Киносказка «Золушка» (1947), снятая в эпоху сталинского Большого Стиля – ровно в тот же год, что и помпезная «Весна» с её фантастически-дивными кадрами, так вот… «Золушка» - это, как большинство советских фильмов – ларчик с потайными замочками. Да ещё и многослойный ларчик.
У Золушки по сюжету есть крёстная и этот факт транслируется довольно часто. Это та, что являлась духовной матерью согласно христианской традиции. Теперь вспоминаем, что в СССР царил непререкаемый атеизм и диалектический материализм (диамат).
Вы можете возразить: «Это же сказка!» Верно, только в СССР часто переиначивали сказки в угоду идеологии. Это не плохо и не хорошо – это простая данность. Больше того - сказки воспитывали детей - будущих строителей Коммунизма. Тут нельзя ошибиться в нюансах!
Допустим, из «Царевны-лягушки», снятой в 1930-х, убрали царя и – царевичей и делалось совершенно непонятно, почему боярская и купеческая дочери с таким жаром кинулись на крестьянских сыновей, живущих в покосившемся домике. Из «Конька-Горбунка» 1941 года исчезла Царь-Девица и появилась неведомая и не значащаяся в тексте Заря-Заряница.
Положительные герои долгое время не могли быть царями, а Несмеяна из фильма «По щучьему велению» (1938) с удовольствием сбегала с Емелей из дворца. Девушка царского рода уговаривала Емелю забрать её из хором, а когда мужик засомневался в её деловых и человеческих качествах, царевна горячо обещала быть весёлой и - работящей.
Да и сам Емеля из милого лентяя превращался в честного труженика, вся беда которого заключается в неправильном общественном устройстве. Даже в авторские советские сказки, вроде «Золотого ключика» (1937) вносились странные кино-коррективы – кукол спасал неясно откуда взявшийся полярный лётчик.
То есть при Сталине ещё как переделывали сюжеты! И вдруг – крёстная мать у положительной героини. Автор сценария Евгений Шварц мог бы заменить фею-крёстную на какую-нибудь добрую тётушку-волшебницу. Тем не менее, оставили так, как написано у Шарля Перро.
Дальше-больше. Нам показывают интеллигентного, хотя и взбалмошного, с лёгкой придурью, Короля и совсем уж чудесного Принца. Ещё один презанятный момент, которого не было даже у Перро. Государь время от времени кричит, что уйдёт в… монастырь, ибо всё не так, как ему нравится. То есть в «Золушке» транслируется уже иная мысль – имперская, а не классово-пролетарская. Безусловно, если комсомолец тайно посещал храм, его могли вызвать в райком ВЛКСМ и устроить выволочку. И даже выгнать из рядов коммунистического союза молодёжи, но появление крёстной и – монастыря в детской сказке, где этими понятиями оперируют «хорошие герои» означало, как минимум, спокойное отношение к Церкви и к монархии в сказках, исторических романах, в некоем «чудесном прошлом», где бывали добрые короли и красивые феи-крёстные.
