Сообщество «Символ веры» 00:09 14 сентября 2023

Православная Африка

интервью с митрополитом Леонидом (Горбачёвым)

"ЗАВТРА". Владыко, Африканский экзархат Русской православной церкви стал символом "духовного антиколониализма" народов Африканского континента, духовной весной африканских народов. Расскажите, пожалуйста, читателю, как развивается Экзархат? В каких странах вы уже есть, где ещё вас ждут? Какие наиболее яркие события происходили и происходят? Что за личность — экзарх? Как сочетаются национальные культуры Африки и русская православная традиция?

Митрополит ЛЕОНИД. Присутствие Русской православной церкви на территории Африки не является беспрецедентным новшеством. Русские приходы начали появляться на континенте ещё в конце XIX века. Так, в Абиссинии в 1889 и 1896 годах были построены русские храмы. Постоянный приход Русской церкви в Египте был создан в 1914 году. После революции в России и в связи с началом оттока беженцев из нашей страны в 1920 году был освящён храм в Тунисе, в 1922 году — создан приход в Алжире, в 1927 году — приходы на территории Марокко. В 1998 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший патриарх Московский и всея Руси) освятил первый русский храм в Южно-Африканской Республике.

К глубокому сожалению, в 2019 году предстоятель Александрийской греческой Церкви Патриарх Феодор под внешним давлением решил признать раскольническую организацию на Украине, грубо нарушив церковные каноны. Эти печальные обстоятельства побудили Русскую православную церковь создать в декабре 2021 года Патриарший экзархат Африки, задачей которого является духовное окормление как русских, проживающих на континенте, так и местных жителей — христиан, изъявивших желание прикоснуться к православной традиции, хранимой Русской церковью.

За прошедшие неполные два года Патриаршему экзархату Африки помимо развития богослужебной жизни удалось начать реализацию многих гуманитарных и образовательных проектов, в частности, по переводу книг на местные языки, и многое другое. Учреждение и активная деятельность Экзархата вызвали большой интерес к Русской православной церкви со стороны африканцев. Для многих ценно то, что мы являемся Церковью, бережно хранящей апостольское преемство в учении, таинствах и духовном опыте, — Церковью, которая не искажает богозаповеданные нормы нравственности в угоду модным идеологическим трендам.

Развивая нашу пастырскую деятельность, мы стремимся вносить свой вклад в укрепление отношений между Россией и Африкой, в улучшение качества жизни людей. В местах, где создаются наши приходы, появляются новые школы, водные скважины, электрические подстанции, больницы и культурные центры. Московский патриархат открыт к любым инициативам, направленным на благо людей, на созидание мира и помощь страждущим.

Религия играет в Африке гораздо большую роль, чем в других частях мира, поскольку в целом африканцы являются наиболее религиозными людьми на планете. Среди них меньше всего неверующих, в то время как число верующих в значительном количестве африканских стран находится на отметке, близкой к ста процентам (результаты социологического исследования опубликованы журналом The Telegraph). Там сохраняется высокая значимость религии и её влияние на происходящие в обществе процессы, в том числе на политическое развитие государств. Соответственно, именно религия способна стать основой для установления долгосрочных и глубоких отношений с Африкой.

Большинство африканцев исповедует христианство, причём этот мировоззренческий выбор был сделан представителями континента одними из первых на планете: Египет посетил Сам Христос с Его Пречистой Матерью, а затем апостол Марк основал там Церковь, Эфиопия одной из первых приняла христианство на государственном уровне. Египет является родиной монашества. В истории были значимы и прославлены Церкви Северной Африки и Нубии. Их наследие до сих пор живо и питает современных христиан. А если говорить о Египте и Эфиопии, добавив к ним Эритрею, то там аутентичные африканские Церкви существуют и ныне.

