Авторский блог Михаил Елисеев 06:59 20 декабря 2014

Пора домой.

Размышление о гражданской позиции.

Пора домой

Реплика

«Вы слышали, там объявили, что холодная война закончилась? Вот радость-то! Заживём! Теперь всё по-другому будет!» И всё стало по-другому … как нам казалось тогда, 20 с лишним лет назад.

Мы перестали с опаской оглядываться на прохожих, тех, что говорили не по-русски. «Смотри, а они и не такие уж и страшные! Вон как нам радуются! Сфотографироваться хотите? Да с удовольствием! Чего изволите: Матрёшки, балалайки, ушанки со звёздочкой, - всё есть? Да нате, сколь хотите, пожалуйста, или как там, по-вашему: «Вилкам!». Теперь можно одеться в джинсы, петь рок-н-роллы, жевать жвачку, власть ругать. Плееры, видики, «клубничка» - клёво! Теперь можно всё, что у них, что нам нельзя было, что прятали от нас. «Эй, герла, у тя чё, «Мальборо», угости, подруга? У меня Кола есть, хлебнуть хочешь? Давай чё-нть из «Банжови» замути, оттопыримся малёха. Во, круть! Свои и наши ну просто такие же, как и те, что оттуда, забугорные, не отличишь. Эх, как же мы жили-то без всего этого раньше? Скука! А теперь – СВОБО-ОДА! А ну, совки, давай, зажигай!»

Как многие из нас в ту пору радовались и не замечали мы тогда ни молодые, ни те, кто постарше, что они, бывшие недруги наши, которые, как нам казалось, теперь нас к себе, в свой мир, пустили, как равных себе, смотрели на нас как-то странно. Будто группа туристов на экскурсии в зоопарке. Будто какая-то экспедиция приехала специально изучать чей-то диковинный и загадочный этнос, такой не похожий на привычный заокеанский или европейский уклад жизни. Им, кажется, даже нравилось, что мы такие необычные, диковатые, но вовсю готовые одомашниться и уже так стараемся на них походить. Так, наверное, первые поселенцы из Европы общались с туземцами, когда открыли Америку, Полинезию. «Посмотри, а они такие забавные, добродушные, щедрые и глуповатые эти попуасики, it's beautiful! Э-эй ты, да, да, ты, в этой глупой шапочке! А дашь мне вон тех шкурок, а я тебе огненной воды налью? Хочешь? Смотри, он что-то говорит, а как радуется-то, ну прелесть просто!»

… Потом некоторые из нас, кому удалось обрести достаток, сумели побывать там и оказаться в их жизни. «Вот он восторг! Красота-то какая! Как всё чисто, как всё вкусно, как всего много! Какие дома, машины, а витрины, так просто ослепнуть можно! И как они вежливы, воспитаны, галантны. «Коль, посмотри, у меня там всё застёгнуто, причёска не развалилась? Ну и сам-то ты тоже, это .. поскромнее, смотрят на нас, а то не ловко как-то. И не сморкайся громко.»

Были, правда, ещё и те, кто много знал, умел и мог многое, но оказался выброшенным на обочину пришедшими рулить страной «по-тамошнему». Те, кто оказался не нужным Родине своей, которую в тот момент раздевали, грабили, разрывали на части дорвавшиеся до власти стервятники. Горько, но эти люди, дабы выжить, вынуждены были искать себе свой «угол». И потянулись люди из больной страны в страны иные в поисках не то что лучшей жизни, а иногда и просто пропитания, и их знания, умения и таланты стали частью истории уже других стран. Что ж, это тоже наша история.

…Прошло ещё время и мы по-обвыклись. За признанием своей неотёсанности пришло и преклонение перед их цивилизованностью. Да, разные мы, у них вон, технологии, культура, веками всё камешек к камешку, дощечка к дощечке. Кембриджы, Сорбонны, - это всё у них. А мы - ПТУшники. Мы-то только дубинки ядерные, ужас на этих добродетельных мирян наводящие, делать-то и умеем. Куда нам до них?! Ой, как стыдно за себя, за невежество, за дремучесть свою!

Вот так-то мы поняли и приняли изменившийся мир и своё место в нём. Медве-еди, дикари - одно слово!

