Авторский блог Проект Время-вперёд 00:02 28 января 2024

Россия исполняет вековую мечту полярников

исторический рекорд грузоперевозок по Севморпути и круглогодичная навигация

2024 год должен стать самым жарким в истории наблюдений. Россия побила исторический рекорд грузоперевозок по Севморпути и впервые открывает круглогодичную навигацию, реализуя давнюю мечту полярников. Как это связано с новыми претензиями американцев на огромный кусок Арктики, непрекращающимися атаками в Красном море, обмелением Панамского канала, а также о новой истории спасения, расскажем в сегодняшнем выпуске.

Пошла жара!

В 2023 году период с июня по ноябрь стал самым жарким в истории наблюдений. Однако в текущем 2024 году из-за природного явления Эль-Ниньо прогнозируется ещё более жаркая погода, что грозит засухой, ураганами и другими катаклизмами. Но куда опаснее на наш взгляд то, что вместе с таянием льда оттаивают и замороженные политические споры. Так американцы недавно подали в ООН заявку на расширение континентального шельфа в Арктике, претендуя на 1 млн квадратных километров в море Бофорта, которое омывает северные берега Канады и Аляски. Россию эти посягательства не затрагивают, но на эту территорию, предположительно содержащую 10 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента также претендует и Канада. Спор длится с 1867 года, однако его текущее обострение связано с очевидным фактом – лёд во многих регионах Арктики, в частности и в море Бофорта, отступает и открывает доступ к природным ресурсам.

Хотя взаимные претензии США и Канады Россию напрямую не касаются, мы ведём свою многолетнюю дипломатическую борьбу за обладание дополнительной арктической территорией вокруг хребта Ломоносов, соперничая с Канадой и Данией. Для нашей страны – Арктика это не только место добычи полезных ископаемых, но и стратегическая транспортная артерия, известная как Северный морской путь. В прошлом году мы побили очередной рекорд и перевезли по нему свыше 36 млн тонн груза, а в этом году замахнулись на то, чтобы увеличить этот показатель вдвое. Как такое возможно, и зачем нам это потребовалось?

Рекорд Севера

Главная причина рекорда прошлого года – это увеличение грузовой базы российских проектов по арктической добыче нефти, газа, металлов и других ресурсов. Санкции должны были сорвать их и «обнулить» Севморпуть, но мы справились, перебросили потоки грузов с Запада на Восток и добились роста грузооборота. Более того – сами иностранцы без лишнего шума вернулись на Севморпуть. Если в 2022 году транзит через него упал на 90%, то в 2023 вырос и превысил докризисные показатели. Наша правда взяла – Севморпуть важен не только для нас, но и для вменяемых восточных и западных соседей.

Конечно, таяние льдов внесло свой вклад в рост перевозок, ведь теперь в летний период воды полностью освобождаются ото льда. Но зачем же тогда Россия строит всё новые ледоколы, да ещё и заявляет о том, что строить их нужно намного больше? Ведь и без того у нас самый крупный и мощный ледокольный флот в мире!

Дело в том, что российская Арктика освобождается ото льда вовсе не так быстро, как следует из сообщений прессы. Хотя в летний период, действительно, плавать можно без сопровождения ледоколов, длится он всего 8-10 недель. В зимний же период на всем протяжении трассы Севморпути стоит сплошной лёд, достигающий на Востоке толщины в три метра. И хотя площадь морского льда на акватории арктических морей с 1996 года уменьшилась более чем в восемь раз, в 2021 году она внезапно в сентябре возросла почти на 200 тыс. кв. км и с тех пор не собирается сокращаться. На Востоке через лёд не могут порой пробиться даже наши мощнейшие атомоходы. Вот почему до сих пор мы не смогли реализовать давнюю мечту полярников – круглогодичное судоходство по Севморпути.

Но в наступившем 2024 году мы впервые в истории сделаем это и увеличим грузопоток сразу в два раза до 72 млн тонн. На протяжении нескольких последних лет осуществлялись исследования и тестовые проводки, разрабатывалась оптимальная схема использования ледоколов на определённых участках пути. С этого года суда пойдут по маршруту круглогодично, что и позволит вкупе с другими факторами рекордно увеличить поток. А это имеет не только экономическое, но и оборонное, и геополитическое значение.