Отдельным фактором, сформировавшим религиозный спектр Африки, стало появление на континенте католицизма и протестантизма, пришедших с колонизаторами. Впоследствии в Африке появилось немало групп, которые отошли от церквей западного направления и создали свои учения, сочетая элементы христианства и местные традиции. Это отражает стремление африканцев к поиску возможностей исповедовать веру во Христа без связи с церквями, запятнавшими себя участием в работорговле, поддержке колонизаторов, а также в межплеменных конфликтах. В последние годы разочарование африканцев в западных церквях усилилось из-за взятого теми курса на отказ от библейского нравственного учения в пользу однополых браков, трансгендеризма и т. д.

Появление Патриаршего экзархата Африки Русской православной церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента. Православие отвечает стремлениям африканцев, не имея описанных выше проблем западных церквей, но при этом являясь изначальной Церковью Христа.

Александрийская православная церковь имеет древнюю историю присутствия на континенте, однако уже с эпохи раннего средневековья была сосредоточена на окормлении греческого населения африканских стран. Только в ХХ веке начался её некоторый рост за счёт поглощения африканских неканонических групп, уже ассоциировавших себя с православием. Однако несмотря на отдельные успехи, в целом Александрийская церковь разочаровала африканцев, будучи в большей степени сфокусированной на насаждении так называемого эллинизма и грекофильства и не учитывая самобытность африканских культур в своей пастырской работе.

На наших глазах происходит уникальное историческое событие — взрывной рост последователей Русского православия на Чёрном континенте. Всего за год и восемь месяцев деятельности Патриаршего экзархата Африки количество африканских приходов Русской православной церкви увеличилось с пяти до двухсот пятнадцати, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырёх до двадцати пяти. Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы. Именно Русская православная церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас.

При этом для Русской церкви чужды методы прозелитизма и экспансионизма. Она открывает двери для всех, кто жаждет духовного обновления в рамках христианской традиции. В то же время она расположена к сотрудничеству с иными конфессиями и религиозными общинами. У нас обширная повестка для взаимодействия: защита традиционных основ человеческой жизни, морали и нравственности, утверждение религиозных свобод, миротворчество, гуманитарная работа.

Стоит отметить, что в политической жизни Африки имеют место конфликты, для эскалации которых нередко пытаются использовать религиозный фактор. Происходят гонения на христиан в ряде африканских стран. Мир — это то, в чём особенно нуждаются сегодня многие страны и народы, и Русская православная церковь приходит в Африку с вестью о мире, добрососедстве и взаимопонимании.

"ЗАВТРА". Как отзывается у африканских народов принципиальная позиция Русской церкви и Российского государства по защите традиционных духовных, в том числе семейных, ценностей?

Митрополит ЛЕОНИД. Одним из важнейших направлений работы Патриаршего экзархата Африки является защита канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод, о чём особо упомянул Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении на пленарном заседании Второго саммита Россия — Африка 27 июля 2023 года в Санкт-Петербурге.

Сегодня мы находимся в процессе цивилизационного перехода, который сопровождается неизбежными катаклизмами и конфликтами, однако ведёт к нашему общему преображению. Русская цивилизация проходила уже не раз через различные метаморфозы. И мы понимаем, что за последнее тридцатилетие наша страна достигла того момента, когда, если бы мы продолжили двигаться по инерции в навязанной нам извне парадигме, мы бы уже утратили себя, свою субъектность, цивилизацию по имени Россия.

У нас очень много общего с теми здоровыми силами в мире, с которыми мы сегодня должны укреплять наше сотрудничество. Сейчас мы находимся также в процессе борьбы двух ценностных систем. И наступает время для того, чтобы мы с вами наконец-то определились в своём выборе.

Мы никогда не рассматривали Африку как источник доходов, не вели колонизаторскую политику на этом континенте. Африка всегда была для нас полновесным, равным партнёром. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать стремление каждого государства ориентироваться на собственные национальные интересы, этнокультурные особенности. И в этом смысле, конечно же, мы продолжаем линию, начатую некогда Советским Союзом, внёсшим решающий вклад в деколонизацию африканского континента.

