В связи с началом весенне-полевых работ правительство Мишустина на полгода прекратило экспорт бензина из России с 1 марта на полгода. Другим, не менее важным, хотя и менее эффектным инструментом стабилизации рынка нефтепродуктов стало увеличение доли дизтоплива, в обязательном порядке продаваемой на бирже его производителями. Эта мера увеличивает масштаб организованного рынка дизтоплива, на цены которого ориентируется вся торговля, что качественно затрудняет разнообразные спекулятивные атаки.
Вынужденность приостановления экспорта бензина является наглядной иллюстрацией полной беспомощности современной антимонопольной политики. ФАС стерилизована действующим законодательством, ее полномочия и возможности не идут ни в какое сравнение с реальными потребностями российской экономики.
Однако, несмотря на демонстративную наглость отдельных монополистических махинаций, фундаментальная причина сложностей на рынке нефтепродуктов глубже и заключается в колониальном по своей сути налоговом регулировании нефтяной отрасли, проводимой либералами для торможения развития России.
Еще в 2018 году под совместным давлением Запада и российских привластных либералов был законодательно утвержден «налоговый маневр», в рамках которого экспорт сырой нефти освобождался от фискальной нагрузки полностью, а она переносилась на внутренний рынок России, то есть, по сути, на перереботку этой нефти в стране. Тем самым налогово-таможенной политикой закреплялось положение России как экономической колонии – страны, которая экспортирует сырье и вынуждена закупать продукцию его переработки, оставляя колоссальные прибыли от этой переработки более разумно управляемым, которые быстро становятся и более развитыми, странам.
Результатом стало одновременное удорожание нефтепродуктов и погружение нефтепереработки, которая по своей природе является центром прибыли любой экономики, в бездну хронической убыточности. Дошло до того, что государство вынуждено дотировать нефтепереработку при помощи так называемого «обратного акциза», превышающего уже 3 трлн,руб. в год!
В связи с этим можно вспомнить, что топливный кризис прошлой осени был абсолютно рукотворен и был вызван, насколько можно судить по имеющимся сообщениям, действиями Минфина, внезапно и без каких бы то ни было видимых причин сократившего вдвое субсидирование российской нефтепереработки. Именно вынужденным ответом на этот внезапный финансовый удар в спину отрасли стала постановка на ремонт одних НПЗ и повышение цен на продукцию других.
Более того: описывая источники запланированного на 2024 год роста доходов федерального бюджета, Минфин прямо указывал в том числе на изменение используемой в целях налогообложения расчетной цены нефти. Эта статистическая операция призвана увеличить налогообложение перерабатываемой в России нефти, что не могло не гарантировать повышение цены бензина. Многочисленные предупреждения об этом были полностью проигнорированы Минфином (а возможно, и восприняты им с глубоким удовлетворением).
В результате рынок нефтепродуктов вновь получил серьёзный удар.
Правительство Мишустина в целом, не имея возможности призвать к порядку Минфин (в силу его исключительного политического влияния), вынуждено компенсировать последствия его политики, по сути дела, при помощи чрезвычайных мер, - которые в сегодняшней ситуации, стоит подчеркнуть, являются полностью оправданными.
Надо отметить, что премьер Мишустин стал подлинным виртуозом такого вынужденного реагирования. Именно благодаря его усилиям российская экономика развивается в целом достаточно стабильно и успешно, а ключевые ее сферы своевременно получают достаточную в целом защиту от разрушительных действий либеральных финансовых властей. Остается надеяться, что финансовые рудименты кровавых 90-х уйдут в историю, и правительство Мишустина, избавленное от необходимости постоянно заниматься нейтрализацией их атак, организует всеобъемлющую и комплексную модернизацию российской экономики.