Авторский блог Артур  Приймак 13:07 5 января 2015

Поруганный «Иман»

В Татарстане так сложилось, что федеральные законы тут или стоят ниже по статусу, чем республиканские, или толкуются не в пользу Конституции России, а в интересах местной правящей элиты. Кроме того, рубить на корню националистический проект, с 1992 года приносит дивиденды правящей элите, властям Татарстана невыгодно. Недавний суд над Фаузией Байрамовой, закончившийся тем, что сепаратистке дали один год лишения свободы условно, был скорее не судом, а пиар- кампанией татарских националистов, значительная часть «профита» от которой падала в копилку этнократов.

29 ноября 1990 года еще мало кому известный мусульманский священнослужитель Валиулла Якупов основал в Казани издательство мусульманской литературы «Иман» (Вера). Небольшое издательство, разместившееся в здании Апанаевской мечети Казани, где Якупов был имамом, не только выпускало религиозную и учебную литературу, но и было форпостом борьбы с ваххабитской экспансией в Поволжье. Позже на базе издательства и мечети был основан духовно- просветительский центр с названием «Иман». Слово «Иман» ассоциировалось в Татарстане с именем Якупова и его просветительским центром.

Кем был для Татарстана Валиулла Якупов, трудно обозначить в одном грамматическом предложении. Просветитель – подвижник, тративший на свое дело все силы и небогатые средства. Ученый, чьим единственным богатством были знания и книги. Любивший русскую культуру и друживший с православными священниками, женатый на русской женщине. При всем этом – татарский националист, осознавший, что сепаратистская идеология сторонников «Идель Урала» ведет его родной Татарстан к гибели. Валиулла хазрат отчетливо видел, что национал-сепаратисты из «Татарского общественного центра» все более смыкаются с ваххабитами, а татарская национальная идея все более превращается в джихадистский ваххабитский проект. В такой ситуации, рассуждал Валиулла хазрат, долг каждого татарского националиста – забыть трения с Россией по поводу 1552 года и спасать татарский традиционный ислам любой ценой, в том числе, путем сотрудничества с русскими национальными силами. После убийства 19 июля 2012 Валиуллы Якупова его просветительское дело продолжил Наиль Гарипов –преемник хазрата на посту имама Апанаевской мечети Казани и директора центра «Иман».

В конце ноября 2014 года просветительский центр «Иман» и Апанаевская мечеть стали жертвами рейдерского захвата. Отжим наследия хазрата планировался там же, где летом 2012 года замыслили убийство Валиуллы Якупова.

Обещанное отопление

История отжима форпоста мусульманского просвещения Татарстана началась в декабре 2012 года. После убийства Валиуллы Якупова новый председатель центра «Иман» и имам Апанаевской мечети Наиль Гарипов, как и положено, провел перерегистрацию документов. В силу разных обстоятельств община смогла подать документы на перерегистрацию только в ноябре, а получила готовые документы только в декабре 2012 года. По словам Наиля Гарипова, первое требование о передаче всех недвижимых активов Апанаевской мечети, в том числе, и издательства «Иман» в собственность муфтията, он услышал именно в налоговых органах, во время получения уставных документов. Будучи законопослушным мусульманином и зная непростую ситуацию в умме республики, Наиль Гарипов счел нужным подчиниться требованию фискальной службы. Далее, как говорит хазрат, ДУМ РТ и община Апанаевской мечети заключили соглашение о проведении процедуры передачи и имущества в рамках законодательства РФ. Для разъяснения ситуации было проведено собрание, где перед общиной и сотрудниками центра «Иман» выступил представитель ДУМ РТ, который, ссылаясь на Федеральный закон, излагал аргументы в пользу передачи недвижимого имущества общины в пользу муфтията. «При этом клятвенно было заверено, что здание будет оставлено в пользование собственно общине и ЦИК «Иман», а со стороны ДУМ РТ будет оказана организационная и финансовая помощь в ремонте здания», - говорится в заявлении Гарипова. Жилой фонд общины и в самом деле нуждался в ремонте, в одном здании не было отопления. Муфтият пообещал, что вопрос с отоплением решит. Обещанного отопления Апанаевская мечеть так и не дождалась, зато Наиль Гарипов стал получать угрозы с требованием немедленно уйти из мечети и центра «Иман», а все имущество отдать некоему «человеку из муфтията».

