Страна отпраздновала шестидесятилетие создания Отделения по подготовке руководителей народных хоров. Оно было создано в ГМПИ (ныне Российской академии музыки) имени Гнесиных по инициативе видного деятеля хорового искусства, председателя правления Всероссийского хорового общества А.А. Юрлова. В основе деятельности нового учебного «организма» была опора на произведения традиционного музыкального фольклора: собирание, изучение подлинных народных песен и практическое певческое освоение их, наиболее совершенных среди записанных, образцов. Это было подлинной революцией в музыкальной культуре России.
Профессиональные народные хоры пели тогда о партии, труде, хлебе, дополняя этот агитационный политизированный репертуар внешне эффектными «бодрячками» и танцами в псевдонародной французской манере, изобиловавшими бессмысленными трюками. В любительских же так называемых народных коллективах господствовали поделки горе-композиторов, причём исполнялись они в полной «статике». Одеты были участники подобных коллективов в стилизованные костюмы, напоминавшие вычурные боярские, с уродливыми высокими кокошниками. Выглядело всё это безвкусно.
Благодаря созданию «гнесинского» и «саратовского» направлений в воспитании хормейстеров-народников возникло множество студенческих и молодёжных коллективов нового типа, стремящихся быть как можно ближе по характеру и стилю к народному первоисточнику. Их сегодня сотни, тысячи — один другого лучше. Существует общественное фольклорное движение — Российский фольклорный союз. Недавно прошли прекрасные концерты и дипломные экзамены народных отделений в Музыкальном училище и РАМ имени Гнесиных, в Московском институте культуры. Причём костюмы подобных студенческих ансамблей и хоров приближены к народным, выполнены с большим вкусом. А их танцевальные и плясовые движения взяты непосредственно из народа. Поют студенты чисто, слитно, вдохновенно. Приходя в учебные заведения, дома культуры и сельские клубы, бывшие студенты с увлечением стремятся применить на практике полученные знания и умения.
Однако, к великому сожалению, им нередко грубо и безжалостно мешают безграмотные руководители культуры, подлинные враги народного искусства. Начиная с «головы» — с Министерства культуры Российской Федерации. С ведома министра культуры В.Р. Мединского, с двух попыток был ликвидирован Центр русского фольклора. Эта научная общественная организация, обладавшая крупными материальными средствами, под руководством А.С. Каргина вела большую исследовательскую, организационную работу, объединяя учёных — филологов и музыковедов.
В первый раз при атаке на традиционную культуру народные ансамбли устроили перед зданием Министерства культуры хороводы, пляски, народные игры. Чиновники опешили и на время отступили. При второй попытке, под напором возмущённой общественности, Центр русского фольклора был не упразднён, а милостиво переведён в Дом народного творчества — учреждение, не имеющее прямого отношения к изучению фольклора и к объединению учёных. Не было препятствий к проведению Всероссийского конгресса фольклористов в Туле. Вроде бы основные проблемы более или менее урегулированы. Однако подлинной заинтересованности руководства российской культурой в сохранении народных традиций не наблюдается. Важнейшие задачи популяризации национальных песен и инструментальных наигрышей по радио и телевидению пока остаются в стороне. Хотя много интересного появляется в Интернете. Но ведь не все могут выйти в Интернет, особенно пожилые люди.
Издавна существующие дома народного творчества на самом деле таковыми не являются. Они направляют и поддерживают любительство, самодеятельность. Любительские театры, самодеятельные духовые оркестры, кружки стилизованного танца с французской выучкой, ансамбли и оркестры будто бы народных инструментов, состоящих из искусственных «музыкальных орудий», изобретённых Василием Андреевым, — всё это не имеет ровно никакого отношения к музыкальному фольклору.
Министерство культуры Московской области, центрального региона России, до недавнего времени хорошо и адекватно взаимодействовало со здоровыми силами фольклорного движения.
В подмосковном Талдоме регулярно проводился детский конкурс народного пения. Приезжали прекрасные коллективы, преимущественно фольклорного направления. Исполняли подлинные крестьянские народные песни, водили хороводы, выступали в подлинных этнографических или приближенных к сельским изящных нарядах. Дважды победителем фестиваля был замечательный фольклорный ансамбль из Красногорска под руководством талантливой Ольги Пьянковой, с раннего детства известной своей влюблённостью в музыкальный фольклор. Дети общались в народных играх, катались на теплоходе. Словом, для них это были часы и дни счастья. Живое участие в этом культурном событии принимала администрация города.
