на картине - поэт Джон Мильтон диктует своим дочерям "Потерянный рай"
Если возникло душ родство, и каждая строчка будто бы сказана тобой, а не автором, то разве можно писать о чём – то другом? Такое ощущение, что вот он, моя вторая половинка, не найденная мной в жизни. И все мне понятно и ясно мне все, что сказал этот писатель. Кто он? Он – Джон Мильтон (Милтон). Да он ещё и на английском писал, на языке, который я не знаю. И Роман Михайлович Самарин, исследователь творчества Мильтона, цитирует отрывки из его произведений в оригинале. Ну, так есть же в компьютере переводчик! Как-нибудь справлюсь!
Казалось бы, а что может быть общего между человеком, написавшим «Библию в стихах», утверждавшим устами Адама, что «для верующих смерть – Преддверье жизни» и мной, атеистом? Может быть, и даже многое, если этот человек хотел принести пользу своему Отечеству, хотел справедливости, жил надеждой на лучшее будущее. И хотя Джон Милтон родился в 1608 году, больше 400 лет назад, я ощущала его своим современником, человеком, на которого хочется равняться, которому хочется подражать. Почему?
Ну, прежде всего потому, что он писал: «Счастье без знаний - … Это выбор существования, годного больше для зверей и камней, не для человека. Долой невежество…» (№9, стр.83). И я в этом с ним полностью согласна.
Но это далеко не всё, что меня притягивает к Мильтону и его «Потерянному раю».
Обратимся же к его биографии. Это один из тех людей, для которых главное в жизни – быть гражданином.
Помните, Рылеев написал: «Я не поэт, а гражданин!», а Пушкин посмеивался над ним за это высказывание, хотя сам сравнивал поэта с пророком и призывал его глаголом жечь «сердца людей». Подобная ситуация происходила и в жизни Джона Милтона. Самые свои прекрасные произведения - эпос «Потерянный рай», поэму «Возвращенный рай» и трагедию «Самсон-борец» - Милтон написал, уже будучи слепым, надиктовав их секретарю. Что мешало ему заняться этим раньше? Милтон в течение многих лет мечтал создать что-либо подобное, но мешала политика и активное участие в ней. Его перо писало острые политические памфлеты и статьи. Это памфлеты против епископата(1641-1642), трактат «Учение и благочиние развода»(1643), трактаты «О воспитании», «Речь о свободе печати» («Ареопагитика») (1644), «Тетрахордон», «Коластерион»(1645), «Обязанности королей и судей», «Иконоборец» (1649), «Защита английского народа» (1651), «Вторая защита английского народа» (1654), «Самозащита» (1655), «О христианском учении» (1656), «Трактат о гражданской власти и церковных делах», «Соображения, касающиеся наилучших способов удаления наёмников из церкви», «Письмо к другу» (1659), «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» (1660), «Об истинной религии, ереси, схизме и терпимости» (1673).
Широк круг публицистических тем. Это: религия и веротерпимость, гражданские свободы личности, вопросы воспитания, право человека на свободу в личной жизни.
Джон Мильтон откликался на «злобу дня», как говорят сейчас. И он считал это крайне важным, видел в этом своё предназначение. Как я его понимаю! Я тоже годами не успеваю перепечатать свои рассказы, потому что постоянно возникает необходимость написать что-то острое, откликнуться на произошедшие события. Будет ли кто-то читать мои рассказы – это ещё неизвестно. А вот сразу высказать наболевшее, донести это до читателя – крайне важно!
И всё же о жизни Джона. Он родился в обеспеченной семье нотариуса, родители мечтали о его религиозной карьере, дали ему хорошее по тем временам образование.
«Когда Джон стал подрастать, отец сам начал учить его игре на органе, потом на скрипке» (№9, стр.17). Отец серьезно увлекался музыкой, и мелодии, сочинённые им «пелись в церквах и в частных домах, няньки напевали их, качая детей» (№9, стр.17).Я представляю себе, каким спасением для уже ослепшего Джона было умение играть на музыкальных инструментах!
Личная жизнь поэта сложилась очень непросто. Умерли две молодые жены, сын, дочь. С тремя дочерьми отношения были плохими, бабушка, бывшая поклонницей монархии, плохо относилась к зятю, судилась с ним из-за денег и воспитывала девочек в неуважении к отцу. В подростковом возрасте дочери воровали у отца книги, продавали их и покупали себе сладости. Когда отец просил их почитать ему, они отвечали отказом и смеялись над его беспомощностью. А играть на органе он мог и без их помощи!
Я искренне понимаю любовь Милтона к этому инструменту. Муж моей близкой подруги – органист. И после его выступлений мне всегда хочется играть на синтезаторе, включая орган, этот мощный, небесный инструмент.
Но вернёмся к биографии Джона. В 11 лет он поступил в школу святого Павла, созданную известным гуманистом Колетом, другом Эразма Роттердамского. В школе мальчиков учили чтению и письму, протестантскому катехизису, древнееврейскому языку, символу веры и Десяти заповедям, а также «хорошей литературе, как латинской, так и греческой» (№9, стр.25). Помимо древних языков Джон изучил также французский и итальянский языки , а в зрелом возрасте ещё и голландский.
