Одна из причин того, что в России население живёт беднее граждан западных стран, состоит в том, что за труд, одинаковый по результативности с показателями Европы и США, большинству работающих у нас платят втрое-вчетверо меньше, чем следует из достигнутых экономических результатов.
По оценкам мировых аналитических центров (данные за 2017 год) с учётом ППС на душу населения в США и России ВВП составляет соответственно $56,3 тыс. и $28,8 тыс., а зарплата наёмного персонала в России в 4 раза ниже. Из-за этого значительная часть произведённой в России реальной продукции не может быть приобретена нашим населением и вывозится на экспорт, не замещаясь, как положено, равноценным импортом, несмотря на то, что за границу вывозится дешевле, чем продукция стоит в России (по паритету покупательной способности - ППС). Т.к. накапливаемые валютные резервы никогда не попадают ни одному жителю России, кроме незначительной группы лиц, да и у тех, как выяснилось, отбирают в любой момент.
По удельному количеству миллиардеров, отнесённых на объёмы производства Россия опережает весь мир. Кроме того, в России используется неэффективный, несовременный и научно ошибочный порядок взимания налогов и выплат работающим.
В более процветающих странах сначала всё заработанное оплачивается людям, а затем с этих больших сумм собираются налоги. В России же, сначала отбираются у предприятий и людей налоги, а людям выплачивается маленькая зарплата, а часть собранного пропадает или тратится нерационально. С низкой оплаты собирается соответственно и маленький объём налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Например, в России в 2019 г. собрано НДФЛ по курсу с учётом паритета покупательной способности (ППС) $152 млрд, а в США $1718 млрд, т.е. в 11 раз больше, а на душу населения в 5,1 раз, это не объясняется только приростом от существующих там элементов прогрессивной системы обложения, а у нас, напротив, снижением НДФЛ из-за низких ставок налогообложения многих доходов богатого населения. Причина - в ошибочной организации самой налоговой системы.
Маленькие зарплаты порождают маленький спрос, производство для внутреннего потребления сжимается. И не из-за происков врагов Россия в нынешних границах, производя в 1990 г. одинаковое количество продукции с Китаем, сейчас отстаёт почти в 6 раз.
Низкая оплата труда, низкие пенсии, низкие выплаты детям - главное оружие, усиленное ежегодным безвозмездным вывозом почти 7% всей производственной продукции, убивающее Россию. Основная причина грандиозной демографической катастрофы! Мы недосчитываемся более 40 млн. человек населения к сегодняшним 146 млн чел. В России жило бы более 180 млн чел., если сохранились бы условия оплаты и другие условия жизни Советского Союза, как теперь бездоказательно любят утверждать, неэффективного. Хотя он по средней продолжительности жизни догнал США, а по уровню образованности обгонял.
Но процесс можно и нужно повернуть к развитию и процветанию для всех до единого 146 млн граждан России, и сделать это без революционных катаклизмов следующим образом (приведённые здесь и далее оценки сделаны применительно к доковидной ситуации 2019 года):
1) государство отменяет:
- налоги на имущество предприятий и граждан (1,1 трлн руб.);
- налог на добавленную стоимость (НДС) (≈10 трлн руб.);
- сбор в пенсионный и медицинский фонды (≈7,5 трлн руб.);
2) обязывает предприятия направить все эти 18 трлн руб., оставленные у предприятий, на прирост зарплаты, т.е. +42% к сегодняшнему фонду зарплаты наёмного персонала (в 2019 г. 42 трлн руб.).
При этом государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, например, 150% стоимости минимальной потребительской корзины (в 2019 г. 11300 руб. в месяц), но требует прирост осуществить только для работников, получающих доход от предприятия менее 5-ти средних по предприятию (без учёта зарплат дирекции).
Контроль осуществят сами работники, партии, защитники народа - профсоюзы и прокуратура.
Эта сумма изъятия из бюджета, соответствует сумме всех расходов бюджета на основные выплаты из пенсионного фонда пенсий и пособий, расходов на здравоохранение, расходов на образование, т.е. основные социальные нужды.
