Почему мы сегодня обращаемся к вопросу о смене элит как необходимом условии развития страны? Для ответа на него необходимо вспомнить, как формировалась нынешняя (по своей сути антисоветская) элита, определившая и определяющая облик сегодняшней России.
Эпоха Сталина была в стремительно развивавшемся Советском Союзе эпохой творцов, эпохой людей, устремлённых ввысь во всех областях и на всех постах (в науке и технике, в труде и учёбе, в спорте и искусстве), объединённых большим общим делом. После смерти Сталина большие программы, начатые при нём, по инерции продолжали осуществляться, но постепенно началось торможение энергии развития, замена кадров, пересмотр идеологии; закладывался фундамент победы затаившихся после революции обывателей и стяжателей. Негласно началось строительство новой системы.
Критической точкой в этом процессе стал ХХ съезд, на котором Хрущёв начал открытую кампанию "десталинизации". В мировоззренческом и социальном плане она имела катастрофические последствия. Хрущёв объявил об отказе от самых главных идеалов и ценностей русской революции: построения на земле царства справедливости, солидарности и любви, — а взамен поставил цель догнать Америку по потреблению "хлебов земных". Это был чёткий сигнал мобилизации обывателям, на альянс с которыми решила пойти власть. Правящая верхушка реально изменила вектор движения, признанные идеалы и стандарты массовой культуры вплоть до эстетики. Номенклатура нового поколения не только не соответствовала стандартам "эпохи Сталина", она их тайно, а часто и явно, ненавидела.
Новая идеология потребителя капля за каплей опорочила упорный труд и особенно творчество, которое "плохо оплачивалось", осмеяла тягу к знаниям и развитию, навязала людям на волне "антисталинизма" якобы прагматическое, стяжательское отношение к обществу и государству. Идеологи потребительства с помощью и западных, и государственных СМИ сумели добиться культурной гегемонии над большинством городского населения и эффективно использовали массовую культуру, как привлекательную упаковку для внедрения мелких ценностей обывателя, равнодушия к судьбе ближних и собственной страны. "Зажиточность без культуры" — так определил педагог А.С. Макаренко социальный тип обывателя, на который сделала ставку новая антисоветская элита.
Если в 60-е–70-е годы прошлого века эта ползучая диверсия ещё маскировалась, прикрывалась интеллектуальной бригадой властей, то позже, в восьмидесятые, позднесоветская элита прямиком перешла в состав "прорабов перестройки", начав демонтаж страны, хозяйства, армии, науки, принижая любое общее дело до нуля. Позднесоветская элита стремилась встать в ряды загранработников, чтобы "строить социализм здесь, а жить там". В эти годы страшнейшим образом разрослась численность резидентур ПГУ и кадрового состава Пятого управления КГБ, поскольку они давали возможность выезда за рубеж. Началось постепенное сращивание партхозактива, спецслужб и криминала. Контакты и связи создавались в многочисленных домах отдыха, санаториях, на мероприятиях творческих союзов, которые всё больше превращались в ассоциации потребителей. Нервной системой складывавшегося организма был КГБ, который курировал диссидентов, а также все международные контакты и связи. Это позднесоветское партийно-криминальное сообщество в девяностые составило основу ельцинской элиты.
В девяностые в неё также вошли и прорвавшиеся к управлению страной и ненавидевшие советский строй диссиденты-недоучки, возомнившие себя новой прогрессивной элитой и носителями высших неолиберальных знаний и ценностей. Деятельность всех этих бурбулисов, козыревых, чубайсов, кохов, нечаевых была изначально направлена на создание условий для разворовывания народного хозяйства СССР. Никаких созидательных целей "реформаторы" перед собой не ставили, никаких идей развития у них не было. Все они, следуя бухаринскому лозунгу "Обогащайтесь!", мечтали лишь об одном: перестать быть коллективными собственниками и превратиться в новых хозяев жизни. "Жадный хам, продешевивший дух" — писал про подобную публику М. Волошин. Все они сознательно шли на предательство национальных интересов, направляя страну по тупиковому пути периферийного капитализма, представляющего собой, по сути, современную систему неоколониальной эксплуатации. В рекордно короткие по историческим меркам сроки они разрушили промышленность, прикладную науку, системы жизнеобеспечения, весь жизненный уклад миллионов российских семей и превратили страну в хищнически эксплуатируемую территорию зависимого капитализма с вымирающим нищим населением и демонстративным сверхпотреблением жирующих олигархов, эвакуировавших свои семьи и капиталы на Запад. При этом "реформаторы" наивно полагали, что, разграбив советское наследство, они смогут сесть за стол с мировыми элитами. Но, как мы знаем, Рим предателям не платит. Мировая элита, прекрасно понимающая, что большие деньги требуют большой культуры, лишь с изумлением смотрела на шайку предателей и жуликов.