Большим событием для любительских народных ансамблей области был смотр талантов в посёлке городского типа Менделееве, регулярно организуемый активным деятелем фольклорного движения, высококвалифицированным специалистом в области музыкальной фольклористики Иваном Деревянко.
Но вот кто-то из «врагов народного» «сверху» назначил руководителем народного отдела Ирину Алексеевну Медведеву, человека невежественного в деле, которым руководит, лишённого элементарного чувства вкуса, зато самоуверенного и настырного в осуществлении своих зловредных организационных решений. Она отменила детский фестиваль в Талдоме, не стала поддерживать встречи ценителей фольклора в Менделеево. Правда, здесь, очевидно, проявляется и равнодушие к народному твворчеству новой администрации посёлка.
Зато И.А. Медведева организовала конкурс так называемых народных хоров. Оказывается, ещё сохранились карикатурные коллективы, поющие безвкусные поделки ремесленников, стоя в уродливых «боярских» сарафанах и огромных страшенных кокошниках. Это дурновкусие вызывает тошноту и икоту у нормального человека.
И спускаются директивы руководителям клубов, домов культуры, указывающие на необходимость придерживаться этой безграмотной, разрушительной диверсионной культурной политики. Высокообразованных выпускников столичных вузов невежды принуждают выступать в уродливых стилизованных сарафанах и высоких безобразных кокошниках и разучивать всякую дребедень.
К счастью, бескультурье встречается не повсеместно. Например, в Ставропольском крае (в станицах Старопавловская, Александровская, Баклановская) клубные коллективы в своей деятельности стремятся к бережному сохранению народных песенных традиций. В Белгородской области село Нижняя Покровка прославилось тем, что в нём создан музей народного искусства и функционируют три фольклорных коллектива. В самом же Белгороде существует полупрофессиональный фольклорный ансамбль «Пересек» под руководством доцента Белгородского института искусств и культуры Ивана Николаевича Карачарова.
В Липецке при Доме народного творчества успешно функционирует ансамбль народной песни «Воскресение» под руководством Кристаллины Иващенко, стремящейся возродить певческие традиции родного края. Он заслужил почётное звание «Душа России».
И подобных примеров можно привести множество. Недавно автор данной статьи побывал в музыкально-этнографической экспедиции Московской консерватории, которая собирала народные песни и наигрыши на гармонике в Ракитянском районе Белгородской области. В сельских клубах и домах культуры сёл Вышние и Нижние Пены, Введенская Готня местные методисты представили свои фольклорные ансамбли, показали уникальные дотоле неизвестные фольклористам обряды с песнями, как, например, «крещение кукушки». Представили из архивов тексты народных песен, описания свадебных обрядов, собрания редких диалектных слов, ценные исторические источники. Провели экскурсии в своих музеях народного прикладного искусства.
Мы, собиратели фольклора, знаем, что в русских сёлах существуют прекрасные коллективы, в которых старшие мастера народного искусства передают свои знания и умения чуткой к родным красотам молодёжи.
И всё же рядом грозно кружат чёрные вороны «врагов народного», жадно стремящиеся расклевать национальную народную культуру. Особенно опасны невежественные функционеры на местах, тупо выполняющие указания неграмотного начальства.
Ещё один показательный случай разрушительных действий руководства культурой на местах. В прошлом году во время музыкально-этнографической экспедиции студентов Московской консерватории в Белгородскую область в городе Грайвороне проходил День молодёжи. Местные сёла в первые годы после Великой Отечественной войны восстали из руин после жестокого танкового сражения на Курской дуге и запели. Здесь записаны песни необыкновенной красоты, известные сейчас повсюду, где любят и ценят национальный песенный фольклор. Во время же праздничных гуляний Дня молодёжи в Грайвороне молодые люди пели с концертной эстрады банальные песни на английском языке!
На многих примерах мы видим, что наши руководители культуры на разных уровнях: республиканском, областных, районных, сельских, — нередко решительно противодействуют сохранению народной музыкальной культуры. Причём не только русской, но и иных национальностей России.
На фото: Ноябрь 2016 года. Жительница села Безгодовка Валуйского района Белгородской области Татьяна Александровна Семенихина и участники Творческого объединения "Под облаками" исполняют русскую народную песню "Сидела Катюша".