Поэтому сумму, направляемую на социальные нужды из Пенсионного фонда, нужно не только возместить бюджету из других источников, а более чем удвоить, чтобы хватило на удвоение выплат и увеличение финансирования здравоохранения и образования на 25÷30%!
Для этого взамен отменённых 4-х налогов вводится один всеобщий налог на потребление без каких-либо преференций для богатых, чем сегодня грешит налоговая система России, т.е. платёж в бюджет при любой покупке. Перевод средств осуществят все банки и через все кассовые аппараты, кроме средств, объявленных необлагаемыми трансакциями – это получение и возврат кредитов и займов, дарения близким родственникам, государственные выплаты, т.е. все сегодня действующие без налогов перечисления, пока их не пересмотрят. Общая сумма такого сбора составит не менее 32÷34 трлн руб.
Был рассмотрен следующий размер сборов (модель поступлений приведена в табл.1):
- по 10% с каждого приобретения товаров и услуг даст в бюджет ≈22÷23 трлн руб.;
- по 1% с покупок бумаг и прав на рынках бумаг добавит ещё ≈3 трлн руб.) с условием, что не оплаченные сделки не защищаются государством, а выявленные, скрытые облагаются двойной ставкой!);
- 30% за каждый рубль ($, € и др.), переводимый за границу (при том, что 20%-ный НДС при импорте отменяется), принесут бюджету ещё 8÷10 трлн руб.
При обложении покупок из «тени» выйдут все денежные средства, ранее находившиеся вне налогообложения, т.к. все покупают еду, оплачивают электричество и прочие продукты, услуги.
В совокупности бюджет получит до 32÷35 триллионов рублей, вместо отменённых 18 триллионов, что позволит вдвое увеличить основные статьи финансирования социальных выплат. Предлагаемая модель выплат представлена в табл.2, в т.ч. рост средней пенсии с 15 тыс. руб. до 25÷30 тыс. руб., а у людей с максимальным стажем и воинов-защитников, и матерей с детьми до 50÷60 тыс. руб. Реализация данной модели:
- обеспечит, как конституционную обязанность государства, выплату всем детям от факта установления беременности до 17 лет не менее минимальной потребительской корзины (в ценах 2019 г. - 12300 руб.).
- увеличит финансирование здравоохранения и образования на 25÷30%.
При том же объёме производства, что и сейчас, граждане при новой очерёдности платежей в бюджет, получив вышеуказанный прирост доходов, увеличат свой спрос, в т.ч. приобретут не менее 50% продукции, сегодня увозимой без возмещения за границу. И отчислениями со своих покупок удвоят социальные возможности государства.
Кроме того, для конечных потребителей (граждане, индивидуальные предприниматели, малый бизнес, работающие без НДС) продукции 1-го передела цены будут ниже на 12÷13%, чем при наличии НДС, продукции 2-го передела дешевле на 4÷5%. А это не менее 75÷80% всего производства товаров и услуг.
Будет ликвидирован основной источник конфликтов государства и населения, искоренены основные факторы гигантской коррупционной системы, чем являются отменённые налоги, количество судебных дел уменьшится на миллионы. Миллионы людей, занятых обслуживанием этих разрушительных налогов, вернутся к нормальному производительному труду и творчеству.
Все преобразования осуществит имеющийся государственный аппарат с использованием существующих технических средств. И никого не потребуется увольнять. Госслужащие, освобождённые от ненужного труда, получат возможность внимательнее и полнее служить населению.
Будут ликвидированы противоречия между работающими и получателями государственных выплат, оздоровятся семейные отношения, в основном исчезнут теневые зарплаты, а с оставшимися в зоне преступного оборота будет легче бороться.
Десятки миллионов людей станут здоровее и счастливее, увидев надёжность жизни в России в каждом предстоящем году по сравнению с сегодняшней ситуацией, и смогут более творчески работать для развития страны и улучшения жизни для всех.