«Наставление» от муфтия

Первую такую угрозу Наиль хазрат получил 18 июня. За месяц до этой даты, 22 мая, в Уфе произошла примечательная встреча: Камиль Самигуллин встретился с постпредом президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем. Известно, что встреча проходила в закрытом для постороннем глаз «османском» формате, столь любимом Самигуллиным, но кое- что из оговоренного удалось узнать: на ней была высказана идея об открытии в Татарстане крупного издательства мусульманской литературы. Огласили и название издательства, «Хузур» (Наставление). О том, какую литературу будет выпускать «Хузур», традиционную или же какую другую, где расположится, оговорено не было. Все факты указывали, что тайные движения Самигуллина в плане «Хузура» были не такими уж и тайными…

В ДУМ РТ видели, что Наиль Гарипов «намеков не понимает», поэтому решили идти «наездом в лоб». На 1 августа 2013 года муфтият назначил собрание, где планировалось сместить Наиля Гарипова с поста имама Апанаевской мечети и директора центра «Иман». Мнение членов общины и сотрудников «Имана» в расчет не бралось; не исключено, что их планировали запугать. Но карты ДУМ РТ спутало то, что ситуация с рейдерским захватом наследия Валиуллы Якупова уже вовсю освещалась соратниками и друзьями покойного хазрата. Запланированный на 1 августа рейдерский блицкриг провалился.

Тогда люди Самигуллина решили пойти другим путем. На какое- то время от Апанаевской мечети отстали, а втайне подготовили следующую тактику. На роль основной фигуры в запланированной многоходовке был подготовлен Нияз Сабиров –руководитель отдела дагвата (пропаганды) муфтията и заместитель муфтия (в сентябре 2014 года Сабирова от этой должности освободили –А.П).

23 декабря ДУМ РТ созвало собрание Казанского мухтасибата (округа муфтията, куда входят приходы города или района), куда был приглашен и Гарипов. На этом собрании имам Апанаевской мечети стал свидетелем шокирующей сцены: муфтий Татарстана в присутствии мухтасиба Казани, имамов мечетей татарской столицы, вручил своему заместителю Ниязу Сабирову свидетельство о том, что тот отныне является настоятелем Апанаевского прихода и директором центра «Иман». «Мне, действующему имаму этой же мечети, никаких письменных претензий предъявлено не было – свидетельствует Гарипов - Не было проведено собрания общины и других формальных действий со стороны ДУМ РТ». Настоятеля мечети просто поставили перед фактом, что у прихода Валиуллы Якупова теперь будет новый имам.

Хозяйственная семья

24 декабря заместитель муфтия Нияз Сабиров по- хозяйски вошел в Апанаевскую мечеть и потребовал от Гарипова передачи всего имущества прихода в документальном порядке. Чтобы как-то придать видимость легитимности рейдерского захвата, была предварительно запущена информация о том, что Гарипов был «неэффективным менеджером», деятельность которого привела якобы к упадку процветающего некогда прихода. На самом деле уничтожил систему самофинансирования мечети сам муфтият. Дело в том, что содержание Апанаевской мечети обеспечивалось за счет хозяйственной деятельности Центра исламской культуры «Иман», а сам центр «самоокупался» изданием и продажей книг. На его балансе находилось здание на улице Тукая, где располагался долгие годы офис организации, сдавались площади здания в аренду. Например, там работало недорогое и уютное халяльное кафе. За счет этого дохода удавалось покрывать расходы мечети. Здание на улице Тукая уплыло в руки муфтият под предлогом его ремонта. Люди Самигуллина обещали предоставить его после ремонта снова в собственность центра исламской культуры «Иман». Однако после двух месяцев эксплуатации здания муфтиятом арендующие помещения предприниматели в декабре 2013 года были изгнаны.

Говоря о Сабирове, мы не зря называем его «фигурой». 30- летний Нияз хазрат, «отжимая» мечеть, действовал не столько в своих личных интересах, сколько в интересах своего клана. Клан Сабировых в Татарстане давно уже перестал быть только семейством священнослужителей. Этому семейству фактически принадлежит Белая мечеть в Ново-Татарской слободе Казани – памятник архитектуры начала XIX века. В разное время федеральный бюджет выделял на реставрацию этой мусульманской святыни миллионы рублей, но здание до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, а деньги уплывают в неизвестном (да неизвестном ли?) направлении. В документах ДУМ РТ Белая мечеть значится как возвращенная верующим и восстанавливающаяся, ее имам - Ахмад Сабиров, родной дядя Нияза хазрата.

Умные Сабировы понимали, что деньги в приложении к власти духовной это больше, чем просто деньги. Они также знали, что Ахмад хазрат имам формально действующей мечети, следовательно, полноценным имамом не является. Но ремонтировать за свой счёт памятник архитектуры, чтоб сделать из него действующую мечеть - вещь хлопотная. Выход для семьи Сабировых подсказал Камиль Самигуллин, и от этого предложения Сабировы просто не могли отказаться.