Мы — не Запад. Мы не торгуем дружбой и совершенно на других основаниях выстраиваем наши международные отношения. Мы не хотим по примеру наших западных соседей заново колонизировать африканские и любые другие страны под видом экономического сотрудничества на капиталистических принципах. Это не в наших интересах. Наш президент ещё в своей мюнхенской речи 2007 года сказал, что мы вышли на путь созидания многополярного мира, который должен выстраиваться на взаимовыгодных уважительных основаниях.

Нас объединяет историческое стремление к справедливости и независимости. И мы хотим пройти свой собственный уникальный путь развития. Мы должны в этом помогать друг другу. У нас есть широкие возможности для того, чтобы это осуществить. Мы понимаем также, что христианство даёт нам фундамент для выстраивания справедливого мироустройства с акцентом на равноправное сотрудничество и взаимное уважение.

Мы можем по-разному рассматривать целый ряд основополагающих вопросов как военно-политического, так и экономического характера. Мир сегодня находится в турбулентности, делится на регионы, в каждом из которых выявляются и формируются собственные лидеры. И если мы говорим об африканском континенте, то этот процесс здесь очень серьёзно виден. Ощущается обретение большей субъектности, и народ России это горячо приветствует.

Какие точки соприкосновения у нас есть и могут быть? Конечно, прежде всего, хотелось бы сказать о гуманитарной сфере. Объединение вокруг общечеловеческих ценностей, в их правильном понимании и как сегодня мы продолжаем их понимать, несмотря на то, что Запад отказался от них. Эти ценности — право на жизнь, на достоинство человека, на реализацию родительских прав; эти ценности — право воспитывать детей в своих национальных, культурных, религиозных традициях. Выхолощенная западная система пытается лишить весь мир этих основополагающих прав.

В этом контексте хотелось бы вспомнить слова преподобного Антония Великого, который сказал: "Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: "Ты болен, потому что не такой, как мы". Мы наблюдаем сегодня процесс, когда абсолютное меньшинство пытается представить безумцами целые страны и континенты. Исключительно лишь потому, что эти страны и континенты продолжают стоять на здоровых основаниях и исповедовать общечеловеческие ценности.

Хочется вспомнить фразу нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Запад сегодня пытается присвоить себе роль морального камертона. Однако мы должны понимать, что Запад является в мировом пространстве абсолютным меньшинством, в тот момент, когда большинство исповедует здоровые начала. И мы должны сегодня начать последовательную работу, в том числе и в законодательном поле, с тем чтобы закрепить эти начала. Мы должны противопоставить их больной картине свою здоровую.

"ЗАВТРА". Как повлияли на развитие Экзархата июльский форум "Россия — Африка" и выступление на нём Святейшего патриарха Кирилла?

Митрополит ЛЕОНИД. Событие действительно потрясающее и, не побоюсь этого слова, грандиозное. Его возглавил президент Российской Федерации, и одним из первых спикеров выступил на пленарном заседании Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из 54 стран Африки присутствовали 49 делегаций, из которых 22 были представлены на уровне первых лиц. Успех этого форума мы видим уже сейчас. Президентом были очерчены основные задачи. Патриарх Кирилл поддержал гуманитарные и социальные миссии, которые были намечены в ходе встреч в рамках саммита между президентом Российской Федерации и лидерами африканских государств, и мы сейчас выходим на очень хороший путь реализации этих задач.

После встречи президента России В. Путина с президентом Уганды Й. Мусевени на площадке саммита Владимир Владимирович объявил о планах по открытию российского духовно-просветительского центра в этой стране.

"ЗАВТРА". Экзархат был создан после признания Александрийским патриархатом так называемой ПЦУ. Как вы оцениваете в связи с этим духовную и цивилизационную ситуацию на исторической Юго-Западной Руси? Что происходит и куда идёт УПЦ? Какой вы видите развязку?