Милтон рано «начинает писать стихи, чуть ли не в десятилетнем возрасте. Это были, как полагают биографы, эпиграммы, басни, латинская элегия о сне и раннем вставании и перевод на английский язык Пятой оды Горация. Опыты отрочества серьезны: английским стихом перелагаются библейские псалмы» (№9, стр.30-31), 114-й и 136-й. И это не случайно, юный поэт увидел в них связь с современной ему политической обстановкой в стране. Он переводил так:
«Когда благословенное семя верного сына Фарры
После долгих трудов завоевало себе свободу…» (№9, стр.31).
«Слова «свобода» нет в каноническом тексте. Милтон вводит его сам – уже тогда оно влекло его душу» (№9, стр.31).
Окончив школу св. Павла в Лондоне, он был принят в Кембриджский университет, в колледж Христа. Отец не случайно послал его учиться именно сюда – Кембридж - это «рассадник пуританизма» (№9, стр.34). Нотариус Милтон был «убеждённым пуританином и врагом католицизма, защитником идеи свободы совести и прав парламента. И шестнадцатилетний сын его чувствовал себя единомышленником отца» (№9, стр.34). Там, в Кембридже, Джон получает степень бакалавра, а затем и магистра искусств. Затем в 1632-35 годах самостоятельно изучает науки и искусства в Хаммерсмите.
В 1638 -1639 годах Мильтон путешествует во Францию, Италию и Швейцарию. Во Франции в это время жил Макиавелли, являвшийся впоследствии как бы «оппонентом» Мильтона. Джон всегда ратовал за Республику, а Никколо написал «Государя», так как считал именно монархию идеальным устройством государства. И в своём знаменитом произведении всячески старался помочь править государю при помощи своих советов. В частности, он писал: «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счёте преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность» (№8, стр.52).
Нет, совсем иначе относится Мильтон к монаршьей особе.
«Когда же суверен становится тираном, не исполняет законов и «не заботится об общем благе, но лишь о себе и своих приближённых», народ может и должен призвать его к ответу, свергнуть и, если необходимо, - казнить» (№9, стр.258). Так будет писать Джон через несколько лет, пытаясь оправдать перед Европой казнь короля Англии.
А сейчас, в 1638 году, в Италии молодого поэта принимают восторженно, итальянский поэт «Джованни Сальцилли, посвящает ему стихи. где ставит имя Мильтона в один ряд с именами Гомера, Вергилия и Тассо» (№ 9, стр.112).
После путешествия он «возвращается в Лондон и начинает преподавать науки племянникам» (№9, стр.475). Педагогика всегда интересовала Мильтона, он старался так обучать, чтобы детям было интересно, по возможности избегал всякой зубрёжки. Возможно, занятие педагогикой впоследствии помогло ему в литературе, ведь обучая детей, надо создавать перед ними яркие запоминающиеся образы.
В 1640 году Джон Мильтон теряет самого близкого друга, Карло Диодати. Джона и Карло связывала многолетняя дружба, они подружились ещё в школе: обменивались посланиями на греческом, вместе музицировали, писали друг другу стихи. После школы Карло учился в Оксфорде, сначала получил степень бакалавра искусств, а потом стал изучать медицину и теологию. Друзья периодически встречались и переписывались. И вот молодой Диодати умер. На смерть Карло Джон сочинил элегию на латыни и назвал её «Эпитафия Дамону». Смерть Карло была тяжёлым ударом для Мильтона. Надо сказать, что и тут, я почувствовала, что понимаю чувства Джона, сама в таком же возрасте потеряла самую близкую подругу, необыкновенного человека, лингвиста, знающего 9 языков.
Передо мной лежит интересная книга о Джоне Мильтоне, написанная Татьяной Павловой. Я не буду долго пересказывать этот труд. Скажу коротко.
Участвуя в общественной жизни Англии, являясь глашатаем идей Республики, Джон Мильтон пережил две гражданский войны, в Республике был назначен Секретарём по иностранным языкам при Государственном совете.
Затем произошла реставрация монархии, книги Мильтона были публично сожжены, он сам заключён в тюрьму, некоторые друзья казнены.
Когда в 1665 в Лондоне началась эпидемия чумы, поэт на время уехал с семьёй в Чалфонт. В 1666 году в Лондоне случился великий пожар, но Мильтон с семьёй не пострадал, так как его дом в это время находился на окраине. Считается, что пожар в какой-то степени поспособствовал окончанию эпидемии чумы. Ведь с тех пор чумы больше в Лондоне не было. В 1665 году от чумы умерло сто тысяч человек, а от лондонского пожара погибло всего 8 человек, люди успели спастись бегством. За время пожара, который бушевал три дня и три ночи, сгорело две трети города: «13 200 домов в четырехстах больших улицах, 80 церквей и множество общественных зданий, было опустошено триста акров земли» (№6, стр.252). Самые страшные бедствия нанёс пожар собору святого Павла (рядом с ним Джон жил в детстве – Н.Д.). От жары взрывались камни, разверзались древние гробницы, обнажая мумифицированные останки. Кровля собора плавилась, жидкий свинец ручьями растекался по прилежащим улицам. Это было страшное зрелище. Казалось, что какой-то огнедышащий дракон набросился на мирный город» (№6, стр.252).
