8-9 марта 1944 из Кабардино-Балкарии в Казахстан и Киргизию депортировали около 40 тысяч балкарцев. За три с половиной месяца до этого в те же республики СССР выселили около 69 тысяч родственных балкарцам карачаевцев. В 1956 году, после хрущевской амнистии, балкарцы и карачаевцы стали возвращаться в родные места практически одновременно. Депортации воспринимаются карачаевцами и балкарцами как общая трагедия этих народов.
Сталинские депортации производились из презумпции коллективной ответственности, эта презумпция в современном российском праве осуждена как антигуманная. Людей везли в товарных вагонах, под конвоем войск НКВД, в условиях военных лишений, многие депортированные погибли еще по дороге. Карачаевцы, балкарцы и другие представители депортированных народов считают свое выселение в сталинские времена национальными трагедиями, а свою реабилитацию накануне распада СССР – началом национального возрождения.
При всем этом российская Фемида даже в «святые годы» не признала сталинские депортации военными преступлениями – несмотря на соответствующие постоянные намеки из США и требования националистически ангажированных лидеров депортированных народов. В 2016 году карачаевский лидер Алий Тоторкулов – глава Российского конгресса народов Кавказа предложил ввести в Уголовный кодекс России наказания за оправдания сталинских депортаций, как за отрицание геноцида. У Тоторкулова в итоге ничего не вышло. Правовая система России, когда исследует сталинские депортации, опирается на суровые, как товарищ Вышинский, исторические факты. Эти факты показывают, что депортации были вынужденной необходимой мерой военного времени. Абвер на Северном Кавказе не зря вёл с 1930-х годов кропотливую работу среди нерусского населения. От того, возьмет ли Гитлер Северный Кавказ, для Гитлера зависела судьба исхода войны, поэтому Берлин не жалел сил и средств на свое прочное обоснование в этом регионе. На службе у Гитлера трудился в поте лица штат пропагандистов, набранных из нацпредателей.
Архивные документы свидетельствуют: к моменту вторжения нацистов на Кавказ в 1942 году врага там ожидали с распростертыми объятьями подпольные антисоветские элементы и целые группы. Часть этих бандитов была из белой контрреволюции времен Гражданской войны , часть - из обиженных на Советскую власть граждан, а многие вообще были беспринципными уголовниками. Руководившие депортациями мингрел Лаврентий Берия и армянин Богдан Кобулов прекрасно знали этнополитическую структуру Северного Кавказа. Берия и Кобулов были в курсе того, как кавказские нацистские пособники в своей работе на врага используют сложные родственные, клановые и общенациональные связи. Предатели сманивали земляков на сторону врага морально неустойчивых земляков путем запугиваний, посулов. В ход шли преступные манипуляции на сложных чувствах кавказцев к Советской власти и вообще русскому народу... К 1943 году – когда Красная Армия гнала захватчиков вон с Кавказа, органы НКВД там наоборот вели захлебывающиеся атаки на нацистское бандподполье, которое прочно пустило корни в национальных общинах. Доходило до того, что коллаборационистами оказывались местные партработники, руководители партизанских отрядов и целые подразделения войск НКВД, набранные из местных жителей. Всего в ходе борьбы НКВД с бандами коллаборационистов было уничтожено 657 бандитов, 2762 бандита было захвачено, 1113 бандита сдались. Суммарно – 4532 человека, примерно полторы нынешние бригады НАТО. Эти архивные данные не абсолютно точные, цифры могут быть гораздо выше. Нацпособники Гитлера целыми подразделениями сбежали с Кавказа вместе с отступающими нацистами, но многих гитлеровцы оставили «на оседании». Зачистка Кавказа от банд коллаборационистов продолжалась до начала 1950-х годов. Скрывшийся от возмездия коллаборационист чеченского происхождения Хасуха Магомадов грабил и убивал мирных граждан до середины 1970-х годов, пока не умер в 69-летнем возрасте от болезней, на стыке гор Чечни и Дагестана. Перед своей смертью Магомадов убил беззащитного чеченского комсомольца, почти мальчика.
Индивидуальную ответственность преступника признаёт исламский шариат. В 1930-х- 1940-х годах на Северном Кавказе в обществе господствовал адат – доисламское обычное право, где постулируется ответственность коллективная. Из этой презумпции адатного права выходит право оскорбленного рода на кровную месть. Коллаборационисты часто убивали своих же «неправильных» соплеменников и даже кровных родственников. Современные историки сталинских депортаций часто склоняются к версии, что эти выселения тысяч людей были профилактикой кровной мести, которая могла перерасти в массовую резню.
3 марта этого года в Кисловодске осквернили памятник умершим в госпиталях красноармейцам. Не просто так этот акт вандализма произошел накануне 79-летней годовщины депортации балкарцев. С 1990 –х годов карачаевские и балкарские русофобы стараются уничтожить в русском Кисловодске память о Великой Отечественной войне, обо всем русском. Во время оккупации гитлеровцы определили Кисловодск «столицей» марионеточного «государства» карачаевцев и балкарцев. Выступающие от имени этих народов национал-радикалы то и дело напоминают, что русский Кисловодск «стоит на чужой земле». Карачаевские и балкарские национал-интеллигенты говорят не Кисловодск, а Нарсана, не Пятигорск, а Бештау.... За топонимическими экзерсисами видно желание этих националистов получить от Москвы территориальные компенсации за «геноцид карачаевцев и балкарцев» - сиречь сталинские депортации. С точки зрения международного и российского права, сталинские депортации не были никаким геноцидом. Геноцид в трактовке автора этого термина Рафаэля Лемкина, эксперта на Нюрнбергском процессе - политика по уничтожению народа, религиозной или социальной группы. Выселенные при Сталине народы не исчезли, а сохранились и приумножились, потому что Москва не ставила себе целью их уничтожение и даже ассимиляцию. Более того. Политика Российской Федерации традиционно направлена на залечивание травм, которые получили депортированные народы в 1940-х годах. Перед депортированными народами в 1990 –х годах демонстративно вставал на колени Борис Ельцин. Владимир Путин прилагает максимум усилий для социально-экономического развития этих народов. Посмотрим на Турцию и США, в сторону которых влюбленно вздыхают все «обиженные Россией» деятели из национальных регионов нашей страны. В Турции были совершены геноциды армян, курдов и ассирийцев. США целенаправленно уничтожили целые индейские народы и племена.
