Конституция РФ провозглашает право на жизнь. Однако государство гарантирует экономическое выражение этого права – прожиточный минимум (да и то сильно заниженный) – только пенсионерам и официально занятым полный рабочий день, лишая тем самым права на жизнь все остальное население страны.
Официально (по данным Росстата на конец 2023 года) доходы ниже прожиточного минимума имеет 9,9 млн. россиян; с учетом теневой занятости их меньше, с учетом реального уровня цен – больше, но люди, которые не живут, а медленно умирают, в любом случае исчисляются многими миллионами.
По данным российских страховщиков, ещё в начале коронабесия более 70% россиян зарабатывало менее 25 тыс.руб. в месяц на человека (что тогда примерно соответствовало реальному прожиточному минимуму, так как официальный, по оценкам, занижен не менее чем вдвое).
Это положение недопустимо.
Государство обязано на деле, а не на словах гарантировать право на жизнь всем гражданам России, для чего необходимо гарантирование реального (а не заниженного) прожиточного минимума всем им.
Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней на сумму до 1,5 трлн.руб. в год (значительная часть которых вернется в бюджет налогами); гарантирование гражданам официального прожиточного минимума без вывода доходов бедных из тени нормализацией налогообложения, по данным Росстата, на 2022 год требовало 690,2 млрд.руб. (но для того, чтобы верить в эту статистику, надо быть министром или депутатом «Единой России»).
Эту сумму можно получить за счет ограничения коррупции и конфискации имущества коррупционеров, но проще всего - за счет накопленных бюджетных резервов (только в ФНБ 11,9 трлн.руб.).
При нехватке денег для решения этой проблемы в региональном бюджете ее финансирование должен осуществлять федеральный бюджет. Чтобы у губернаторов не возникало соблазна завышения расходов, следует передавать региональные бюджеты в управление Минфину России, если доля помощи из федерального бюджета будет превышать 50%.
Сокращение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума и увеличение этого минимума до реального уровня должно стать главным критерием деятельности государственного управления.
Прожиточный минимум надо дифференцировать по регионам и городам в зависимости не только от уровня цен, но и от природно-климатических и транспортных условий. Его гарантирование даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений, позволит прекратить хаос и коррупцию в этой сфере (с начала 2000-х годов регионы получают помощь по принципу достижения «средней температуры по больнице», то есть приближения к среднероссийскому уровню, оторванному от каких бы то ни было объективных критериев).
Отказ от принципа реального расчета прожиточного минимума на основе конкретного набора товаров и услуг, осуществленный либеральными людоедами со ссылкой на страны Евросоюза для дальнейшего свертывания социальных гарантий, недопустим.
После снижения доли людей с доходом ниже реального прожиточного минимума до 5% следует параллельно с продолжением задачи обеспечения им этого минимума приступить к решению задачи гарантирования гражданам комплекса социальных стандартов, включающих обеспеченность социальной инфраструктурой.
Разработку и общественное обсуждение этих стандартов, речь о которых начали вести еще в 2001 году, но быстро прекратили (скорее всего, из простой жадности), необходимо начинать уже сейчас.