Мечта полярников

Севморпуть позволяет нам перебрасывать флот с одного края нашей огромной страны на другой, минуя чужие государства. После Цусимского сражения знаменитый русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев с сожалением писал: «Если бы хотя бы десятая доля того, что потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».

Сегодня мы не только имеем возможность переводить флот через льды Арктики, но и обладаем отдельным Северным флотом, новейшими военными базами, аэропортами, объектами береговой и противовоздушной обороны. По этому поводу в западной прессе любят писать о тотальном превосходстве России на Севере, но не нужно слишком обольщаться – американцы планомерно наращивают и свою группировку. В чём-то, например, в количестве ледоколов, в том числе боевых, мы их кладём на лопатки, а в чём-то, например, в количестве спутников – серьёзно отстаём. Так что расслабляться рано.

В этом году перевозки по Севморпути должны вырасти вдвое, а к 2035 году должны увеличиться до 220 млн тонн, то есть в 6 раз по отношению к 2023 году. Откуда такой оптимизм? Дело не только в том, что у нас вырастет количество ледоколов и грузов, есть не менее весомые геополитические тенденции.

На карте появилась новое узкое место – это Панамский канал. Из-за той самой жары, с которой мы начали выпуск, с прошлого года эта важная судоходная артерия серьёзно обмелела и потеряла уже треть своей пропускной способности. Канал является кратчайшим путём для поставок СПГ и угля из США в Азию. Так как перспектив восстановления уровня воды пока не просматривается, перевозчики выбирают более длинные и дорогостоящие маршруты вокруг Африки, которые становятся безальтернативными, ведь в Красном море хуситы не прекращают атаки на торговые суда, несмотря на все угрозы американцев и европейцев. Таким образом остался лишь один относительно безопасный маршрут – вокруг Западного побережья Африки, но нет никаких гарантий, что так будет всегда, ведь на континенте сейчас происходят глубокие политические преобразования, и крепнет новое антиколониальное движение. Поэтому как будто сама судьба благоволит развитию нашего, пусть и сурового, но безопасного, Севморпути. Мы же со своей стороны делаем всё, чтобы развивать его быстрее. В конце января состоится закладка пятого серийного ледокола проекта 22220, также в этом году ожидается спуск на воду атомохода «Чукотка» и ввод в эксплуатацию ледокола «Якутия». Обо всех этих событиях мы продолжим подробно рассказывать в наших будущих выпусках, ведь интрига вокруг мировой логистики только завязывается, и впереди нас ждёт много интересных и неожиданных событий.

Далее расскажем об очередном герое.

Время Человека

В Иркутской области супруги Пётр и Татьяна ехали вечером на автомобиле к знакомым. По пути они заметили пожар в частном секторе. Мужчина сразу же остановил машину и, пока жена вызывала спасателей, без раздумий выбил калитку и ворвался в горящий дом. В дыму он увидел мужчину без ног, сидящего в инвалидной коляске посреди комнаты, одним движением закинул его на себя и выскочил на улицу. В считанные минуты жилище полностью охватило пламя.

Спасённый сказал, что в доме больше никого нет, кроме привязанной собаки, но подойти к ней было уже невозможно из-за сильного жара. На улице стоял крепкий мороз, поэтому супруги посадили инвалида в свой автомобиль и по его просьбе отвезли к родственникам, а затем поехали по своим делам. Никаких контактов они не оставили и о подвиге по скромности никому не рассказали. Позже сотрудники МЧС разыскали их, чтобы вручить благодарность. Как выяснилось, Пётр и спасённый им человек когда-то даже учились в одном первом классе, но потом их пути разошлись.

Благодаря решительным и смелым действиям героя обошлось без жертв. И даже привязанный пёс был спасён сотрудниками МЧС и не пострадал. Благодарим Петра за подвиг и желаем крепкого здоровья!

Источник

1.0x