«Он законченный мерзавец, но его можно понять …»
«Я не убивала без причины.»
Я давно привык к тому, что западное кино потеряло всякие границы. Но от нашего кино я такого не ожидал. Фильм «Палач» выходит за рамки моего понимания. Мне абсолютно не понятно, как такой фильм мог быть показан в эфире Первого канала, 51% акций которого принадлежит государству[1]. К последнему обстоятельству мы вернемся позже.
В основу фильма «Палач» положена леденящая душу история Тоньки-пулеметчицы[2]. Только авторы фильма добавили маску. Явно из соображения сохранить интригу до конца фильма. Но в маске просматривается еще один смысл, более глубокий и символичный. (Об этом ниже) Добавили стрельбы ближе к развязке сюжета. Реальная «Тонька» маску не носила, да и в общем, всё происходило проще[3]. Но в остальном история героини фильма и реального прототипа во многом совпадают.
У нас нет задачи судить кого-то из реальных людей. Суд человеческий свой приговор вынес. Дела Суда Высшего смертным знать не дано и не положено. Поговорим о фильме.
А фильм сработан мастеровито. Отлично играют актеры, создавая интересные, многогранные образы. Несколько сюжетных линий. Неплохо передана атмосфера 1960-х. Мой детство пришлось почти в это время, и мне не бросился в лицо ни один киноляп. Возможно потому, что я был поглощен кино, а не искал ляпы.
В фильме показана красота простых русских женщин. Красота не внешняя, но внутренняя. Не тех, что в бутафорских кокошниках и сарафанах «à larusse» мелькают на подиумах, а тех, что живут рядом с нами. Соня Тимофеева, Маргарита Карпухина, Оксана Демидова, Лариса Муравьева. Это те, кто провожает нас на работу, кормит пирогами и щами. Ругают, на чем свет стоит, когда являешься пьяным. «Пилят» за подтекающий кран или невкрученную лампочку. В запале несут чушь. И рыдают в подушки, когда мы их жестоко обижаем. И хоронят нас, когда приходит время …
Фильм сработан на высоком уровне. Его можно было бы считать отличным. Но … Но если бы не начинка.
Историю Тоньки-пулеметчицы не каждый в состоянии прочесть. Нужны очень крепкие нервы. Но нам зачем-то вытаскивают из архивов спецслужб и судебной психиатрии. Зачем-то навязывают. Затягивают в фильм детективным сюжетом. Мелодраматической интригой. Зрителю интересно, до чего докопается следователь. Как сложится семейная жизнь следователя Черкасова, кого он выберет. Как будут развиваться отношения Алексея Гаркуши и Ларисы Муравьевой. А фоном идет история Тоньки-пулеметчицы.
«Да, он законченный мерзавец, но его можно понять …», - так звучит стандартная фраза, с которой начинается оправдание любого преступления. «Я убил, но у меня были причины …» - так начинается самооправдание.
Формально придраться не к чему. Следствие успешно завершено. Убийца, пособник врага и военный преступник понесла заслуженное наказание. Однако давайте посмотрим внимательнее.
Если отбросить события Великой Отечественной войны, то Раиса Яковлева, в принципе, достойна подражания. Любящая мать, верная жена. Уважительная невестка. Хорошо работает. Активно укрепляет семью. Борется за счастье дочери. Помните, как она жестко поставила на место карьериста-зятя? Стойко держит удары, которые жизнь наносит ей и её семье. Только благодаря ей не раскисает муж. Ради сохранения семьи она идет на всё, даже на убийство племянника. А разве семья не является ценностью в нашем мире?
Война обошлась с ней жестоко. И вот здесь возникает очень интересный момент. Да, Антонина Малышкина – палач, убийца. Но и она – жертва. Невозможно найти оправдание хладнокровному расстрелу полутора тысячам человек. Однако появляется скользкий момент. Сочувствие к изломанной жизни простой московской девчонки, мечтавшей о счастье, семье, любви. Неслучайно её первой жертвой авторы фильма сделали того, кто её изнасиловал.
Любовь к Данилу Лебедеву, которую она пронесла через всю жизнь. Как помогала его матери. Даже у неё оказалось святое в жизни. А как хладнокровно держится на допросах в КГБ! А как показана сцена казни! Антонину Малышкину не уничтожают, как предателя, как выродка рода человеческого. Она почти восходит на эшафот и спокойно глядит в лицо смерти. В глазах нет раскаяния. Нам предлагают разобраться в причинах, толкнувших её на предательство. Разобраться и понять …
Человеческому сознанию свойственна формула: “Понять – Простить – Принять». Но создатели фильма пошли еще дальше. Нам не просто предложили понять. В тюрьме к Антонине Малышкиной во сне является Богородица. Нам прямо навязали прощение.
Колпак с прорезями для глаз всегда был атрибутом образа палача. И средневековый палач с топором, и «Тонька-пулеметчица» смотрели на Мир через прорези маски. Явно видно, что еще и поэтому авторы ввели в сюжет эту, глубоко символичную деталь. В конце фильма на нас на всех надели маску палача. Мы все посмотрели на Мир глазами палача собственного народа. Нас заставили принять Палача.
Я хочу понять, зачем это сделали сейчас? Сейчас, когда поднимают голову пособники нацистов. Когда люди в ранге премьер-министра заявляют о советском вторжении в Германию? Зачем снимают это одновременно с трагедией 2 мая в Одессе, которую прямо называют Второй Хатынью? Кто дал право Первому каналу, это показывать? Тем более, что контрольный пакет канала принадлежит Российскому государству, подчеркиваю, Российскому государству? Зачем на нас на всех натянули маску палача?
[1] http://www.rb.ru/biz/companies/show/3167/
[2] Антонина Макаровна Макарова (урождённая Панфилова, в замужестве Гинзбург) 1920 - 1979, палач Локотского округа во время Великой Отечественной войны, расстрелявшая на службе у немецких оккупационных властей и русских коллаборационистов более 1500 человек. 20 ноября 1978 года приговорена к высшей мере наказания — смертной казни. 11 августа 1979 года приговор приведён в исполнение.
[3] Кому интересно – может легко найти информацию в Сети.