ПОЭТ В РОССИИ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
1
На страницах некоторых наших литературных изданий – «Литературной Газеты», например, – нет-нет и промелькнёт крылатый стих Евгения Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт». Для всякого человека, имеющего дело со стихосложением, это очень ёмкая фраза. Поскольку же она принадлежит известному поэту, хотелось бы задать ему такой вопрос: задумывался ли он когда-нибудь над вопросом, какой смысл заключён в этом стихе? – на мой взгляд, совсем не такой, какой вытекает из последующих строф его стихотворения.
Да, поэтами, и в самом деле, не становятся: ими рождаются. Но об этом известно со времён Пушкина! – именно ему принадлежит это изречение. Весь вопрос в том, что означает это пушкинское изречение?
По моему убеждению, которое вырабатывалось на протяжении трёх последних десятилетий, всё дело здесь в том, что в поэте от рождения заключён Дух Божий, который и направляет его, по мере физического и духовного возрастания, к источникам истинных, от Бога получаемых, знаний. Если это действительно так, главным отличием поэта от других людей является то, что его основным желанием является стремление, с помощью стихов, изо дня в день преображать и утончать как свой внутренний мир, так и миры окружающих его людей, саму жизнь.
Именно эти свойства, как осознала это умом уже в зрелом возрасте, и присутствовали во мне с детских лет. Осознала и другое: то, что до вхождения будущего поэта в полноту возраста – тридцать три года – его внутренние ощущения очень смутны. Поскольку же ему жизненно необходимо сохранять душу, по возможности, чистой и незапятнанной, его и ведёт по жизни мудрый Промысел Божий. Это означает, что если на каком-то этапе своего жизненного пути он оступается и даже падает, его первым побуждением является желание подняться, отряхнуть свои одежды, и продолжить путь – к храму Поэзии. А дойдёт он до него или нет зависит от того, насколько чутко он прислушивался с малых лет к советам души и предостережениям сердца.
Будущий поэт обычно не знает, что до вхождения в полноту возраста и начала осмысления сути внутренних ощущений, побуждений и требований, ежедневно предъявляемых ему Промыслом Божиим, ему предстоит с терпением в сердце и верой в своё предназначение на земле пройти первые несколько этапов творческого пути. Он может не знать и того, что духовный разум человека творящего созревает последним и не раньше, чем созреют его душа и сердце. Но он внутренне ощущает с малых лет, что, если его основным стремлением является желание писать стихи, его не должны интересовать ни слава, ни почести, ни богатство. Что все его сокровища заключены в нём самом! И что основным из них является… чистая совесть. Вот как сказано об этом Пушкиным в трагедии «БОРИС ГОДУНОВ»: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста». Потому это так, не иначе, что трусливый человек не в состоянии подняться духом до высот творческой, созидательной жизни. Вот почему он либо пресмыкается перед собратьями по перу, либо лжёт на каждом шагу, либо изворачивается по каждому поводу.
Всё сказанное мной выше, однако, как говорится, к слову. А начала я этот разговор потому, что на протяжении последних двух десятилетий все мои мысли и чувства были сосредоточены единственно на поэзии и стремлении раскрыть суть и назначение поэта на земле и его роль в жизни других людей, общества и государства. Поэтому, продолжу свои рассуждения на заданную тему.
2
Что есть такое, собственно, «ПОЭТ»? – скорее всего, это своеобразный духовный сейсмограф. То есть человек, мгновенно улавливающий внутренними токами состояние духовной атмосферы в себе и вокруг на тот или иной момент жизни и незамедлительно реагирующий на это состояние стихами. Иными словами, хочет он того или не хочет, но если его внутренний мир взбудоражило какое-либо событие общенационального или мирового масштаба, по настоянию души он тотчас садится за стол и приступает к отображению на бумаге того, что, возможно, всего минуту назад легло на сердце. В подтверждение этих слов, приведу пример из собственной жизни.