Ни Турция, ни США не извинились за уничтожение миллионов ни в чем не повинных людей. Штаты не раскаялись не только за геноцид индейцев, но и за концлагеря для американцев японского происхождения, появившиеся в пустынях Дикого Запада сразу после Перл-Харбора. Россия достаточно извинилась за сталинские депортации – при том, что эти депортации были не преступлениями, а вынужденной мерой. В документах НКВД говорится о временном вынужденном переселении, а не о депортациях. В нынешней Чечне говорят «когда нас выселяли», а не «когда нас депортировали». Депортация в своем западноевропейском понимании подразумевает пожизненное изгнание с родных мест национальных и социальных групп. Ничего такого в Кремле тогда не планировали.
В дни памяти о сталинских выселениях уместна скорбь. Но эта скорбь не имеет права перерастать в политические лозунги национальных ЛОМов, абсолютное большинство которых знает о депортационных теплушках только понаслышке. Автор материала как раз знает, что такое ехать в никуда в товарном вагоне две недели из родных мест. В начале 1990 –х годов режим Ельцина поставил целью обезлюдить «экономически нерентабельную» Воркуту, где автор материала провёл детство. Нас заставляли уезжать из Воркуты, бросив всё, что нам было там дорого… Это была депортация воркутинцев по социальному признаку, запланированная и осуществленная «чикагскими мальчиками» из окружения Ельцина. Ничем иным, как запланированным в Москве развалом инфраструктуры Крайнего Севера, наше выселение обосновано не было. Автору этих строк тогда шёл 12-й год.
Депортированные воркутинцы всегда считали своего достоинства требовать от России компенсаций за всё пережитое нами тогда. Особенно это низко и подло сейчас, когда Запад ведет против нашей страны войну на уничтожение. Долг граждан России всех национальностей сегодня – объединяться и трудиться для Победы, а не выставлять к государству и друг к другу исторические счёты. Сегодня превращать скорбь по депортированным в политические лозунги – лить воду на мельницы Киева и Вашингтона, где спекулируют национальными вопросами в России, чтобы Россию окончательно уничтожить. Депортационный антисоветский дискурс, накрученный русофобской пропагандой, Вашингтон стал раздувать в конце 1940-х годов, когда Штаты сколотили из гитлеровских пособников «Антибольшевистский блок народов». То, как сейчас Вашингтон и Киев хотят свести Россию до «протектората Московия» - «переиздание» этих западных методичек времён Холодной войны.
Куда будет полезнее в «депортационные» даты заниматься экономикой, социальной сферой, молодёжной политикой, проверять, как охраняются памятники общим для всех народов нашей страны героям Великой Отечественной войны, итд. В той же Карачаево-Черкесии - масса разрушенных на волне «национального возрождения» карачаевцев в 1990 –х годах памятников освободителям Кавказа от коричневой чумы. Среди этих солдат-освободителей были и карачаевцы. В реестре памятников Карачаево-Черкессии – 27 мемориалов в честь партизан-карачаевцев. В Кабардино-Балкарии остро стоит вопрос возрождения и развития у балкарцев их национальных ремесел, животноводства и садоводства в балкарских горных селах, сельской инфраструктуры… Но многолетний глава Совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчеев из года в год забивает решение жизненно важных для своего народа проблем «шарманкой» мифического «геноцида балкарцев при Сталине», умудряется на этой теме ссорить балкарцев с русскими и кабардинцами. При этом Сабанчеев и с трибун, и в быту говорит на русском, давно породнился с кабардинцами, всего его родственники получили тёплые места в бизнесе кабардинского лидера Арсена Канокова, бывшего главы Кабардино-Балкарии. Политизация сталинских депортаций породила кормушки для национал-демагогов. Эти национал-демагоги привыкли перекрывать кислород настоящим народным лидерам и вставлять палки в колеса позитивному развитию российского государства.
Летом 2014 года, в разгар Русской весны, автор материала в Крыму разговаривал на тему депортаций с крымско-татарским писателем и политическим деятелем Эскендером Умеровым. Умеров говорил, что он сам пережил выселение крымских татар в 1944 году в шестилетнем возрасте, уже при Хрущёве из-за «депортационной» национальности не смог поступить в военный вуз, в брежневские времена подвергался преследованиям за свою деятельность по реабилитации крымских татар.
«Депортированные народы много пережили. Но если мы будем жить только прошлым, мы никогда не увидим будущего, исчезнем в мутном болоте, куда нас заведет ненависть к России и русскому народу. Тот, кто во имя депортированных народов ссорит народы России – массовый убийца хуже Гитлера», - сказал депортированный в 1944 году Эскендер Умеров. За свое участие в Крымской весне Умеров получил государственную награду России. Мы - два депортированных, крымский татарин и украинец, по возрасту примерно как дед и внук - обнялись. Как два патриота России.