Сообщество «Форум» 08:19 7 октября 2018

Прекрасное далеко четырех поколений

Тем, кто носил алый галстук и мечтал стать комсомольцем...

При вскрытии капсулы обнаружилось, что металлический футляр полон воды, бумага промокла и текст послания не сохранился. Чтобы узнать содержание, пришлось обращаться в архив….

Из газетной заметки

Прошлым летом прохожу мимо технического университета и в траве газона обнаруживаю маленькую, совсем неприметную плитку с надписью, не больше и не меньше – здесь покоится письмо к далеким потомкам.

Вот он русский космизм, как жемчужина на ладони. Это вам не европейский обыватель, что спит и видит, как на распродаже прикупить со скидкой житейского хлама. Нищ и гол студент из сибирской глубинки, родители его обобраны до последней нитки, а все равно думает не только о хлебе насущном, а смотрит в вечность, общается со вселенной – с теми, кто был, и кто еще будет за ним, в далеком XXII веке.

Так бы и забылась эта мимолетная встреча с приметой городской жизни, да только этой осенью в городе Б. официально вскрыли письмо потомкам от комсомольцев из далекого 68 года.

Юношам и девушкам Алтая, комсомольцам 2018 года

Вам, празднующим столетие Ленинского комсомола, мы, празднующие пятидесятилетие нашего славного Союза, шлем свой боевой комсомольский привет. Мы приветствуем вас, наши дорогие потомки и преемники, с непоколебимой уверенностью в торжестве великого дела коммунизма, во имя которого мы живем, учимся и трудимся, которому посвящаем всю свою жизнь.

Мы разговариваем с вами сегодня от лица всех комсомольцев первого полувека социалистической революции. Нашим старшим товарищам выпало великое счастье видеть и слышать Ленина. С тех пор, как священный девиз и пароль для входа в завтрашний день, мы несем в молодых сердцах бессмертные слова ленинского наказа: учиться коммунизму, помогать партии строить коммунизм.

Мы горды выпавшей на нашу долю нелегкой, но славной судьбой. На наших глазах, при нашем участии творится светлое будущее, которое наследуете вы. Это будущее зарождалось на баррикадах революции и в битвах гражданской войны…

Лежало письмо под белоснежной мраморной плитой, ожидало своего часа. На его закладке городские дети обещали, что будут хорошо учиться и станут верными сынами своей Родины. Клятву верности принимали комсомольские секретари, люди отборные, калиброванные, самые достойные, в элиту приготовленные. Пройдет время, этих же секретарей райкомов соберут на мероприятии с загадочным названием «Сургутская инициатива», объяснят, что они лучшие, что страна должна принадлежать им. И на волне «Крутого перелома» пойдут комсомольские вожаки в «бизнес», открывая кафе, рестораны, наивно полагая, что пришло их время, забыв, что за ними страна и данная клятва. На вскрытие капсулы с письмом те, отлитые в бронзе секретари не пришли - иных уж нет, а те далече, хотя многие живы, даже успешны, а кому повезло, стали функционерами партии власти.

Письмо к потомкам, вскрытое осенью в далекой сибирской провинции, не единственное. В юбилейный год, их возвращали из небытия повсеместно. Сегодня, в обществе, где человек человеку волк, письма комсомольцев и далеких шестидесятых звучат упреком, как скажем от пензенских комсомольцев:

Здравствуйте, наши дорогие потомки! Мы протягиваем вам руку духовного единения и родства. В ваших делах мы обрели бессмертие. Мы живем в биении вашего сердца, в улыбках ваших детей, в ваших мечтах и помыслах… Мы спокойны за свой завтрашний день, верим в будущее, верим в вас…

Мы не оправдали тех надежд. А что же скромное послание? Какова роль этого мимолетного общения с потомками, чего ожидает его в университетском сквере. Скажу тебе, читатель, что письмо неизвестных студентов не единственное. Как минимум, еще два неброских символа русского свойства, а может и более? Одно из них написали мы с друзьями. Будучи студентами, взялись летом построить столовую для ведомственного пансионата в предместье большого города. Работалось легко, азартно, в охотку. А по вечерам традиционные русские разговоры о смысле жизни, где и родилась идея заложить письмо потомкам. Хорошо его помню – это красивое и наивное послание. Время раскидало нас – кто прошел тюремные университеты, кто стал священником, а кто погиб в черном переделе девяностых. Видишь, как, а письмо сохранилось.

А в первые дни лета пошел купаться на Обь, спустился с обрыва к реке, смотрю, мои знакомые мальчишки бутылку плавленым полиэтиленом запечатывают, все по-взрослому. Спрашиваю – для чего? А мы, говорят, письмо детям будущего написали. Обь наша впадает в ледовитый океан, спрячется бутылка во льду, найдут ее не скоро. Прекрасные дети русской провинции, мои нагорные гавроши. Красиво, говорю я им, а сам с горечью думаю, что никак она дальше Н-ска не проскочит, плотина все остановит. А так хотелось бы.

Я не знаю, что написали студенты, не знаю, что написали маленькие друзья с моего Нагорья. Одного им желаю, чтобы письма не уперлись в нравственную плотину бывших комсомольских секретарей – героев нашего времени.

1.0x