-
Кирилл
31 октября 2022 в 02:16Пахомов
И что тут такого? Мы вот в детстве на дни рождения пели про именины и каравай, вот такой ширины и т.д. Хотя именины посвящены конкретному святому. Так это нормально. Так это лучше ж, чем то, что поют сейчас, насчёт хэппи бёздей ту ю. Слова в русском языке, в процессе общественного, исторического развития, часто теряют свою этимологию. Если мы говорим "чёрт побери" - это ж не значит , что мы признаём существование чертей? Или "о, боже!" - это же привычные междометия. Крёстная тоже самое. Какая-то близкая родственница, тётка и т.д. А не именно крёстная мать. И если, кстати, связывать крёстную Золушки с христианством, так она ж фея, волшебница, колдунья, ведьма получается. Разве христиане это приветствуют? То есть для советского, научно-атеистически и социалистически воспитанного человека империя, король, крёстная, принц и т.д. - не имеют какого-то реального значения. Это же сказка. ))
-
Алла
31 октября 2022 в 11:32Табаева
Напротив, именно в то время, когда Церковь перестала быть пугалом, в обреченной на колоссальный успех "Золушке" элегантно появился оксюморон: крестная - фея (волшебница, чародейка), истерично-блаженный король - потенциальный монах. Смещение акцентов размывало истинный смысл веками устоявшихся понятий. Фея как ангел-хранитель и король, место которого в монастыре, подальше от мирских дел, возможны только в далеком сказочном прошлом, о чем, кстати, говорит и вступительный титр: сказка живет да живет, и каждый рассказывает ее на свой лад. Ну, а в действительности? Работящая Золушка, Паж, который только учится совершать чудеса, перековавшийся бездельник Принц, наконец, перестающий быть "королем" Король произносит великие воспитательные слова о верности, благородстве, умении любить, о том, что этим волшебным чувствам никогда не придет конец. Фильм "Золушка" - своеобразный ответ на уверенность: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". В этом киношедевре указаны нравственный императив путника от коммунизма-сказки к коммунизму-были. Получился мощный идеологический феномен.
-
Валентин
31 октября 2022 в 14:17Рутц
======Галина Иванкина =====У Золушки по сюжету есть крёстная и этот факт транслируется довольно часто. Это та, что являлась духовной матерью согласно христианской традиции=====
Имеется и другой смысл. Крёстный(крёстная) – это всего лишь духовный наставник(Фразеологический словарь русского литературного языка).
Так что совсем не обязательно, слово "крестная" относить исключительно к христианской традиции. Ведь и у мафии тоже есть свои "крёстные" отцы, которые никакого отношения к христианской традиции не имеют.
-
Валентин
31 октября 2022 в 14:19Рутц
======Галина Иванкина =====Теперь вспоминаем, что в СССР царил непререкаемый атеизм и диалектический материализм (диамат)======
Известно, что после того как пролетарский писатель Демьян Бедный стал издеваться над крещением Руси и русскими князьями, то получил от Сталина нагоняй и трёпку. Сталин сказал следующее: "Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток".
" Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его "Иваном, не помнящим своего родства". Историю мы выбрасывать не можем".
Как видим, всякие россказни о том, что в СССР якобы царил непререкаемый атеизм – фантазии и выдумки.
Что же касается диалектического материализма, то он к атеизму не имеет никакого отношения, потому что он занимается изучением объективных законов природы. А вопросами религии и атеизмом занимается- исторический материализм(исмат).
-
Валентин
31 октября 2022 в 14:21Рутц
======Галина Иванкина =====из «Царевны-лягушки», снятой в 1930-х, убрали царя и – царевичей. Положительные герои долгое время не могли быть царями======
Это не так. Сталин называл царя Ивана Грозного "Великим и мудрым правителем", который" первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй".
Сталин симпатизировал царю а затем императору Петру Первому, считал, что они решают схожие задачи, но в разном историческом контексте развития страны.
Если цари Иван Грозный и Петр Первый – очень положительные, то стало быть и другие цари в романах и фильмах, тоже могли быть положительными персонажами.
-
Людмила
1 ноября 2022 в 02:39Федорова
Не знаю, как там в фильмах по сказкам, но, если отбросить всю политику и порассуждать о сказке как о фольклорном или художественном произведении, то рассуждая об образе бедной Золушки, мы поймем главную идею. мысль сказки о добре, о том, что и бедная девушка достойна счастья, своего принца, ведь если смыть с ее лица сажу, снять тряпье, одеть красивое платье, избавить от непосильного труда и издевательств и унижений мачехи, то мы увидим, какая она миловидная и симпатичная, под стать настоящей красавице-принцессе. А что главное в человеке? Конечно, его душа. Об этом и сказка.
Трудолюбивая Золушка не гнушаясь работы, не держала зла на людей, проявила к своей мачехе и сестрам милосердие. Судьба вознаградила ее за трудолюбие, за доброе сердце. .
