Сообщество «Символ веры» 00:07 25 октября 2023

Православие в Молдавии: реально ли повторение украинского сценария?

письмо за подписью митрополита Владимира ставит жёсткие проблемы, но оставляет возможность для манёвра

В последнее время в сети бурно обсуждается письмо, якобы написанное митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром патриарху Кириллу.

Вначале о его содержании. Авторы письма утверждают, что «православная Церковь в Молдавии становится все более нежелательной в публичной сфере из-за её прямой связи с Российской Федерацией», особенно после начала спецоперации на Украине. Вместе с тем так называемая «Бессарабская митрополия», открыто поддерживаемая Румынским патриархатом, светскими властями Бухареста и Кишинева, «продемонстрировала, что является силой, которую уже не остановить и которая, похоже, хочет и будет добиваться восстановления своих прав». В этой связи, говорится в письме, в Кишиневе ждут поддержки от Московского патриархата «в этот трудный период».

«В этой ситуации мы спрашиваем Вас, Ваше Святейшество, как нам избежать провала в пропасть… Как нам сохранить тесные отношения с Русской Православной Церковью, когда географическая связь практически разорвана, когда мы уже не можем приобретать церковные предметы, изготовленные в Российской Федерации, поскольку между нашими странами практически нет торговых путей? Как быть в условиях все более очевидной консолидации Румынской православной церкви в Республике Молдавия?» — задаются вопросы в письме.

Авторы жалуются на то, что авторитет канонической Молдавской Церкви в народе Молдавии неуклонно снижается. Так, со ссылкой на социологические опросы, они отмечают, что в последнее время он опустился ниже психологической отметки в 70%, уступив ряду светских структур, в то время как еще недавно составлял не ниже 90%.

В письме рассказывается о том, что представители местных светских властей часто обращаются к клирикам и иерархам канонической Молдавской Церкви с требованием прекратить поминовение за богослужением патриарха Кирилла из-за его поддержки СВО, а то и в ультимативной форме требуют от них переходить в Бессарабскую митрополию, проявив свои «патриотические чувства».

Также в документе приводятся примеры прямого вторжения Румынской Церкви на каноническую территорию Молдавской митрополии РПЦ, когда румынские иерархи совершают некие священнодействия (например, служат при закладке новых храмов), приезжая в Молдавию по приглашению предстоятеля Бессарабской митрополии митрополита Петра. Попытки же со стороны канонической Церкви противодействовать этому воспринимаются как властями Молдавии, так и немалой частью общества как «национальная измена».

Далее авторы обращают внимание своего адресата на то, что от РПЦ нет практически никакой помощи своей Молдавской митрополии. В частности, жалуются на то, что Московская патриархия даже не может помочь им оплатить счета за газ, цены на который «в последнее время серьезно возросли из-за войны» (то есть СВО). И это в то время, когда Румынское государство платит каждому священнику Бессарабской митрополии в Молдавии около € 450−600 в месяц, а за выход из канонической РПЦ — около € 2 тыс. На различных информационных ресурсах сообщается, что вскоре размер ежемесячного содержания для клириков Бессарабской митрополии будет доходить до € 800 в месяц. В конце сентября на встрече в Бухаресте с бессарабским митрополитом Петром премьер-министр Румынии Марчел Чолаку пообещал, что правительство этой страны ежегодно будет предоставлять им помощь в размере € 2 млн.

По мнению ряда аналитиков, этот сугубо материальный аспект в немалой степени определяет позицию авторов письма, явно имеющих самое непосредственное отношение к Православной Церкви Молдавии.

Как видим, события, изложенные в письме, очень напоминают украинские с той существенной разницей, что на Украине роль Румынской Церкви играет т.н. «Константинопольский патриархат», а вместо неприкрытого подкупа главный упор делается на силовые методы.

Пресс-секретарь Молдавской митрополии епископ Иоанн Мошнегуцу подтвердил изданию Ziarul de Gardă подлинность письма.

При этом некоторые журналисты и блогеры считают его пропагандистской фальшивкой, изготовленной секретарем Молдавской митрополии протоиреем Вадимом Кейбашом.

Письмо, факсимиле которого опубликовано, изготовлено действительно не на бланке Митрополии, причём в нём при обращении к патриарху использован журнализм «предстоятелю РПЦ», который никогда не используется в официальной протокольной переписке. Однако сложно предположить, что сам митрополит Владимир был совсем не в курсе того, что делают его подчиненные. Можно предположить, что инициаторы уговорили своего предстоятеля использовать мягкую форму неофициального или полуофициального обращения, что дает возможность дипломатического манёвра и в то же время достаточно определенно ставит известные проблемы. При этом никакой антироссийской и антимосковской агрессивности в письме, в общем, нет, по крайней мере, внешне; оно оформлено скорее в духе жалобы, а не жёсткого ультиматума.

При этом, хотя в письме и нет явной агрессии, в нём вполне определенно выражена готовность молдавских иерархов сохранять каноническую верность МП и быть едиными с русским народом в смысле верности объединяющему нас Православию, но не менее определенно говорится о неготовности быть частью «русского мира», то есть (как понимают это авторы) – периферийным народом империи. Авторы констатируют, что при неизбежном (по их мнению) грядущем поглощении Молдавии Румынией (о чем «договорились великие державы») они не могут противодействовать этому. Здесь нам видится прозрачный намек на двусмысленную политику Москвы, которая не стремится вовремя твердо отстаивать от поглощения геополитическими конкурентами свои бывшие имперские окраины.

Как утверждается, письмо было послано ещё в начале сентября, а засвечено в сети только сейчас, причем не сотрудниками митрополии, а бывшим депутатом молдавского парламента Владом Кубряковым.

Реакция со стороны МП уже последовала (хотя до этого её не было): патриарх Кирилл благословил состоявшуюся в Кишиневе хиротонию архимандрита Филарета (Кузмина) во епископа Кэприянского, хотя до этого к данному клирику у Москвы было немало вопросов (на что также содержатся жалобы в письме). Впрочем, здесь возможна и иная трактовка произошедшего: хиротония была произведена все же вопреки решению Москвы, а в Патриархии решили «замылить» конфликт, поместив на своем официальном сайте нейтральное информационное сообщение.

Рискнем предположить, что если со стороны Москвы не будет никакого ответа на неофициальные (а какие могут быть еще?) предложения молдаван «договориться по деньгам», то процесс отторжения Молдавской Церкви от РПЦ может пойти ускоренным темпом. Это вам не Украина, здесь люди политичные. Но и это не является панацеей…

1.0x