Авторский блог Роман Раскольников 14:38 27 октября 2019

«Покажи мне твоего человека, и я тебе покажу моего Бога»

о книге Юрия Зенько "Православная антропология и психология в практическом изложении"

Юрий Зенько. Православная антропология и психология в практическом изложении. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2019. – 800с.

«Аналогично тому, как государство ловит индивидуума, индивидуум воображает, что ловит психе и держит её в своих руках» (К.-Г. Юнг). Речь у Юнга идёт о современном секулярном государстве и современном секулярном индивидууме, отчуждённых от духовной реальности, от «трансцендентного элемента психе»… Впрочем, слово «секулярный» звучит довольно-таки отстранённо-научно, неугрозливо… А вот ежели прямее сказать: безбожное государство и безбожный индивидуум – угроза ощутится… Отчуждение государств и индивидов от Божественного делает их уязвимыми для любых влияний, средь коих отнюдь не все «секулярны», а всё более и более проявляют себя противобожеские инспирации… Как верно отмечено в предисловии к представляемой книге: «Не секрет, что в настоящее время антропологическое и психологическое знание всё чаще используется как орудие манипулирования и влияния на отдельных людей и на общество в целом. Та или иная антропологическая концепция приводит к разному пониманию не только человека, но и практически всего остального, поскольку, как это уже было познано древними философами, «человек есть мера всех вещей». С этой точки зрения особую важность представляет именно знание христианской антропологии, которая представляет целостную картину человека в его соотнесённости с другими людьми, мiром и главное – с Богом» (иером. Мефодий (Зинковский)).

Во внушительнейшем (800 страниц!) compendium-е учёного-психолога Юрия Зенько, директора петербургского «Центра Христианской психологии и антропологии» представлена масштабная панорама «антропологической концепции» Христианства… Сумма «знаний по христианской антропологии», предоставляемая монографией д-ра Зенько превесьма обширна: учение о душе, свойства и качества души, методы изучения души, происхождение души, силы и органы души… - и так далее, вплоть до заключительной главы «смерть и последующее»… В Приложениях к монографии помещён детальный Обзор как «Святоотеческой антропологии» (основные авторы, работы и темы с I по XIV вв.), так и современной Христианской психологии и антропологии (основные персоналии и публикации, научные мероприятия, проблемы и перспективы, направления и концепции). Особый акцент почтенный автор делает на практическом характере предпринятого им изложения Христианской антропологии и психологии. Автор приводит очень симпатичный пример практической значимости разрабатываемой им области Христианского знания, коий нам хотелось бы воспроизвести: «Антропологическое знание, как учение о человеке, полезно для нас даже в своих простейших вариантах, например, как знание пропорций человеческого тела. Приведём пример, который относится к каждому православному христианину: совершение им крестного знамения. Знание пропорций человеческого тела позволяет делать его правильно. Казалось бы, что здесь сложного, это же азы православия, которые известны всем. Но, оказывается, не всё здесь так просто. Дело в том, что согласно широко существующему обыденному стереотипу по отношению к человеческому телу, мы недооцениваем размеры туловища по сравнению с головой. И при совершении крестного знамения это выражается в том, что обычно многие прикладывают персты к верхней части груди: тогда разстояние от этого места на груди до уровня плеч (где знаменуется горизонтальная перекладина креста) будет меньше, чем разстояние от уровня плеч до середины лба, откуда мы начинаем креститься. В таком случае изображается, ни больше ни меньше, как перевёрнутый крест, но именно перевёрнутый крест используется в различной антихристианской, сатанинской символике… Вот представьте себе, идёт Богослужение, во время которого мы постоянно крестимся, а если мы это делаем неправильно? Такое не приснится и в кошмарном сне: мы услышали исповедание Св. Троицы – и «осенили» себя перевёрнутым крестом, услышали имя Богородицы или Исуса Христа – и сделали то же самое. Чтобы нижняя часть изображаемого на себе креста была больше, чем верхняя, необходимо не останавливаться на верхней части груди, а доходить до её нижней части… в области пупка. Это символизирует то, что мы должны отдавать Богу не только наши помышления (осенение головы) и дела наших рук (осенение плеч), но и саму нашу жизнь, что и обозначается животом (кстати, в церковно-славянском языке слова «жизнь» и «живот» используются как синонимы)… Есть и много других антропологических и психологических идей и мыслей, - заключает автор, - которые необходимо знать православному христианину для очищения своей души, для борьбы со страстями и для стяжания добродетелей» (о чём подробнее повествуется в соответствующих главах данной книги).

Один из Древних Отцев (св. Феофил Антиохийский) на вопрос некоего Автолика: «Покажи мне своего Бога», ответствовал: «Покажи мне твоего человека, и я тебе покажу моего Бога». Тем самым, предъуказав, что «Богословие должно стать антропологией» (прот. Иоанн Мейендорф). «Боги жили когда-то в своей сверхчеловеческой силе и красоте на вершинах гор, одетых в снега, в темноте пещер, лесов и морей. Позже они слились в одного Бога, а затем этот Бог стал Человеком» (К.-Г. Юнг, «Aion»). При всей «неоднозначности» учения Юнга с точки зрения Православия, как некий «поэтический образ» приведённые нами строки вполне «ортодоксальны»: явить и истолковать образ именно такого Человека, коим стал Бог, в коем Бог есмь Огонь, а человек в Боге – есмь свет Его Огня (А.Силезиус) и призвана Христианская антропология…

1.0x