Алексей Шорохов, как никто другой сегодня, возвращает в литературу русские смыслы. Не мысли, подчеркиваю, а смыслы. Мыслей-то было достаточно, тем более они исходили из борьбы литературных партий. А, как известно, там, где борьба, не до истин. Главное – оглушить оппонента до состояния оцепенения. Мастерски это делал Вадим Кожинов…
Сегодня же, когда происходит долгожданное и мучительное воссоединение русского неба с российской (советской) землей, нет более важного дела, чем выявление бытийных основ родного и наполнение ими опустошенной цивилизационными упражнениями души. Шорохов восстанавливает дыхание человека внутреннего, сокровенного. Его поэзия – расширяющееся пространство, обнаружение русского дыхания и его воплощение в слове. Перефразируя общеизвестное, можно сказать, что Алексей вдыхает углекислый газ литературной современности, а выдыхает кислород смыслов.
«Преодоление трагического» – название одного из разделов недавно вышедшей его книги «Россия в предстоянии Богу». Это, на мой взгляд, и есть основной посыл творчества Шорохова как поэта, критика, мыслителя. Преодоление, преображение шума времени в музыку; невменяемости современности в осмысленную и живую картину; русских исторических шараханий и зигзагов в просветленную собственным сердцем душевную повесть.
«Настоящий художник не ищет, он обнаруживает», – утверждал Андрей Тарковский. Продолжая эту мысль, можно с уверенностью сказать, что чем внимательнее вчитываешься в Шорохова, тем яснее обнаруживаешь Россию в себе, да и себя в России.
На фото: Алексей Шорохов и участники вечера