Авторский блог Наше Завтра 08:35 27 декабря 2021

Сергей Поварнин "Как читать книги", "Искусство спора"

6

Поварнин Сергей. Как читать книги. — М.: Наше Завтра, 2022. — 60 с.

Поварнин Сергей. Искусство спора. О теории и практике спора. — М.: Наше Завтра, 2022. — 104 с.

Работы выдающегося русского и советского логика, профессора Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870–1952), посвящённые проблемам образования и общения, за фактически столетие, прошедшее с момента их первого выхода в свет, ничуть не утратили своей актуальности, а потому переиздаются снова и снова. Как "Диалоги" Платона или "Логика" Аристотеля. Или таблица умножения. И об этих небольших книжечках, почти брошюрах, сказано уже больше, чем написано в них самим автором. А там удачно сошлось очень многое: и энциклопедическая образованность С.И. Поварнина, и логика его мышления, позволяющая простыми словами объяснить даже очень сложные вопросы, и время написания (годы Гражданской войны, когда советская власть начала заниматься грамотностью населения страны, а также методами ведения дискуссии: ей нужно было убедить общество, все народы нашей страны, и, прежде всего, русский народ, в своей правоте, а шашки с пулемётами здесь — не самый лучший помощник; «белые» проиграли «красным» не потому, что их было меньше, или у них было хуже оружие, а потому что им перестали доверять).

В качестве примера можно привести начало первой главы из «Как читать книги»:

«1. Безыскусственное чтение.

Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства.

Кажется нам, что читаем неплохо. А между тем это по большей части ошибка. Говорят, бывает у певцов и «от природы поставленный голос». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос «ставить». Так же точно бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это тоже очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.

2. Вредное чтение.

Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому, что лишает той огромной пользы, которую даёт хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред. Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным.

Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред... Но и самый способ чтения тоже может принести вред — вред и телесный, и душевный… Плохое чтение очень способствует выработке двух нежелательных типов людей: фразёра и «человека с кашей в голове». Фразёром называют того, кто любит говорить «громкие слова», между тем как в душе его этим словам нет соответствия. Мысли, чувства, связанные с ними, ему на самом деле глубоко безразличны. Его жизнь и поступки часто определяются совершенно противоположными «настоящими» его мыслями и чувствами.

У человека с «кашей в голове» надёрганы отовсюду разные отрывки знаний. И все они без связи друг с другом (или в совершенно фантастической «связи»), без системы, плохо понятые и совершенно непереваренные».

Не правда ли, всё здесь абсолютно просто и понятно? Как понятно и то, что с тех пор в данном отношении мало что изменилось, — хотя наши современники, особенно дети и молодёжь, вообще массово отвыкают от чтения книг, которые им заменяет интернет, на 95% заполненный аудио- и видеоинформацией. Поэтому всеобщая «каша в головах», похоже, стала теперь ещё более объёмной, жидкой и протухшей.

Но сами по себе знания — это лишь база, лишь общее смысловое поле для общения, для коммуникаций между людьми. Ведь в процессе чтения авторы читаемых текстов имеют статус, категорически отличный от статуса читателей, их коммуникация между собой носит однонаправленный характер трансляции, даже если читатель с чем-то не согласен, делает пометки и т.д. А вот спор, дискуссия — это уже принципиально иной режим коммуникации, в котором «здесь и сейчас» взаимодействуют минимум два личных смысловых поля (чаще всего — больше), и у этого режима — совершенно иное пространство и система координат, чем у режима чтения.

«Правильно читать» ещё не означает «правильно спорить», но нельзя «правильно спорить», не научившись «правильно читать», — поэтому и не случайно, что автор пришёл к томý, "Как читать книги" (1924) от "Искусства спора" (1918). Удивительно, что до сих пор две эти работы, фундаментальные для концепции «практической логики» Сергея Иннокентьевича Поварнина и оказавшие важное, хотя и не слишком афишируемое влияние на отечественную философию, логику и культурологию, до сих пор не выходили отдельным изданием с необходимыми комментариями (двухтомное собрание сочинений автора, вышедшее в 2015–2016 годы, здесь «не в счёт»). Видимо, это ещё впереди.

двойной клик - редактировать изображение

Комментарии Написать свой комментарий
27 декабря 2021 в 13:13

Красные победили, не потому что белым перестали доверять, а потому что Красным поверили. А доверие Красных завоёвывалось не болтовнёй, а кровью - жертвенностью. На слова никто бы и внимания не обратил. Только дела. А дел у Красных было столько, что... Ну, да и что сравнивать, если у белых дела были просто противоположны.

27 декабря 2021 в 13:19

Книги обе скачал, в надежде прочесть. Спасибо.

30 декабря 2021 в 13:48

В наши дни первоначальным становится вопрос уже не столько, как читать книги, сколько, для чего читать книги. Так как молодёжь всё больше информацию воспринимает с видео, в пассивном режиме. И думаю, это сделано не случайно, а именно для снижения интеллектуального уровня населения в целом.

Давно и не единожды обращался к информации, как читать книги. Меня к этому сподвигло знание о том, как читал книги И.В. Сталин. Помимо работы, это он делал регулярно (кажется каждый день), в определённом количестве (в весьма больших объёмах по моим меркам), с пометками на полях.

Так же интуитивно чувствовал пользу именно в чтение книг по отношению к другим источникам получения информации. Но для себя это сформулировать не мог, не знал.

Начав читать книгу С.И. Поварнина "Как читать книги", для себя сформулировал пользу чтения книг. С пометкой от автора - "правильного чтения книг" и "чтения полезных книг" (есть и вредные).

1. Развитие сосредоточенности
2. Развитие памяти
3. Воспитывает волю
4. Развивает способность размышлять
5. Нравственное воспитание
6. Улучшает эмоциональное восприятие
7. Эстетическое воспитание
8. Развивает речь и изложение мыслей

Описал конечно не всё. Но и этого не ожидал для себя. И особенно отметил бы волю, сосредоточенность и память.

30 декабря 2021 в 14:28

Может быть для того,чтобы правильно читать книги,нужно ...выбирать не книги, а авторов и зачем тебе это все нужно?

30 декабря 2021 в 23:00

Зачем? Поварнин тоже ставит этот вопрос, как перед, так и при прочтении книги. Автор? Конечно. Он же влияет на оценку качества произведения, прежде, чем приступить к его прочтению.

30 декабря 2021 в 23:05

Размышляя о полезности книги, прихожу к выводу, что по большому счёту только издания СССР можно рекомендовать ко чтению. Ни до, ни после книги полезными считаться не могут, а напротив только бесполезными и вредными.

Кстати, при выборе книг в библиотеках, я руководствуюсь датой издания - после 1990 книги просто не беру. И это ещё задолго до прочтения Поварнина.

1.0x