"От великого до смешного один шаг", — сказал француз №1, и колонна клоунов вплоть до самых до кривляк "Шарли Эбдо" повторяет, словно украдкой надеясь: "А может, и наоборот? От смешного до… тоже шаг?" И 13 июня суетливо в своем твиттере анонсируют обложку номера будущего дня: Путин на танке атакует футбольные ворота. Заголовок статьи 14 июня: "Мундиаль в РФ: трагикомедия в потёмкинской деревне".
Популярный, заезженный образ, "рабочая лошадка" — взят у великих предшественников. Ведь "сам" маркиз де Кюстин "припечатал": Вспомните поездку Екатерины II в Херсон — она пересекала безлюдные пустыни, но в полумиле от дороги для неё возводили ряды деревень; она сочла южные провинции заселёнными, тогда как они по-прежнему оставались бесплодны не столько из-за суровости природы, сколько по причине гнёта, отличавшего правление Екатерины".
Книгу "Россия в 1839 году" и 120 лет спустя, с предисловием тогдашнего директора ЦРУ Беделла Смита переиздали в США с анонсом: "Лучшее пособие по СССР". Давно известен и первоисточник откровений маркиза: саксонский дипломат Георг Гельбиг, автор памфлета "Потёмкин Таврический" (русский перевод "Пансалвин, князь тьмы").
Да, была поездка Екатерины II в Новороссию (в свите — австрийский император). Да, готовились, как обычно у нас: дома вдоль дороги приукрасили, плюс арки, гирлянды, картины (аналоги нынешних билбордов и уличных растяжек). Театральность? Как на всех подобных торжествах! Да ведь и подносимый нашим гостям полуметровый каравай (хлеб-соль) можно назвать "потёмкинским", приукрашен: в обычные-то дни у нас пекут хлеба раз в пять меньшие!
Да, у наместника князя Потёмкина "по определению" были враги, обрекавшие на успех любую клевету. Но кто фотографировал те деревни? Новороссия в 1787-м была потёмкинская или "потёмкинская"? Херсон и Севастополь — можно было "пощупать руками"?
В цейтноте одной конференции я предложил простое решение. Та поездка Екатерины с австрийским императором после Херсона завершалась в Севастополе показом нового Черноморского флота. По Гельбигу, де Кюстину: бутафория.
Но Севастополь можно было пощупать руками! "Объединённая Европа" очень даже "пощупала" в Крымскую войну, за целый год взяв только его южную часть. Хотя: это уже 1855 год — а что там было в 1787-м? Камни или картон?
Так был же ещё флот! "Бутафорские" корабли адмирала Ушакова через два года воевали с турецким флотом — и выиграли все битвы, завладев для России Чёрным морем!
Увы, маркиз, и это еще не всё. "Особый цинизм ситуации" в том, что через семь лет этот же флот вышел в Средиземное море и громил там уже французов, освобождал Грецию, Италию, десантом взял Рим! Захватил французскую суперкрепость Корфу, где французский флот и трёхтысячный гарнизон соотечественников маркиза проиграли битву, сдались, получается, "потёмкинскому" флоту!
Можно сочинить басню о глупце, который пытался дрессировать медведя и выдумывал для него команды, условные жесты, слова. И в итоге выдрессировал самого себя так, что стал мыслить лишь словами, придуманными для своего "подопечного". Думать о чём-то серьёзном, например, что это же 14 июня — день капитуляции Парижа перед Гитлером, начало бесславного бытия в качестве германского ресторана №1, отеля, публичного дома? Нет, фас: "потёмкинские деревни"!
Что ещё? А, "потешные полки"! "Российская армия — как потешные полки… Свою основную задачу: защищать русский народ, — не выполняет, предпочитая прятаться за спинами женщин, стариков и детей Донбасса. Сочи-2014, ЧМ-2018 и Российская армия — дорогостоящие и статусные проекты, название которым одно: понты Путина!"
Да! Натасканность на "ключевые слова" — выпирает, как тот желвак на щеке Маккейна.
Показали им мишени, как в собачьих школах, вывели мужика в защитном ватнике, на котором написано "Сочи-2014", "ЧМ-2018", "Российская армия". Скомандовали: "Фас!" И они бросились, как сумели. Вспомнили "потёмкинские деревни, потешные полки", существовавшие-де исключительно ради парадов и рекламных роликов.
Видите ли, уважаемые директора школы натаскивания, пример потешных полков выдаёт, что вы в "эту страну" только вчера или позавчера "десантировались".
Да, в 1683–85 годах в эту "потешную" армию Петра набирали детей. Сам царь, будущий император, вступил в её ряды одиннадцатилетним, и большинство "солдат" были его сверстники.
Правда, эти "они-же-дети" мирных людей коктейлями Молотова не жгли, учились воевать против вооруженного, а потом — и сильнейшего в Европе врага.
Уже через несколько лет потешные Преображенский и Семёновский полки спасли страну от гражданской войны, разгромив многократно превосходящие их стрелецкие полки, рвавшиеся в Москву. Брали Азов, Нотебург… "далее со всеми остановками". Та русская "потешная" гвардия в тылу не отсиживалась, победы в битвах при Добром, Лесной, под Полтавой, в Северной войне — их прямая заслуга.
Иногда лучше показать не "абстракции", а конкретные судьбы. Как автор книги о роде князей Голицыных приведу одну "потешную" судьбу.
Князь Михаил Михайлович Голицын (1675-1730), генерал-фельдмаршал. В 11 лет поступил в потешный (Семёновский) полк рядовым, барабанщиком. В 1698 году участвовал в разгроме стрельцов близ Воскресенского монастыря, в 1699‑м — в морском походе царя Петра до Керчи. В 1700 году в битве при Нарве гвардии капитан Голицын был ранен в руку и ногу. В 1702-м взял Нотебург. В 1705-м по взятии Митавы произведён в бригадиры.
В 1708 году одержал над шведами победу при местечке Добром, принял блистательное участие в битве при деревне Лесной. В Полтавском сражении предводительствовал гвардией. Первым настиг остатки шведской армии под Переволочной и вместе с Меншиковым заставил их сложить оружие. Взял Выборг (1710). Участвовал в Гангутском морском сражении. 27 июля 1720 года в последнем крупном сражении войны одержал над шведским флотом победу при острове Гренгаме. Во время Персидского похода — командующий в Петербурге. Можете "потешаться"!