Мильтон полностью ослеп в 1652 году, за много лет до чумы и пожара. Такие события страшны для обычного здорового человека, а как трудно было слепому беспомощному поэту! Но он всё преодолевал. Имел привычку ежедневно гулять с кем-нибудь под руку, и имел привычку трудиться. После восстановления монархии в 1660 году он написал и опубликовал «Потерянный рай», «Рай возвращённый», «Самсона-борца» и «Историю Британии». В 1673 году заново были изданы его стихотворения. –
В 1663 году Джон женился в третий раз, на Элизабет Миншелл. Брак был счастливым.
Умер Джон Мильтон 8 ноября 1674 года.
В 1661 году Мильтон начал писать свой эпос «Потерянный рай», «о первом ослушанье человека», который после публикации очень быстро приобрёл мировую известность. В начале девятой книги эпоса Джон возмущается тем, что много пишут о рыцарях, а о Боге нет. И он, как человек религиозный, решил восполнить этот пробел.
В этом эпосе поэт коротко изложил белым стихом весь «Ветхий» и «Новый Завет». Почему Джон так хотел это сделать? Почему люди так этим заинтересовались?
«Молодые англичане, читая Библию, слушая протестантских проповедников, ощущали, что тот запретный плод, который вкусили Адам и Ева, жил в них самих, отравлял и губил весь род человеческий. Вечное проклятие, тяготеющее над ним, пронизывало впечатлительных молодых людей холодным ужасом, проникающим до мозга костей» (№9, стр. 10-11).
Джон Мильтон понимал, что он сможет ответить на те вопросы, которые волновали людей на протяжении многих веков, волнуют сейчас и будут волновать и в будущем.
Формулировку этих вопросов я случайно обнаружила в произведении Н. Г. Помяловского « Очерки бурсы», в произведении, написанном в конце 19 века. Автор рассказывает о десятилетнем мальчике по прозвищу Карась.
Вот эти слова: «В душе Карася начали подниматься вопросы…» (№10,стр.275): « Отчего всё так гадко устроено на свете? Отчего люди злы? Отчего слабосильного человека давят и теснят? Где всему этому начало? Говорят, дьявол всему причины, он соблазнил людей, но кто же дьявола-то соблазнил? Был когда-то рай на земле, но теперь всё гадко на свете: отчего это? откуда?» (№10,стр.276).
Разве не эти же вопросы волнуют и наших современников? Можно только удивляться философской злободневности библейской символики в поэме Мильтона!
Но произведение интересно не только ответами на наболевшие вопросы, а ещё и тем, как эти ответы поданы.
Мечтая написать подобное произведение, Джон Мильтон хотел прославить свой родной язык, показать его красоту, возможности. Он верил в то, что эпос принесёт ему славу человека, прекрасно владеющего родным языком. Я, к сожалению, не могу оценить оригинал, но произведение, в переводе Аркадия Штейнберга, произвело на меня сильное впечатление.
(продолжение следует)
Библиография.
1.Джон Мильтон. Потерянный рай. Москва, «Художественная литература», 1982.
2.Агата Кристи. Собрание сочинений, том 27. Автобиография. Москва, «АРТИКУЛ – ПРИНТ», 2003.
3.Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 веков. Москва. «Просвещение». 1988.
4. Бертольт Брехт. Мамаша Кураж и её дети. Москва, «Текст», 2008.
5. (Михаил Булгаков. Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе)
6. Ионина Н. А. , Кубеев М. Н. 100 великих катастроф. Москва, Издательство «Вече», 1996.
7. Михаил Юрьевич Лермонтов – выходных данных нет, обложки утеряны
8. Никколо Макиавелли. Государь. Москва, «Планета», 1999.
9.Татьяна Павлова. Милтон. Москва, «РОССПЭН», 1997.
10. Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье. Очерки бурсы. Москва, Издательство «Правда», 1981.
11. Поэзия Сопротивления. Книга первая. Москва. 2010.
12. Р. М. Самарин. Творчество Джона Мильтона. Москва, «Издательство Московского Университета», 1964.
13. Сочинения А. С. Пушкина в одной книге. Золотой том. Полное собрание. Издательский дом в Москве, «Имидж», 1993.
Ресурсы Интернета:
14. (Диссертация Тетериной о Милтоне. lib.ua – ru.net/diss/liter 208125…>копия)
15. А.Зиновьева. Чамеев С. Джон Милтон. 17v – euro – lit.niv.ru/17v – euro – lit…> копия
16. Галилей, Галилео – Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Галилей,_...
17. Геннадий Гусев. Странствия Великой Мечты. Москва, «Молодая гвардия», 1987 (не Интернет).