Таджик и сепаратисты

«В скором времени стало понятно во что собираются превратить нашу мечеть новый владелец: в ней стал вести пропаганду таджикский проповедник Али Ибодов с Вьетнамского рынка, которого вскоре трудоустроили в Отдел дагвата (пропаганды) ДУМ», - рассказывает Гарипов. В Татарстане давно заметили, что проповедники из Средней Азии сеют в республике только идеи салафизма и «Хизб-ут-Тахрир». Первую ячейку «Хизб- ут- Тахрир» в Поволжье организовал выходец из Намангана Алишер Усманов, который с 1996 по 2004 годы работал преподавателем в Закабанной мечети татарской столицы. До приезда в Татарию, у себя на родине в Узбекистане, Усманов состоял в джихадистской организации «Исламское движение Узбекистана». Его также видели в дудаевской Чечне, где он проповедовал ваххабизм. Таджик Али Ибодов, которого муфтий Татарии и Сабировы ввели в среду мусульманского духовенства, по части убеждений недалеко ушел от узбекского террориста Усманова.

Итак, рейдеры заполучили в собственность мечеть, центр «Иман», типографию, мемориальный музей Валиуллы Якупова. Но на этом они не остановились. Самигуллин и Сабировы тем и отличались от обычных рейдеров, что их интересовала не материальная сторона дела, а идеологическая. Пусть и сломленный, но центр «Иман» еще существовал как символ противодействия всему тому, чьи интересы отстаивает Самигуллин и от чего кормятся Сабировы и им подобные личности. Рейдерская компания рассудила: лучший способ добить противника – дискредитировать его. С этой целью 29 ноября этого года Нияз Сабиров созвал в Апанаевской мечети сборище под названием «XXIV съезд центра мусульманской культуры «Иман». Активом собрания стали заранее приглашенные национал – сепаратисты из «Татарского общественного центра» - идейные противники и ненавистники Валиуллы Якупова. На собрании почти без прений приняли резолюцию: каждый сотрудник центра «Иман» обязан быть татарским националистом и членом ТОЦ.

Устроители национал – сепаратистского шабаша не могли не знать: за пять дней до этого «съезда» в Госдуме России приняли закон о запрете на пропаганду нацизма и нацистской символики. Атрибутика «Татарского общественного центра», под чью эгиду был насильно «упрятан» центр «Иман», точно повторяет символику татарских нацистских коллаборационистов из легиона «Идель- Урал». Духовная мать ТОЦ Фаузия Байрамова гордится своей дружбой с нацистским легионером Гарифом Султаном – тем самым, который сдал гестаповцам поэта Мусу Джалиля. Добавим к этому русофобскую риторику ТОЦ, выдержанную в лучших традициях сайта «Кавказ- Центр» и дружеские обжиманки татнаци с ваххабитами. Если с 29 ноября «Иман» становился ТОЦевским, то с точки зрения федерального законодательства он становился де-факто террористической организацией, а для тех татар, которые испытывали симпатию к наследию Якупова, «Иман» отныне становился тем, чем была для советских людей власовская РОА.

Стоит полагать, что сепаратисты из ТОЦ хорошо знали, чем им может грозить эта игра. Знали и нисколько не боялись. В Татарстане так сложилось, что федеральные законы тут или стоят ниже по статусу, чем республиканские, или толкуются не в пользу Конституции России, а в интересах местной правящей элиты. Кроме того, рубить на корню националистический проект, с 1992 года приносит дивиденды правящей элите, властям Татарстана невыгодно. Недавний суд над Фаузией Байрамовой, закончившийся тем, что сепаратистке дали один год лишения свободы условно, был скорее не судом, а пиар- кампанией татарских националистов, значительная часть «профита» от которой падала в копилку этнократов.

«Мы продолжили работу»

Несмотря на то, что центр «Иман» в схватке с противниками Якупова потерпел поражение, соратники покойного хазрата не намерены сдаваться. «Имущество все прихватизировано, но мы продолжили свою работу как общественная организация», - говорят сотрудники «Имана». Не имея типографии (ту, которая была при Валиулле Якупове, отобрал Нияз Сабиров), центр возобновил выпуск журнала «Мусульманский мир». Главным редактором журнала стал ученик и друг Якупова, историк и исламовед Раис Сулейманов. В 2014 году – в столетний юбилей Первой мировой войны - центр «Иман» занялся увековечением памяти татар – воинов Российской империи в годы Первой великой войны. Лишенный средств «Иман» также помогает беженцам с Донбасса, которые осели в Татарстане. Напомним, ТОЦ, к которому с помощью муфтията отошла Апанаевская мечеть, открыто поддерживает киевскую хунту. Показательно, что ДУМ Татарстана также занимает прокиевскую ориентацию и саботирует на месте все патриотические начинания Владимира Путина.

Центр подал против Нияза Сабирова иск в Вахитовский районный суд города Казани. «Иман» не оставляет попыток восстановить юридическую справедливость. Но в одиночку соратникам хазрата- просветителя будет справиться трудно.

1.0x