В предисловии к поэме «Слово Российского поэта», созданной от лица мужчины и начатой третьего июня 1977 года, в три часа утра, сказано, что толчком к её созданию послужил шквал сообщений СМИ о начале производства в США нового – «чистого» оружия – нейтронной бомбы. Сообщение это облетело мир в течение одного дня – 2 июня 1977 года. А глубокой ночью третьего июня, в три часа утра, я почувствовала, что некая неведомая мне ещё тогда сила расталкивает и будит ото сна, требуя незамедлительно подняться и приготовиться писать. Я тотчас проснулась. Едва же села за стол и склонилась над листом чистой бумаги, как потекли стихи.
Прочь сон! – растревоженный словом,
Из недр мозга рвущимся в свет,
И Времени зовом суровым,
Средь ночи поднялся поэт.
Днём весть облетела планету:
За океаном, Земля,
Оружие новое свету –
Нейтронную бомбу дала.
Как колокол, сердце поэта –
Так гулко и грозно стучит!
Могучий, как Бог, до рассвета,
Свой мир он, без войн, сотворит.
На поле бумажном, рядами,
Строка за строкою встаёт, –
Чтоб властвовать им над сердцами,
Здесь нужен расчёт и расчёт!..
И он взвесит каждое слово,
И каждый измерит он ряд:
В Поэзии – пафос основа, –
Поэт – и творец, и солдат.
Поэт – это вождь миллионов –
Он мёртвых способен поднять!
От слова шатаются троны,
Войска повернуть могут вспять.
Поэт – это слава Отчизны,
Эпохи певец и трибун,
Звезда путеводная жизни,
Носитель вневременных дум.
Тех дум, что лишь Богу покорны,
Могучи, как солнца заряд,
Как пальмы, высоки и стройны,
Глубоки, как вечности взгляд.
Ограничусь этими строфами и продолжу свои размышления на заданную тему.
3
Оглядываясь сегодня назад, на свою прошедшую жизнь, я отчётливо вижу внутренним оком то, что было прежде только смутно ощущаемо. Вижу, сколь однобоко развивалась наша словесность в советские времена и как оживилась литературная жизнь с начала 90-х годов прошлого столетия. Но вижу, одновременно с этим, как постепенно падал престиж поэтического слова. А ведь стихи – это язык не только вечно живой Природы, но и Небес! Не случайно прослыть поэтом в прежние времена мечтали придворные вельможи, короли и императоры: так высоко ценилось поэтическое слово, начиная с древнейших времён. В наше же время одно слово «поэт» вызывает улыбку на губах. В чём же здесь дело?
Из многочисленных публикаций, которые как как из рога изобилия хлынули на прилавки книжных магазинов с начала 90-х годов, я впервые узнала, что с момента принятия Русью Святого Крещения в 988 году, на Православную Церковь, светскую Литературу и Искусства была возложена огромная задача воспитательного, созидательного и религиозного характера. Но вся наша беда была, оказывается, в том, что после победы революции в России на Православную Церковь, Поэзию и другие виды искусства обрушился настоящий шквал идеологических установок, которые всё дальше отдаляли их друг от друга.
И наступил момент, когда они оказались по разные стороны. Случилось это в начале двадцатых годах двадцатого столетия, когда всё и вся объяла на Руси злобная демоническая сила, за исключением… ПОЭЗИИ. Об этом свидетельствуют поэтические произведения таких поэтов, как Блок, Волошин, Цветаева, Ахматова, Есенин, Пастернак, Рубцов и многих других, которые звучат сегодня, как предупреждение свыше.
Этот перекос в сознании соотечественников того времени и явился, на мой взгляд, основной причиной того, что вещая Душа Руси, в область которой тысячу лет назад ещё были заключены образы и звуки Божественного происхождения, на семь десятилетий была вынуждена уйти в подполье. Ибо наступило время, когда только отдельные отблески этой чудной Души, как зарницы на ночном небе, время от времени просверкивали в вышине. К середине же двадцатых годов духовная тьма, всё более и более сгущавшаяся над городами и весями России, была такой уже непроницаемой, что эти зарницы вспыхивали и тут же гасли.
