Сообщество «Круг чтения» 10:46 10 декабря 2021

После Некрасова

10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения Николая Некрасова

Если Александр Пушкин «воздвиг» из своей поэзии недосягаемый эталон, приводящий каждого решившего освоить его (за рядом исключений) к банальностям и пафосу, то Николай Некрасов опустил пушкинскую и лермонтовскую небесную лазурь до бытовых низов и значительно расширил набор художественных приемов. Он отчасти спас литературу своего времени, насыщенную пушкинскими подражателями. Осип Мандельштам писал: «Как будто вколачивал гвозди Некрасова здесь молоток». Конечно, строка вырвана из контекста, но она хорошо подходит к определению влияния поэзии Некрасова. Именно открытыми им магистральными путями пошла значительная часть русской поэзии, найдя вдохновение «у некрасовской музы нервозной в петербургском промозглом дворе» (Александр Кушнер).

Соглашусь и с тем, что делать из Некрасова Адама отечественной изящной словесности тоже неправильно. Он один из крупнейших авторов, а не единственный. Считается, что он стал первооткрывателем городской, разночинной, преобразователем стиха и так далее. С Некрасовым в поэзию приходят новые герои, новая речь, новые ситуации, новые ракурсы, новый звук и интонация. В поэтическом пространстве появляются и начинают говорить дети бедняков, босяки, грязные петербургские улицы, многоголосая толпа. Даже появились такие формулы: «донекрасовская поэзия» и «некрасовская традиция».

Некрасов не возник из ниоткуда и тоже наследует традиции предшественников, в той или иной степени. У него множество цитат из Лермонтова, одним из продолжателей которого он является. Говоря о том, что Николай Алексеевич оказался первым мы прекрасно понимаем: тема любви к родине, к деревне, сочувствия к положению крестьянства, гражданской лирики – существовали ранее. Об этом сочиняли еще Пушкин с товарищами. Можно вспомнить и стихи Кольцова. Влияние «натуральной школы» на самого поэта колоссально. Он впитывает опыт прошлого и текущего литературного процесса, преобразовывая его в свой авторский материал.

Из всего некрасовского наследия прежде всего я бы выделил версификационное влияние. Его амфибрахий, анапест и дактиль стали каноном, материалом для строительства моста между романтической и поэзией реализма с модернизмом, а потом и социалистического реализма. В восприятии многих авторов ХХ века Некрасов и его стиль неразрывно связан с фольклором (дактилические окончания тут сыграли серьёзную роль). В частности, для символистов. Неслучайно Андрей Белый использовал эпиграф из Некрасова («Что ни год – уменьшаются силы…») в сборнике «Пепел» и посвятил эту книгу ему же, как отметил литературовед Леонид Долгополов «открыв для себя заново Россию и Россию в себе». Или у Александра Блока: «В избушке мать, над сыном тужит: "На хлеба, на, на грудь, соси, Расти/ покорствуй, крест неси"». По-моему, это чистый Некрасов. Оба автора писали о России и у Блока можно отыскать в образе страны некрасовское влияние. В блоковских городских сюжетах с пьяницами, женщинами, продающими своё тело, фабричными рабочими – это всё тоже некрасовское. Мы обязательно будем спотыкаться об Некрасова (перефразируя «Пушкин и Гоголь» Даниила Хармса) во многих поэтических текстах, если речь идет о судьбах родины, людском страдании, об отношении к своей стране: от любви до ненависти.

У Сергея Есенина так же прослеживается некрасовское влияние как у всей школы новокрестьянской поэзии (хотя Есенин значительно больше этого явления и школы). Его Русь тоже построена на фундаменте Некрасова. Деревня, мужики, фольклорные мотивы– некрасовская интонация Есенина в этих темах отчётливо слышится. Несмотря на разность описания природы у этих авторов, они имеют общую мысль монолитности человека и природы, этот сельский пейзаж и патриотизм. Хотя сам Есенин мог и не признавать этого родства. У него нет такого сгустка гражданской и идейной лирики.

Куда большее влияние Николая Некрасова прослеживается на творчество Владимира Маяковского. У двоих эпических поэтов немало общего от многоголосия до урбанистической лирики. Они оба могли сделать поэзию из любого предмета или ситуации, а в лирике достигали невероятных вершин. Маяковский занимался тем же самым что и Некрасов – расшатыванием основ поэзии и распространением революционных идей. Сколько бы поэт-гражданин не иронизировал, а сходство сильное: «А Некрасов Коля, сын покойного Алеши, — он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид. Знаете его? вот он мужик хороший. Этот нам компания — пускай стоит» («Юбилейное»).

Литературоведы в Советском Союзе в рамках линии партии рассуждали о связях Некрасова и социалистического реализма. Под давлением идеологии его восприятие сильно исказилось. С другой стороны, такой «пиар» тоже сопутствовал вплетению некрасовской поэзии в контекст советской литературы. Его «следы» можно найти в Павле Васильеве («Снегири взлетают красногруды…»), Александре Прокофьеве («Невеста»), Борисе Корнилове («Я рос в губернии Нижегородской…») и других. Наиболее крупным продолжателем некрасовской интонации после Владимира Маяковского стал Александр Твардовский («Вот стихи, а все понятно, все на русском языке»). У них даже биографические факты имеют общие черты, не говоря уже о самом творчестве: управление одним из главных литературных журналов эпохи, национально ориентированное мышление, ритмический рисунок, напевность, эпические мотивы, тематическая палитра.

Вполне логично, что и «Шестидесятникам» тоже не удалось избежать Некрасова. Мы его слышим в поэтической публицистике Евгения Евтушенко, его поэмах, гражданской лирике, диалоговой форме, в стихотворениях «Разговоре с эпиграфом» и «Первый лёд» Андрея Вознесенского, «Только с горем я чувствую солидарность…» Иосифа Бродского и других его произведениях. Все это в разной степени некрасовская школа, если можно так выразится. Через этих авторов и многих неупомянутых в рамках эссе идет влияние Некрасова уже на следующие поколения поэтов.

Собрать в едино некрасовское наследие в поэзии достаточно непростая задача. Можно проследить некоторые генеалогические линии (Некрасов – Твардовский, Некрасов – Маяковский – Бродский, Некрасов – Маяковский/Есенин – Вознесенский/Евтушенко/Высоцкий/Бродский и так далее), но этого не хватит для понимания всего оказанного им влияния. Даже в ХХI веке так называемая «актуальная поэзия» помимо прочих традиций несёт в себе определенную эволюцию некрасовских тем и форм, что еще предстоит изучить в будущем.

Денис Балин (с)

Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x