После отчёта премьера Мишустина в Госдуме о деятельности его правительства прошла неделя. Для многих её ключевым содержанием стала подготовка к отчету главы Банка России, назначенному на следующую среду — 9 апреля. И контраст как с обсуждением ключевых вопросов его деятельности, так и с текущими делами и проблемами оттенил, сделал более выпуклыми основные акценты деятельности правительства.
Да, конечно, успехи неоспоримы: ВВП России в номинальном выражении вырос почти вдвое с 2020 года, впервые превысив 200 млрд руб., а его рост (по 4,1% в 2023 и 2024 годах) второй год подряд превышает темп роста мировой экономики в целом (то есть доля России растет вопреки всем официальным прогнозам).
Да, эти показатели обеспечены в первую очередь за счет опережающего инвестиционного роста (на 7,5%), причем объем частных капвложений в ключевые для экономики обрабатывающие отрасли увеличился за последние 5 кризисных лет (два года коронабесия и три года СВО) в 1,4 раза. В результате локомотивом развития стала обрабатывающая промышленность, в 2024 году нарастившая выпуск на 8,5% (по сравнению с 4,6% по промышленности в целом).
Экономическое развитие привело к сокращению безработицы до многократно воспетого исторического минимума в 2,5% и, соответственно, к увеличению реальных доходов населения на 8,5%.
Соответственно расширению хозяйственной активности, доходы федерального бюджета выросли за год более чем на четверть, что, сохранив дефицит на более чем приемлемом уровне и обеспечив полное исполнение национальных проектов 2018–2024 годов, (так, нового жилья построено свыше 580 млн кв. м.)
Таким образом, правительство Мишустина смогло, несмотря на интенсивную санкционную войну против России, не просто стабилизировать социально-экономическое развитие, с лихвой компенсировав потери, понесенные в 2022 году, но и обеспечить устойчивый экономический рост опережающими мировое хозяйство в целом и развитые страны в частности темпами.
Но главным представляется всё же иное: не прошлое, а будущее, выразившееся в демонстрации премьером Мишустиным жёсткой и последовательной нацеленности его правительства на обеспечение промышленного и технологического суверенитета России.
Так, на поддержку АПК в 2025 году предполагается направить 538 млрд руб., причем представители Минсельхоза заверяют, что поддержка весенне-посевных работ не будет заметно снижена по сравнению с прошлым годом. В условиях финансовых трудностей, вызванных не только скачкообразным удорожанием кредита, но и сжатием спроса и завышением цен монополистами, это признак серьёзной политической воли.
За пять лет на НИОКР выделено 75 млрд руб., поддержано более полутысячи научно-технических проектов. Почти накануне отчета премьера Мишустина успешно прошел первый полет обновленного самолета «Сухой Superjet» с российским двигателем; по самолету МС-21 продолжается подготовка аналогичного этапа. Производство беспилотных летательных систем увеличено за год почти втрое.
Отдав должное успехам, премьер Мишустин чётко продемонстрировал, что впереди ещё очень много нерешённых проблем.
Так, дефицит кадров превращает повышение производительности труда не только в магистральное направление развития, но и в ключевой механизм сдерживания инфляции, предотвращения возникновения дисбалансов спроса и предложения. Рост производительности труда может быть обеспечен только всеобъемлющим научно-технологическим прогрессом, который намечено стимулировать и обеспечивать комплексными программами.
Они же станут основным инструментом решения как стратегической задачи воспитания подрастающего поколения, в том числе ориентированного на научную деятельность, так и тактической задачи разработки и реализации программы переквалификации существующих кадров в соответствии с новыми запросами технологических трендов и развитием новых профессий в цифровой экономике.