Только в начале 90-х годов Вера предков была выпущена из глубокого подполья на волю. И вновь широко раскрылись навстречу духовно изголодавшимся к тому времени прихожанам двери храмов и монастырей, а с амвонов церквей открыто зазвучали молитвы. Именно с того времени, как свидетельствуют публикации начала 90х годов, в России и началось возрождение всех видов искусств. Подтвердим сказанное конкретным примером.
В первом номере журнала «ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» за 2001 год, в материале под названием «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ», принадлежащем перу игумена (на тот момент) Иоанна (Экономцева), я прочитала следующие, глубоко взволновавшие меня тогда, слова:
…«На Руси христианство было воспринято по-особому. Не на земле, а на небе почувствовали себя стоящими посланцы Святого Владимира на богослужении в Софийском соборе. Не удивительно, что светлый праздник Воскрешения Христова, жертвенного одоления сил ада и самой смерти, стал центром всей богослужебной жизни Русской Церкви, исполнив её той победной радостью, которой была озарена вера древних христиан…
…Исследователи русской мысли часто недоумевали, как объяснить её позднее пробуждение. И не могли понять, что означает это вековое, слишком долгое и затяжное русское молчание. Они не обращали внимания и не догадывались, что за этим молчанием скрыта глубочайшая духовная традиция: Древняя Русь говорила языком образов, и сознание русских людей вовсе не пребывало вне Логоса, вне Слова Божия. Впервые была отчётливо осознана и выявлена реальная неразрывная связь между искусством и Церковью. Запечатлённая в тайне, великая сокровищница церковная приоткрылась изумлённым взорам творческой интеллигенции серебряного века нашей светской культуры.
… Православный храм являл собою дивный синтез искусств!
… Каким душевным покоем веет от белокаменного чуда – Храма Покрова на Нерли. Сам образ Русской Земли неразделимо слился со смиренной красотой православных церквушек. Скольким душам возвращали они упование на Промысел Божий. «Храм Божий на горе мелькнул и детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул», – писал Николай Алексеевич Некрасов. И не только он. Вся поэзия русская и литература кровно и неразделимо связана с православной традицией»…(выделено автором – Н.К.)
Были связаны! – хотелось мне воскликнуть, едва я прочитала этот материал, – до начала засорения внутренних миров соотечественников атрибутами воинствующего атеизма и целенаправленного наступления безбожников на Православную Церковь, искусства и литературу.
Сколько раз в последующие годы я перечитывала эти строки! И каждый раз душу охватывал такой восторг, словно внутреннему взору открывала свой вечно юный и прекрасный Лик сама Истина Божия. В уме же снова и снова мелькала мысль: как видно, совсем не таким, как в наше безбожное время, был в прошлом истинно-поэтический язык!
4
Тема о роли и назначении поэта и поэзии в духовном строительстве нашей жизни и внутренних миров людей обратила на себя моё внимание ещё в 1985 году. Но вплотную я подошла к ней спустя десять лет – в середине 90х. И с того времени вопросы «Что есть такое истинная Поэзия и кого мы можем называть Поэтом?» неотступно следовали по пятам. Это объясняет, почему сегодня, вслед за Евгением Евтушенко, я с такой убеждённостью, повторяю: «Да! – поэт в России, и в самом деле, больше, чем поэт…». Но суть этого поистине прекрасного стиха затемнена, на мой взгляд, последующим нагромождением желаний автора, вытекающих из остальных строф данного стихотворения. Приведём некоторые из них: читатель да судит сам.
…………….
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам.
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нём
товарищам-потомкам.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь –
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра –
лампада тайного добра.
В последующих строфах, с аналогичными просьбами, поэт обращается к Некрасову, Блоку, Пастернаку, Есенину, Маяковскому. Но спросим себя: разве возможно совместить в одном человеческом естестве свойства и качества, которые искони отличали одного поэта от другого? И разве самобытность человека творящего с помощью слов не есть его самое большое достояние? – в Толковом Словаре Русского Языка под редакцией Д. Н. Ушакова, в объяснение сути слова «самобытный», приводятся следующие примеры: «самобытный талант», «самобытный писатель», «самобытная жизнь». То есть такая жизнь, которая протекает независимо от посторонних влияний, не похожа на другие жизни.






