То, как Соединенные Штаты требуют у всех стран мира, включая Россию, выдачи Эдварда Сноудена, обещая ему, лишенному американского гражданства, "справедливое судебное разбирательство", очень похоже на истерию.
Похоже, масла в огонь добавили высказывания ряда российских и зарубежных политиков о том, что Сноуден может и должен быть выдвинут на Нобелевскую премию мира 2014 года. И это уже не пустые слова, поскольку член Королевской академии наук Швеции Стефан Сваллфорс направил в Норвежский Нобелевский комитет соответствующее официальное письмо. Учитывая огромный положительный резонанс, который разоблачения Сноудена вызвали во всех странах мира, не исключая и США, его шансы на получение "нобеля" выглядят достаточно весомыми. Хотя далеко не стопроцентными.
В данной связи стоит напомнить, что действующий президент США Барак Обама также является лауреатом этой премии (2009 года), и ситуация, когда один нобелевский "миротворец" фактически будет судить другого нобелевского "миротворца", выглядит, мягко говоря, абсурдной. Для поддержания авторитета премии, конечно, проще не давать её Эдварду Сноудену, чем лишить соответствующего звания Барака Обаму. Во всяком случае, прецедентов лишения звания нобелевского лауреата в истории премии не было. Правда, если бы её в 1939 году присудили Адольфу Гитлеру (за Мюнхенский мир), то после Второй мировой это решение пришлось бы пересматривать. Но фюрер Третьего рейха предпочел не дожидаться своего "нобеля" и напал на Польшу, тем самым "закрыв проблему".
С Обамой всё гораздо сложнее. Он, "президент из ниоткуда", избравший своим предвыборным девизом слоган "Yes we can!" ("Да, мы можем!"), вот уже пятый год своего пребывания у власти никак не определится с ответом на простой вопрос: "What can you?" ("Что вы можете?").
Действительно, что? Больше войн, больше бюджетного дефицита, а теперь еще, как выясняется из разоблачений Сноудена, больше слежки за людьми по всему миру, в том числе за гражданами США? На своей встрече с российскими правозащитниками в транзитной зоне аэропорта "Шереметьево" беглый "агент Матрицы" чуть ли не первым делом сообщил, что мог слушать их разговоры и смотреть их переписку (думаю, тут "избранные" испытали некое внутреннее неудобство: а вдруг не только "мог", но и слушал, и смотрел?). По крайней мере, руководители российских отделений Amnesty International и Human Rights Watch смогут подтвердить своим боссам, что в России находится именно Сноуден, а не кто-либо иной.
Следовательно, вместе с ним в России находится и та информация, которая, по словам журналиста британской газеты Guardian Гленна Гринуолда, способна нанести Соединенным Штатам — а значит, и президенту Обаме как руководителю государства — некий "катастрофический ущерб". Трудно сказать, что конкретно при этом имелось в виду. Но понятно, что не распорядок работы Агентства национальной безопасности, при всей важности и секретности данного документа.
Искусно созданная — и подтвержденная первыми разоблачениями Сноудена в Guardian и Washington Post — ситуация информационной неопределенности должна нервировать 44-го президента США больше всего. У каждого в шкафу есть свои скелеты, и у Барака Обамы тоже. Ведь теперь, что бы ни сказал Сноуден, его слова, скорее всего, примут всерьёз. Тем более, что в официальной биографии первого темнокожего "хозяина Белого дома", что называется, концы с концами не сходятся. И пребывание Сноудена в любом ином месте, кроме американской тюрьмы (не обязательно на территории самих США), вполне может восприниматься Бараком Обамой как вызов и угроза не только для национальной безопасности Соединенных Штатов, но и для его собственной феноменальной "истории успеха". Возможно, еще поэтому обязательная экстрадиция "шпиона" Сноудена сегодня стала идеей-фикс американской внешней политики. Паранойя, как и было сказано….