В обстоятельствах боевых действий на войне можно попасть в плен. Для настоящего патриота плен - это лишь эпизод в борьбе с врагом. Михаил Девятаев доказал это своим героическим подвигом".
Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации
Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Толбеево в Мордовии. Он был тринадцатым ребенком в семье рабочего. До войны закончил военное авиаучилище и был направлен в истребительный авиаполк. В первый день войны совершил первый боевой вылет и вскоре открыл счет сбитых вражеских самолетов. Был награжден орденом Красного Знамени.
В одном из воздушных поединков с опытным асом был ранен и в госпитале, после выздоровления, медики вынесли суровый приговор - может летать только на тихоходных По-2, которые фронтовики в шутку называли "кукурузниками".
Но Михаил не смирился с таким вердиктом и, встретившись с командиром 303-й истребительной авиадивизии, убедил Александра Покрышкина взять его к себе. Веским аргументом в пользу Девятаева был орден Красного Знамени. В первый год войны такую боевую награду имели немногие летчики.
Истребители летали парами - ведущий и ведомый, в бою летчики прикрывали друг друга. Михаил Девятаев был назначен ведомым к командиру полка Владимиру Ивановичу Боброву, который открыл счет сбитых вражеских самолетов в небе Испании. За два года майор Бобров сбил 72 вражеских самолета, больше всех в дивизии.
Фатальный день
13 июля 1944 года Девятаев вместе с Бобровым уже совершили два боевых вылета, в одном из которых "аэрокобра" Михаила была повреждена в воздушном бою, и техники занимались ремонтом его самолета. Вечер. Стих рокот авиационных моторов. В это время из командного пункта появился Бобров и крикнул:
- Девятаев, вылетаем - "Юнкерсы" приближаются к позициям наших войск!
- Товарищ майор, мой самолет в ремонте.
- Возьми Сашкиного "туза".
Саша Рум на фюзеляже своей "аэрокобры" нарисовал пиковый туз. В этот день он заболел.
Вскоре два истребителя взлетели и скрылись в вечернем небе.
"Юнкерсов" перехватили в районе Львова. Огненные трассы расстроили боевой порядок вражеских бомбардировщиков. Два из них вспыхнули и упали на землю. В этот миг советских летчиков атаковали "мессеры". Пулеметная очередь прошила самолет Девятаева. Он был ранен в плечо. Огонь охватил мотор, кабина наполнилась дымом.
- "Мордвин", прыгай! - услышал Михаил голос командира полка в шлемофоне.
Девятаев с трудом открыл фонарь кабины и покинул самолет, который огненным факелом промелькнул мимо него. Михаил дернул за кольцо и над ним раскрылся купол парашюта. Ударившись об землю, Девятаев потерял сознание, а когда открыл глаза увидел вокруг себя немецких солдат. Так сбитый советский летчик оказался в плену.
Спасение в небе
Заксенхаузен - лагерь для военнопленных. Он огорожен колючей проволокой в три ряда под электротоком. По периметру ограды вышки часовых. Узников заставляли работать в каменоломнях, на строительстве и ремонте дорог. С первых дней пребывания в лагере Михаил вошел в подпольную группу, которая рыла подкоп из барака в сторону ограды, через который предполагался побег военнопленных. Но случилось непредвиденное: эсесовец проходя над подкопом провалился, образовалась яма. Всех участников сооружения подкопа объявили смертниками, на их спины прикрепили мишени. Осужден был на смерть и Михаил. Но его выручили от этой участи подпольщики. Один из них парикмахер заменил номер Девятаева на номер только что умершего военнопленного. И его мишень прикрепили на одежду покойника. Так Михаил стал Миколаенко, бывшим учителем из Сум.
В конце 1944 года Девятаева с большой партией военнопленных отправили в другой лагерь. Это был остров Узедом в Балтийском море. Отсюда с мыса Пенемюнде Вернер фон Браун запускал по городам Великобритании ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2, изготовленные в Германии на подземном заводе "Дора". На острове Михаил увидел аэродром, на котором находились немецкие истребители и бомбардировщики. Падал снег, засыпая взлетно-посадочную полосу. Военнопленные убирали лопатами сугробы, после бомбежки острова английскими самолетами, засыпали воронки от авиабомб. "Спасение в небе", - понял Михаил и начал подготовку к побегу.
Девятаев выбрал для осуществления своего плана двухмоторный бомбардировщик "Хейнкель".
Когда запускали ракеты, земля вздрагивала, словно при землетрясении, раздавался оглушительный грохот, яркое пламя озаряло весь остров. Как привило, запуск производили вечером, чтобы английские зенитки и истребители не могли сбить эти реактивные самолеты-снаряды на подлете к туманному Альбиону.
За работой военнопленных наблюдал охранник с винтовкой, пожилой немец. Михаил тайком от него забирался в кабину разбитого англичанами на аэродроме бомбардировщика "Хейнкель", внимательно изучал доску приборов. Вот когда пригодилось знание немецкого языка.
Наблюдая за немецким летчиком, готовящим самолет к взлету, Михаил запоминал порядок действий. После заправки бомбардировщика бензином, техники подвозили на тележке электробатареи и подключали к моторам самолета. Пилот включал зажигание. Раздавался гул двигателей, пропеллеры двух моторов начинали вращаться. Механики выбивали из-под колес тормозные колодки. Огромная машина с крестами на крыльях двигалась по взлетно-посадочной полосе. Все быстрее, быстрее. Там где заканчивалась над обрывом взлетно-посадочная полоса, самолет взмывал над водной гладью моря.