После прихода Путина возникшая при Ельцине личная уния высшего госаппарата и олигархии требовала от нового президента "продолжения банкета". Несмотря на смену риторики, семейно-клановая ельцинская система осталась основой вертикали власти. Постоянно оканчивающиеся пшиком экономические программы продолжают писать те же до боли знакомые апологеты невидимой руки рынка и проводники интересов международного финансового капитала, соратники, последователи и ученики "реформаторов" девяностых: грефы, мау, кузьминовы, набиуллины, ясины и др. Благодаря их "упорному неустанному" труду в стране развалена наука, развалена система образования, взращивающая сегодня по рецептам Фурсенко не творцов, как в советское время, а "квалифицированных потребителей"; систему здравоохранения заменила продажа медицинских услуг; постоянно растёт имущественное неравенство, по уровню которого Россия находится на одном из первых мест в мире. Тысяча богатейших семей реально управляет Россией и концентрирует в своих руках подавляющую часть рентабельных активов и национального дохода.
В стране, где почти половине населения не хватает денег на покупку еды и одежды (вспомним циничное медведевское "денег нет, но вы держитесь"), элита живёт, по выражению академика Львова, в рамках "замкнутого контура жизнеобеспечения": элитное охраняемое жильё в Москве, дворцы на Рублёвке и на Чёрном море, дорогие магазины, частные школы, личные самолёты. У них давно отстроены финансовые потоки, выведено из-под налогообложения имущество, эвакуированы на Запад семьи, и "эта страна" для них — лишь источник больших и лёгких денег. Никакой "напряг" с её развитием им по определению не нужен.
Какое будущее может ждать страну с такой элитой? Как мы знаем, будущее существует сначала в воображении, затем в воле и только потом в реальности. Но воображение нынешней элиты не идёт дальше собственного сверхпотребления, а воля сосредоточена лишь на сохранении и приумножении награбленного. Отсюда легко просчитываются и контуры будущего, которое неминуемо ждёт страну с такой элитой.
Когда несколько лет назад в Институте социологии проводили исследование психологического портрета современной российской элиты, было отмечено, что представителей элиты отличает ситуативное мышление, то есть они реагируют на текущую ситуацию и решают ближайшие задачи; практически полностью отсутствует стратегическое видение. Целостная система ценностей у элиты также отсутствует, в системе ценностей доминируют исключительно материальные. Этот портрет следовало бы дополнить такими неотъемлемыми чертами нашей элиты, как недостаток культуры и компетентности, безответственность, а главное — полное отсутствие совести.
С такой элитой российское общество постепенно утратило смысл и направление своего исторического развития, а страна фактически лишилась Будущего, перестав мечтать о покорении новых вершин и высоких целях. Мечту о деле всей жизни заменили мысли о материальном достатке. Место созидательных задач в жизни людей заняли "радости" потребления. Самое страшное, что вирус потребительства поразил значительную часть молодёжи, заставив многих отвернуться от творчества, созидания, общения, размышлений.
Но при этом в неутешительных реалиях дня сегодняшнего и бесконечных тупиках развития на всех направлениях с каждым годом в обществе растёт ностальгия по невиданным темпам развития сталинского социализма, по энтузиазму, воодушевлению и высоким устремлениям, растёт желание строить дерзновенные планы на будущее, тоска по героике общего дела и большим проектам. Такие настроения в обществе внушают оптимизм и дают надежду на перемены. Судя по опросам социологов, с каждым годом всё большую поддержку среди молодёжи (респондентов до 30 лет) находят идеи социализма.
Я глубоко убеждён, что будущее России — это не сегодняшний олигархический капитализм, дни которого сочтены, и не сегодняшняя продажная, беспринципная и бесстыдная элита, дни которой тоже сочтены. На смену им придёт новый язык, новая идеология, новые программы развития и новая элита, в которых соединятся Интеллект, Культура и Совесть. Только новая элита, нацеленная на Будущее и воплотившая в себе Интеллект, Культуру и Совесть, может обеспечить прорывное развитие страны и строительство нового общества. Процесс смены элит будет сложным и болезненным, но как это произойдёт — тема отдельного разговора.