Да, Господи, неужто всё так?! Да неужели в нашей жизни было только то, чего теперь лишь стесняться-то и можно, что брезгливость вызывает у цивилизованного человека? Но мы же – страна Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Блока и Фета! Мы – страна Чайковского и Мусоргского, Рахманинова и Прокофьева! Мы страна Менделеева и Ломоносова, Виноградова и Вернадского! Мы страна Белинсгаузена и Беринга, Пржевальского и Дежнёва! Это же тоже мы! Это же тоже в нас!

Мы – страна первооткрывателей, великих учёных, врачей, мы страна Циолковского и Королёва! Мы открыли Антарктиду и первыми вышли в космос, мы первыми опустились на дно Северного Ледовитого океана. Мы страна великих полководцев: Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, Скобелева, Брусилова, Жукова, Рокоссовского! История государства Российского – это история подвигов во имя любви и милосердия! Разве не потому русские люди шли на смерть, защищая далёкую Болгарию, Сербию от Османской тирании, Штурмовали Корфу, Измаил, освобождали Италию от бесчинств Наполеоновской армии? А как назвать то, что мы дали Европе и миру, когда солдаты наши освобождали её от нацистской чумы? Пустяк – право на жизнь.

Можно отречься от этой истории нашей? Отречёмся – оскверним прах миллионов солдат наших, которые остались лежать там, в чужой земле: под Варшавой и у озера Балатон, в Померании и на балканских перевалах, чтобы теперь, которые живут в тех землях, могли продолжать жизнь свою и упиваться своей цивилизованностью, указывая нам на невежество наше. Отречёмся, сами оскверним память тех россиян, что штурмовали Шипку, остались на дне Цусимской бухты, похоронены на St. Genevieve des Bois.

История России – это история великой духовности, в которой в согласии сосуществуют культуры и религии разных народов. История России – это история великих свершений, грандиозных событий! Это история Великой Страны! Что до тех её страниц, в которых есть и скорбь, и смерть, и жестокость бессмысленная, и стыд, то это надо признать не отводя глаз своих. И мы это уже признали.

Не только наша страна, не только народы нашей Родины проходили скорбные испытания историей своей. Крестовые походы, борьба католических орденов с еретиками, армянская резня в Османской империи, зверства Пол-Пота и Иенг Сари, Гуантанамо, Германский нацизм, англо-саксонский колониализм, рабство и торговля «чёрным деревом», истребление индейцев американскими поселенцами, Хиросима и Нагасаки и многое другое, чем, наверное, не пристало гордиться тем народам, чьей историей стали эти страницы. Так что не надо так уж легко соглашаться с тем, что мы – сегодняшнее сосредоточение зла и наша история в этом какая-то особенная. «Пусть камень бросит тот, кто сам без греха». Но это их жизнь и им в ней разбираться. Нам стоит заняться своей.

Историю не перепишешь. Надо находить в себе мужество извлекать из неё уроки, учиться на ошибках, в первую очередь, на своих, дабы, осознав, покаявшись и очистившись, идти дальше. История – это не приговор, это не то, что должно тянуть назад, не то, что отнимает у людей желание жить. История - это то, что, напротив, помогает выжить и заставляет идти. А нам есть куда идти. У нас великая страна с богатой историей. И она сейчас, как никогда ранее, нуждается в детях своих и в усилиях наших.

Хотим жить достойно? Никто кроме нас не изменит нашу жизнь. Многому придётся научиться. Строить дороги и дома, поднимать информатику, развивать новые технологии, возродить сельское хозяйство, восстановить мировой уровень российской науки, образования, здравоохранения, избавиться, наконец, от «нефтяной иглы». Это придётся сделать самим. Для себя. Для детей и внуков наших. Придётся научиться тому, в чём отстали. Учиться у них же, кто сегодня не без злорадства говорит о проблемах нашей экономики, о нашей технологической отсталости, о пустых деревнях, разрушенных предприятиях, о неумелости наших банкиров, о многом другом, чего у нас ещё пока нет или работает из рук вон. Всё у нас будет! Научимся! Нужно только время, терпение и мужество не сойти с выбранного пути. Мы сможем. Мы сильные. Мы дети, внуки, правнуки великих предков своих.

Так что хватит в самоуничижении по миру скитаться в поисках подачек и лучшей жизни, пора свою налаживать. Хватит терпеть злорадные уколы и насмешки за то, что у нас что-то не так. Давайте работать. Земля заждалась. Пора домой.

1.0x