Митрополит ЛЕОНИД. Святейший патриарх Кирилл в своём докладе на Архиерейском совещании 19 июля 2023 года так оценил нынешнюю церковную ситуацию на Украине: "Смута, посеянная Фанаром, принесла горькие плоды и, в частности, привела к открытым гонениям на Украинскую православную церковь со стороны государственной власти. Вскоре после вторжения Константинополя на Украину стали приниматься дискриминационные законы в отношении канонической Православной церкви, распространялась клевета в средствах массовой информации, нагнетались нетерпимость и ненависть к Украинской православной церкви. С применением грубой силы беззаконно захватывались и захватываются храмы, проводились и до сих пор проводятся обыски в храмах, а также по месту жительства иерархов и клириков. Духовенство подвергалось и подвергается грубому давлению посредством унизительных допросов со стороны специальных служб, давлению экзальтированной толпы, зачастую объединявшей раскольников с самыми экзотическими язычниками и людьми, вообще чуждыми всякой веры.

Эти гонения приобрели новый размах с начала 2022 года. Мы увидели аресты и избиения служителей Божиих, кощунство над святынями. Возбуждены и продолжаются судебные процессы против нескольких архиереев. Умножились случаи изгнания из храмов православных общин. Древняя Киево-Печерская лавра находится под угрозой закрытия. Её главные храмы изъяты у Украинской православной церкви, в них действуют раскольники. Один за другим изымаются корпуса монастыря. Совершенно очевидно, что украинские власти приступили к ликвидации канонической Украинской православной церкви, не обращая никакого внимания на так называемые европейские ценности.

В настоящий момент речь идёт о войне против православия. Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определённые компромиссы…

Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населённые русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях. Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013–2014 годах. Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной церкви".

Что и говорить, тяжёлая обстановка сложилась сегодня для Украинской православной церкви. Мне прежде всего жаль простых людей. К сожалению, УПЦ в лице своего руководства повела себя ненадёжно. Можно и нужно было отстаивать свои интересы, выводить на крестные ходы сотни тысяч людей, как это было в 2018–2020 годах, и тогда никакая нацистская власть не посмела бы тронуть такое количество людей, и люди бы отстояли свои интересы.

Говоря о грядущей развязке, думаю, что, в конечном счёте, победит Святая Русь, которая духовно объединит Россию, Украину и Белоруссию.

"ЗАВТРА". Читая о нападках на Русскую церковь, на Святейшего патриарха Кирилла, на вас, я сталкиваюсь с таким мнением, как у о. Кирилла (Говоруна), который традиционное святоотеческое православие называет фашизмом. Что это за нападки, кто эти фигуранты, чего они от нас хотят?

Митрополит ЛЕОНИД. Печально известный архимандрит Кирилл (в миру Сергей Николаевич Говорун (1974 г. р.) — модернист, экуменист, антицерковный публицист, сторонник автокефалии УПЦ, украинский националист, идеолог Майдана. Думаю, что цели и задачи подобных людей предельно ясны и не нуждаются в дополнительных комментариях. Как сказано в Священном Писании: "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2,19).

"ЗАВТРА". Какая помощь Экзархату наиболее актуальна, что, по-вашему, нужно для того, чтобы православная миссия на Африканском континенте была наиболее эффективной?

Митрополит ЛЕОНИД. Африканские христиане видят в России и в Русской православной церкви надежду и опору в плане защиты канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод. Образование Патриаршего экзархата Африки — событие без преувеличения историческое, и задачи перед ним стоят соответственные. Прежде всего, это духовное окормление верующих, а также одновременно широкий спектр направлений: от гуманитарной миссии и обеспечения наших братьев и сестёр в Африке элементарными бытовыми условиями и инфраструктурой, необходимой медицинской помощью до защиты прав христиан на континенте.

Сейчас настало то время, когда Русская православная церковь должна повести за собой весь православный мир, не претендуя на пальму первенства, но своими трудами показывая объединительную составляющую жертвенного духовного служения. Это многоуровневая общая работа. Надеемся на поддержку всех институтов власти и общества.

1.0x