И провести это оздоровление нужно за 2023÷2024 гг. Все необходимые ресурсы в России имеются. Этим будет начат процесс дальнейшего ежегодного улучшения.
Разумеется, масштабные перемены требуют не только математических моделей и учёта опыта других стран, но и широкого обсуждения. Такое обсуждение было проведено, и оно продолжается.
Вопросы и предложения можно направить по адресу start-servisspb@yandex.ru. Мы постараемся их обсудить и учесть. Россия должна жить гораздо лучше, и это общее дело для всех нас.
В.П. Занин, лауреат Государственной Премии СССР в области науки и техники;
Г.Г. Малинецкий, вице-президент Нанотехнологического общества России, профессор;
С.Ю. Малков, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова;
А.В. Щербаков, предприниматель, научный руководитель Сретенского клуба.
Таблица 1. Модель поступлений в бюджет с учётом налога на потребление для социальной сферы (в ценах 2019 г.)
двойной клик - редактировать изображение
Таблица 2. Модель затрат бюджетных средств для обеспечения ,,социального” финансирования по предлагаемой инновационной системе (в ценах 2019 г.)
двойной клик - редактировать изображение
Категории и суммы уточняются по ежегодно складывающимся условиям и могут корректироваться в настоящей модели на предстоящие периоды, для оценки возможностей потенциальных потребностей предстоящих периодах.
*Эксперты предлагают на установлении порога нищеты в ценах 2019 г. более 11000 руб. в месяц, т.е. для начала на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). И ресурсы это позволяют!
** Данная сумма варьируется по результатам обсуждений. Основная сумма расходов на образование финансируется из тех же статей, что и в настоящее время, т.к. они не затрагиваются новациями.
-
Елена
31 декабря 2022 в 16:04Исаева
Интересные мысли.Но никогда в РФ не воплотятся в реальность.
-
Галина
31 декабря 2022 в 22:06Чуплыгина
Налоговая система у нас обслуживает богатых, не забываем , что у нас капиталистическое государство, в качестве товара выступает рабочий класс, извлечение максимальной прибыли эксплуатации его. Может сначала введем прогрессивную систему налогообложения для богатых, чтобы дать вздохнуть рабочему классу, и конечно налог на роскошь. Ввели налог на прибыль по депозитным вкладам, это опять грабят население.
-
Александр
2 января 2023 в 23:23Прокофьев
Для чего нужны налоги? Чтобы создать так называемый доход бюджета ? Т.е. накопить деньги, которыми вправе распоряжаться только власть государства. Сливать в одну бочку (бюджет) десятки налогов, акцизов и т.п., делать их них странную смесь под названием доходы, а потом разливать ее по разным стаканам (потребителям). Но для чего эти трудовые подвиги если власть (и только она) вправе эмитировать денежные средства в национальной валюте и выделять их при необходимости производителям и потребителям товаров на конкретные цели ? Деньги - это только документ, дающий право на покупку чего-либо, т.е. средство платежа которое нельзя превращать в цель (доход). Власть должна изымать только избыточные, т.е. сверхнормативные доходы производителей и потребителей товаров образуя из них специальные и раздельные фонды. Конечно, для этого нужны непрерывный анализ расходов, директивное и регулярное изменение цен и прочие трудные дела. Куда проще придумать десяток налогов и т.п. обязаловок, дать им "вумное" название (доход) и далее расходовать с озабоченным выражением государственного лица... При этом для солидности покрывая так называемый дефицит бюджета экспортными "доходами" . Которые фактически являются расходом, точнее - раззорением государства, потому что основную часть экспорта образуют НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ природные ресурсы. Подлинное богатство государства образуют его природный ресурсы и совокупный интеллект граждан, способных самостоятельно производить сложные изделия. А результатами эффективного применения того и другого являются не проценты ВВП и уровня инфляции, а средняя продолжительность жизни граждан и превышение уровня рождаемости населения над смертностью.