К 90-ой Олимпиаде относят расцвет творчества Поликлета: так сообщает Плиний Старший, собирая, как можно больше имён, боясь что-то утратить из важнейших архивов человечества.
Или – используя платоновского «Протагора», можно попробовать вычислить приблизительные данные Поликлета, ваявшего столь совершенные тела, что ветхость и дряхлость, как будто, не существуют на свете…
Только молодость, солнце, атлетизм, великолепие солнца…
О! античное солнце особой яркости, и Поликлет, работая неустанно, словно показывал, каких совершенных героев согревало оно, когда не растило.
По сохранившимся надписям, благодаря поздним репликам, датируемым по стилевым признакам, восстанавливается рваная хронология его творчества – атлеты, но в состояние покоя, соревнования завершились, всё ясно…
Герои и боги.
Он впервые придумал такую постановку, когда фигура опирается на нижнюю часть лишь одной ноги.
Тело в состояние равновесия: золотой баланс красоты; мускулатура брюшного пресса – как лестница своеобразная: к победе, здоровью, счастью.
Он использовал делосскую бронзу – Поликлет, а возможно – эгинскую…
Его «Канон» - теоретическое сочинение, известное по упоминаниям у других авторов, было утрачено; считается, что – среди прочего – он сформулировал в нём – канон идеальных пропорций мужской фигуры, изложив и собственное понимание принципов симметрии, приводящих к гармонии.
Гармония равнялась в понимание греков соразмерности; считается, что Поликлет создал и фигуру, идеально иллюстрирующую его теоретические построения.
Разумеется, здесь вступает в силу математика: основой пропорционального канона Поликлета в статуе Дорифора является отношение размера головы к росту всей фигуры…
Блещет расчёт, работает мастерство, взятое в смеси с вдохновением.
Поликлет был знаменит.
Создал свою школу.
И, проросший в легенду, дошёл и в копиях своих произведений: сияющих тонкостью гармонии, высшей, которой, кажется не может быть.