В сказках, особенно в волшебных, народ выражал свои мечты о лучшей доле, о лучшей жизни, о справедливости. Часто в сказках используются волшебные предметы, как сапоги-скороходы, ковер-самолет и другие. Еще в глубокой древности люди мечтали быстро передвигаться по земле и летать, как птицы. И эти мечты сбылись. Со временем появились, машины, паровозы, пароходы, самолеты, вертолеты, поезда...
Покопалась в отзывах о данном фильме. Нашла в основном лишь хорошие, положительные отзывы. Вот, один из них.
Немного о главных героях:
1. Золушка в исполнении Янины Жеймо - добрая и трудолюбивая девушка, ставшая прислугой в собственном доме, которая не ожесточилась на удары судьбы, в осталась доброй и мечтательной, за что и получила награду. Янина просто великолепно исполнила данную роль. Ее Золушка намного лучше британки Лили Джеймс, ведь она не только ослепительно красива, но и чертовски убедительна, чего у Лили не наблюдается (только красота спасает положение).
2. Принц в исполнении Алексея Консовскиго - сын короля Волшебной страны, который с первого взгляда влюбляется в Золушку, и уже не может без нее жить. Возвышенный и мечтательный юноша, прямо под стать своей избраннице. Алексей получился просто отличным принцем, не то, что принц в экранизации 2015 года. Ему искреннее браво!
3. Мачеха в исполнении Фаины Раневской - преступно мало великолепной Фаины в данной картине. Ее мачеха просто грандиозна, даже мачеха из диснеевского мультика не дотягивает до ее уровня. Мачеха здесь коварна, злопамятна и противна, но так запоминается. Замечательная роль великой Фаины Раневской!
4. Король в исполнении Эраста Гарина - правитель королевства, человек, так скажем 'крайне эксцентричного' поведения, который покоряет с первого кадра, ибо просто невозможно не полюбить этого милого и веселого старичка, желающего осчастливить своих подданных. Эраст был превосходен!
В итоге имеем самую лучшую экранизацию классической сказки Шарля Перро, которая покоряет сердца ослепительной добротой и роскошными костюмами.
-
Кирилл
1 ноября 2022 в 09:31Пахомов
Да уж. Это нам не "Сердце Пармы, на которую вряд ли кто пойдёт, кто понимает, хотя вроде два миллиона кинозрителей уже нашлось. Ну их таких столько есть на сто миллионов. Конечно их надо уважать. А сколько денег на рекламу бухнули. И ведь понимают, что если что-то рекламируют, да так страстно и неистово, по центральным каналам и вообще, то это знак некачественности продукта. Бюджет 715 миллионов руб. Это ж сколько тепловизоров и разной полезной оптики можно было бы купить. Вот это польза была бы народу.
-
Кирилл
1 ноября 2022 в 09:41Пахомов
А учитывая, что стоимость 1 минуты рекламы на канале Россия 1 по всей России
в Офф-прайм - пол-лимона, а в прайм-тайм - лимон рублей, не сложно подсчитать - сколько ещё коптеров, хорошей связи и т.д. для наших бойцов можно было бы приобрести.
-
Александр
1 ноября 2022 в 12:48Баринов
Кирюша, о рекламе непопулярного кино и о популярности кино, мне запомнился эпизод из еже субботней передачи по ТВ "Россия-1" -"Пятеро на одного!" суть передачи в том, что пять человек в студии отгадывают вопросы телезрителей. Я регулярно смотрю эту передачу.
Так вот в последней передачи одна пенсионерка задала вопрос, который пятёрка известных персон не отгадала. Вопрос был таков,
-На Кубе в 1973 году вечерами на заседании кабмина постоянно не хватало нескольких министров. Фидель дал команду выяснить причину.
Оказалось, что часть министров сбегала смотреть "17 мгновений весны", вот это был успех!