Авторский блог Дмитрий Аграновский 00:03 5 мая 2022

Положительный герой

Народному артисту России Юрию Назарову - 85!

5 мая 2022 года исполняется 85 лет нашему дорогому, уважаемому, любимому, поистине всенародному актёру Юрию Владимировичу Назарову.

В адрес Юрия Владимировича сколько хвалебных слов не говори, всё будет мало. Но мне кажется, что слова «любимый» и «народный» будут главными и ключевыми. Эффект узнаваемости у актёра Назарова стопроцентный и коэффициент симпатии (извините за мой придуманный термин) тоже приблизительно такой же. Я имею ввиду, что у нас есть, вернее, увы, в большинстве своём, было несколько актёров, которые пользовались безусловной симпатией у всех. Наверное, есть исключения, но мне за мою жизнь пока не встретились люди, причём, из всех возрастных и социальных групп, которые не знали бы, кто такой актёр Юрий Назаров, и кому бы он не нравился.

Юрий Владимирович, между прочим, сыграл аж в 311 фильмах и сериалах, хотя на данное время, может, уже и чуть больше, начав в 1957 году с роли рабочего в фильме "Рассказы о Ленине". Его работоспособность удивительна. Я имею честь быть знакомым с Юрием Владимировичем довольно давно и меня всегда поражало его умение цитировать огромные стихи и тексты, да с такой энергией и страстью, которую редко найдёшь у молодых актёров. Что интересно, почти все герои Назарова — люди положительные. Лично я вообще не могу вспомнить ни одного его отрицательного персонажа. Он часто играл военных, комиссаров, милиционеров, в общем, людей жёстких профессий и мне всегда очень импонировало сочетание его внешней мягкости, доброты и внутренней жёсткости, принципиальности и несгибаемости.

Юрий Владимирович такой и в жизни. Увы, после начала «перестройки» нам пришлось разочароваться во многих наших кумирах, которые тоже были всенародно любимы, сыграли выдающиеся роли, а оказывается, держали «фигу в кармане» или просто не устояли перед потоком материальных благ, которые щедро обрушивались не тех, кто принял капиталистические «реформы». Была ещё и другая категория актёров, среди которых тоже было немало любимых, — не сумевшие вписаться по разным причинам в новые порядки, не готовые играть в тех, извините за выражение, фильмах, которые им предлагали, после высочайшего уровня Советского кинематографа. Эти актёры умерли в нищете и забвении.

Юрий Назаров оказался, как и его герои, внешне человеком мягким, добрым, приятным во всех отношениях, но внутри — жёстким, принципиальным, с чёткими политическими взглядами и идеалами, которым не изменил несмотря ни на что. Он никогда не скрывал, что симпатизирует коммунистам, всегда их поддерживал и поддерживает. Не каждый, далеко не каждый мог просто физически выжить с такой принципиальностью. В 90-х и у Назарова были трудные времена, когда либо роли не предлагали, либо предлагали такое, что человек с чувством собственного достоинства не мог себе позволить.

К счастью, позже Назаров снова стал востребован и, что я вижу, как зритель, востребован до сих пор. И это правильно, потому что Юрий Владимирович способен украсить собой любой фильм. Ему удалось почти невозможное – стать «звездой» в Советской время и остаться ею и сейчас, причём ни на грамм не изменяя своим принципам.

И тут я позволю себе один не очень приятный пример. В 1988 году режиссёр Василий Пичул снял, на мой взгляд, отвратительный, мерзопакостный фильм "Маленькая Вера", который тогда называли «гимном перестройки» и прочими хвалебными словами. Фильм широко показывали, рекламировали и освещали в прессе, с такой же интенсивностью, с которой накачивали «perestroyka-рокеров», или так называемый «русский рок», который был и не русский, да и не рок, справедливости ради. "Маленькая Вера" открыла тогда ворота потоку чернухи на экран, которую на нас выливали под видом «правды», в каком-то смысле став эпохальным и подведя черту под великим Советским кинематографом.

Так или иначе, фильм тогда посмотрели практически все. Если кто забыл или не знает, героиня фильма Вера, которую сыграла Наталья Негода, не хочет скучно учиться и работать, а хочет гулять, пить, заниматься непотребством, в общем, вести себя в полной противоположности со «скучными и правильными» Советскими ценностями. Ей душно в той атмосфере. Она находит себе парня (его играл тогда ещё совсем молодой актёр Андрей Соколов), такую же личность с самомнением совершенно не по мозгам, который тоже «задыхается в тяжкой атмосфере СССР». Причём подразумевается, что задыхаются они в самом прямом смысле. В фильме режиссёр «изобличительно», как ему казалось, показал Советскую провинцию, где на заднем плане постоянно дымят трубы какого-то завода, на котором скучные люди скучно работают, вместо того чтобы пить, гулять и заниматься непотребством. Мама Веры в сердцах бросает ей фразу, которая, видимо, по мнению режиссёра, была жутко обличительной, а теперь показывает, что мы жили в раю: «Да мы тебя родили только для того, чтобы квартиру без очереди получить!» Разумеется, бесплатно. Для современной молодёжи эту фразу надо переводить и объяснять.

Полную противоположность Вериному хахалю Сергею — её отца играет как раз Юрий Назаров. Опять же, не знаю, что имел в виду режиссёр Пичул, но герой Юрия Назарова был именно тем рабочим человеком, на котором что тогда, что, как выясняется, и сейчас держался, держится и будет держаться мир. Конфликт между «старым» миром заводов и «новым» миром, задыхающимся от этих заводов, и вообще — от Советской провинции, как раз показан на примере героев Назарова и Соколова, а завершается он настоящей поножовщиной, потому что вольно или невольно, но Пичул понял, что в одном мире им нет места.

Я уделил такое большое внимание этому фильму и этой роли, потому что всё в нашем мире взаимосвязано. Как я уже сказал, Юрий Владимирович остался верен своей стране, своим идеалам и оказался не просто прав, а абсолютно прав. Хоть снимай сейчас к этой перестроечной "Вере" продолжение. Ведь Советский «провинциальный город», показанный в фильме "Маленькая Вера" — это Мариуполь, а завод – "Азовсталь".

1.0x