудничестве и Договор о сотрудничестве в области культуры. Стороны договорились о взаимодействии в сферах образования, торговли, космоса. Дипломаты также договорились дополнить установленные только в декабре 1978 года дипломатические отношения консульскими и об учреждении генконсульств.
Визит Дэн Сяопина продолжался довольно долго. Он совершил широко разрекламированную поездку по Америке, позировал в ковбойской шляпе. В секрете держались некоторые другие события, например посещение штаб-квартиры ЦРУ, где договорились открыть американские станции слежения за СССР на северо-западе КНР. Самым красноречивым доказательством перехода КНР на сторону лагеря империализма в его противостоянии миру социализма стала война против Вьетнама. Она началась через две недели после возвращения Дэн Сяопина из Америки – 17 февраля 1979 года.
Созданная Джимми Картером и Дэн Сяопином формула «брака по расчёту» отвечала национальным интересам как США, так и КНР и поэтому просуществовала три десятилетия. Китай с помощью Запада наращивал свой экономический потенциал и «оставался в тени», не проводя самостоятельную внешнюю политику. В то же время Пекин оказывал явную или скрытую поддержку Западу в противостоянии с Советским Союзом, вынуждая Москву готовиться к войне сразу на двух фронтах.
В конечном итоге, Дэн Сяопин переиграл Джимми Картера. За счёт помощи США и всего коллективного Запада он и его последователи вывели страну на позицию второй экономики мира. Осознание неожиданных последствий «брака по расчёту» пришло в Вашингтон только при президенте Бараке Обаме. Во время пребывания в Пекине в 2009 году он предложил зафиксировать новый расклад сил и установить формулу «G-2», совместного господства Америки и Китая в мире при руководящей роли США. Эта формула была отвергнута и вскоре началось сдерживание Китая. Была выдвинута стратегия «Разворот на Восток» (Pivot to Asia), которая подразумевала концентрацию глобальных сил США и их союзников в Тихоокеанском бассейне. Торгово-экономическую изоляцию Поднебесной должно было обеспечить Транстихоокеанское торговое партнерство, которое не включало ведущую торговую державу этого региона и всего мира.
Эти стратегии так и не были до конца реализованы из-за вовлеченности США в конфликты в разных частях мира. Однако столкновение бывших участников «брака по расчёту» было неизбежно. «Развод с битьем посуды» начался в 2018 году, когда президент Дональд Трамп ввёл первый крупный пакет санкций против китайских товаров. Китай ответил «острием против острия» и началась торговая война. В последующие годы правления Трампа и при его сменщике Джозефе Байдене противостояние приняло масштаб полноценной «холодной войны», распространившись на военную, финансовую, технологическую и даже гуманитарную сферы. Остроту противостоянию придает твёрдость в отстаивании национальных интересов Китая нынешним руководством Компартии Китая во главе с Си Цзиньпином. Он скорректировал установки Дэн Сяопина на обслуживание западных рынков дешевыми китайскими товарами за счет эксплуатации собственного народа, на пассивную внешнюю политику и подозрительность в отношении Москвы.
К концу правления Джозефа Байдена американо-китайские отношения опустились до самого низкого уровня после встречи Джимми Картера и Дэн Сяопина. Инициатором стабильного ухудшения отношений является Вашингтон, не желающий смириться с утратой позиции мирового гегемона. Пекин же продолжает предлагать свою формулу «отношений великих держав», которая действует в китайско-российских отношениях и предусматривает равенство в двусторонних и международных отношениях, равную ответственность за судьбы мира.
Джимми Картер и Дэн Сяопин завоевали свое место в истории как символы возможности резких разворотов великих держав. Только будущее покажет вероятность, словами Си Цзиньпина, «грандиозных перемен, каких не было».