Если Александр Пушкин «воздвиг» из своей поэзии недосягаемый эталон, приводящий каждого решившего освоить его (за рядом исключений) к банальностям и пафосу, то Николай Некрасов опустил пушкинскую и лермонтовскую небесную лазурь до бытовых низов и значительно расширил набор художественных приемов. Он отчасти спас литературу своего времени, насыщенную пушкинскими подражателями. Осип Мандельштам писал: «Как будто вколачивал гвозди Некрасова здесь молоток». Конечно, строка вырвана из контекста, но она хорошо подходит к определению влияния поэзии Некрасова. Именно открытыми им магистральными путями пошла значительная часть русской поэзии, найдя вдохновение «у некрасовской музы нервозной в петербургском промозглом дворе» (Александр Кушнер).
Соглашусь и с тем, что делать из Некрасова Адама отечественной изящной словесности тоже неправильно. Он один из крупнейших авторов, а не единственный. Считается, что он стал первооткрывателем городской, разночинной, преобразователем стиха и так далее. С Некрасовым в поэзию приходят новые герои, новая речь, новые ситуации, новые ракурсы, новый звук и интонация. В поэтическом пространстве появляются и начинают говорить дети бедняков, босяки, грязные петербургские улицы, многоголосая толпа. Даже появились такие формулы: «донекрасовская поэзия» и «некрасовская традиция».
Некрасов не возник из ниоткуда и тоже наследует традиции предшественников, в той или иной степени. У него множество цитат из Лермонтова, одним из продолжателей которого он является. Говоря о том, что Николай Алексеевич оказался первым мы прекрасно понимаем: тема любви к родине, к деревне, сочувствия к положению крестьянства, гражданской лирики – существовали ранее. Об этом сочиняли еще Пушкин с товарищами. Можно вспомнить и стихи Кольцова. Влияние «натуральной школы» на самого поэта колоссально. Он впитывает опыт прошлого и текущего литературного процесса, преобразовывая его в свой авторский материал.
Из всего некрасовского наследия прежде всего я бы выделил версификационное влияние. Его амфибрахий, анапест и дактиль стали каноном, материалом для строительства моста между романтической и поэзией реализма с модернизмом, а потом и социалистического реализма. В восприятии многих авторов ХХ века Некрасов и его стиль неразрывно связан с фольклором (дактилические окончания тут сыграли серьёзную роль). В частности, для символистов. Неслучайно Андрей Белый использовал эпиграф из Некрасова («Что ни год – уменьшаются силы…») в сборнике «Пепел» и посвятил эту книгу ему же, как отметил литературовед Леонид Долгополов «открыв для себя заново Россию и Россию в себе». Или у Александра Блока: «В избушке мать, над сыном тужит: "На хлеба, на, на грудь, соси, Расти/ покорствуй, крест неси"». По-моему, это чистый Некрасов. Оба автора писали о России и у Блока можно отыскать в образе страны некрасовское влияние. В блоковских городских сюжетах с пьяницами, женщинами, продающими своё тело, фабричными рабочими – это всё тоже некрасовское. Мы обязательно будем спотыкаться об Некрасова (перефразируя «Пушкин и Гоголь» Даниила Хармса) во многих поэтических текстах, если речь идет о судьбах родины, людском страдании, об отношении к своей стране: от любви до ненависти.
У Сергея Есенина так же прослеживается некрасовское влияние как у всей школы новокрестьянской поэзии (хотя Есенин значительно больше этого явления и школы). Его Русь тоже построена на фундаменте Некрасова. Деревня, мужики, фольклорные мотивы– некрасовская интонация Есенина в этих темах отчётливо слышится. Несмотря на разность описания природы у этих авторов, они имеют общую мысль монолитности человека и природы, этот сельский пейзаж и патриотизм. Хотя сам Есенин мог и не признавать этого родства. У него нет такого сгустка гражданской и идейной лирики.
Куда большее влияние Николая Некрасова прослеживается на творчество Владимира Маяковского. У двоих эпических поэтов немало общего от многоголосия до урбанистической лирики. Они оба могли сделать поэзию из любого предмета или ситуации, а в лирике достигали невероятных вершин. Маяковский занимался тем же самым что и Некрасов – расшатыванием основ поэзии и распространением революционных идей. Сколько бы поэт-гражданин не иронизировал, а сходство сильное: «А Некрасов Коля, сын покойного Алеши, — он и в карты, он и в стих, и так неплох на вид. Знаете его? вот он мужик хороший. Этот нам компания — пускай стоит» («Юбилейное»).
Литературоведы в Советском Союзе в рамках линии партии рассуждали о связях Некрасова и социалистического реализма. Под давлением идеологии его восприятие сильно исказилось. С другой стороны, такой «пиар» тоже сопутствовал вплетению некрасовской поэзии в контекст советской литературы. Его «следы» можно найти в Павле Васильеве («Снегири взлетают красногруды…»), Александре Прокофьеве («Невеста»), Борисе Корнилове («Я рос в губернии Нижегородской…») и других. Наиболее крупным продолжателем некрасовской интонации после Владимира Маяковского стал Александр Твардовский («Вот стихи, а все понятно, все на русском языке»). У них даже биографические факты имеют общие черты, не говоря уже о самом творчестве: управление одним из главных литературных журналов эпохи, национально ориентированное мышление, ритмический рисунок, напевность, эпические мотивы, тематическая палитра.
Вполне логично, что и «Шестидесятникам» тоже не удалось избежать Некрасова. Мы его слышим в поэтической публицистике Евгения Евтушенко, его поэмах, гражданской лирике, диалоговой форме, в стихотворениях «Разговоре с эпиграфом» и «Первый лёд» Андрея Вознесенского, «Только с горем я чувствую солидарность…» Иосифа Бродского и других его произведениях. Все это в разной степени некрасовская школа, если можно так выразится. Через этих авторов и многих неупомянутых в рамках эссе идет влияние Некрасова уже на следующие поколения поэтов.
Собрать в едино некрасовское наследие в поэзии достаточно непростая задача. Можно проследить некоторые генеалогические линии (Некрасов – Твардовский, Некрасов – Маяковский – Бродский, Некрасов – Маяковский/Есенин – Вознесенский/Евтушенко/Высоцкий/Бродский и так далее), но этого не хватит для понимания всего оказанного им влияния. Даже в ХХI веке так называемая «актуальная поэзия» помимо прочих традиций несёт в себе определенную эволюцию некрасовских тем и форм, что еще предстоит изучить в будущем.
Денис Балин (с)