Но Михаил понимал, как непросто летчику-истребителю без практики совершить полет на бомбардировщике, да еще не на отечественном, а на немецком. Риск огромный. Цена - жизнь всех участников побега, которым Девятаев уже признался, что он летчик.
Михаил изучил распорядок дня немецких пилотов. Точно в два часа дня они шли в столовую на обед и в течение часа находились там. Вот этот час и должен стать решающим для десяти военнопленных.
Ни одного немца возле самолетов не было. "Пан или пропал", - решили узники острова Узедом.
Настал этот час 9 февраля 1945 года. По сигналу Михаила мгновенно убит охранник.
- Давайте тележку с батареями, - крикнул товарищам Девятаев. Те бросились на ее поиски. Вскоре электробатареи были подключены к моторам. Все участники побега сели в самолет. Михаил взглянул на доску приборов - там едва мерцала индикаторная лампочка, свидетельствующая о том, что электроток подан к моторам.
Девятаев завел мотор, раздался ровный гул. Завертелись пропеллеры.
- Уберите тележку с батареями и тормозные колодки из-под колес, - скомандовал Михаил. Команда была выполнена мгновенно. Прошло всего десять минут, когда бомбардировщик медленно пополз по взлетно-посадочной полосе. Но с первой попытки Девятаеву взлететь не удалось. Не теряя самообладания, он выяснил причину: закрылки находились в положении "на посадку", их нужно было привести в положение "на взлет".
Самолет вернулся в исходное положение и снова побежал по взлетной полосе. Прошло сорок минут. На острове заревела сирена тревоги. Летчики истребители получили команду: "Сбить "Хейнкель". А бомбардировщик взлетел над морем и нырнул в не просматриваемые тучи. Курс - на восток. Тревожила Девятаева лишь одна мысль "Хватит ли бензина?" Баки были полны, но сколько лететь до Восточной Пруссии, уже занятой войсками Красной Армии?
Моторы работали ровно, надежно. Под их гул задремали девять беглецов, измученных экстремальными событиями.
Тучи постепенно рассеялись. Под крыльями - безбрежная водная гладь. Время летело незаметно. Через несколько часов полета впереди показался берег. Девятаев начал снижаться и в этот момент по его самолету открыли огонь советские зенитки. В крыльях появились огромные пробоины. Михаил пошел на вынужденную посадку на заснеженном поле.
От удара бомбардировщика о землю, погнулся пропеллер, сорвало со стоек шасси.
К самолету уже бежали красноармейцы и были немало удивлены, когда из немецкого бомбардировщика появились десять человек в солдатских шинелях, таких же, как и у них и закричали: "Не стреляйте! Мы свои!"
Рекордсмен из книги Гинесса
Пленные совершали побеги из лагерей во все времена. Пешком и на лошадях, на автомашинах и даже на танках. История запечатлела факты побегов на лодках и на катерах. Но на самолете в истории войн факта побега не зафиксировано. Это поистине беспрецедентный случай.
В книге рекордов Гинесса о нем сказано так:
"Удивительным способом отметили подвиг советского летчика-истребителя старшего лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 года. Он единственный в мире летчик, который за один подвиг был посажен в тюрьму, а потом признан достойным высшей правительственной награды. 23-летний летчик, который вырвался из плена на волю на немецком самолете был осужден военным трибуналом, как предатель, который добровольно сдался в плен и был отправлен в лагерь. Через девять лет Девятаев попал под амнистию, а в 1957 году был признан достойным звания Героя Советского Союза".
Подвиг Михаила Девятаева высоко оценили выдающиеся летчики Советского Союза.
"Огонь Данко не нуждается в похвалах. Перед такой силой духа лучше снять шапку и поклониться. Побег из "ада" мог осуществить только человек-титан, у которого мудрость, воля и жажда жить сильнее всех известных человечеству пристрастий".
Дважды Герой Советского Союза
генерал-майор авиации Арсений Ворожейкин
"Летчик Михаил Девятаев - человек несокрушимой воли. Именно воля помогла ему собраться с последними силами, внушить своим товарищам веру в успех полета.
С первой попытки Девятаев не сумел поднять в воздух вражеский самолет. Но и в такой ситуации не растерялся, а поняв свою ошибку Девятаев снова повел самолет на взлет. И это в то время, когда его уже окружали солдаты с оружием в руках.
Осуществить побег на "Хейнкеле" Девятаеву помогло высовкое профессиональное мастерство.
Подвиг Девятаева заслуживает внимательного изучения. На нем необходимо воспитывать наше молодое поколение".
Маршал авиации С.А. Красовский
"Подвиг Девятаева всегда вызывал у меня восхищение сочетанием силы духа, воли, настойчивости, сообразительности и отваги.
И все-таки больше всего меня поразила в этом событии победа интеллекта человека, который в экстремальных условиях овладел управлением двухмоторного вражеского самолета, вскочил в кабину, завел мотор и взлетел. Это дано не каждому.
С глубоким уважением жму руку Девятаеву и его смелым товарищам".
Генеральный авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Олег Антонов
"Похищение фашистского самолета-бомбардировщика и побег на нем из немецкого плена советских людей в феврале 1945 года - один из самых ярких подвигов в годы Великой Отечественной войны. Полет Девятаева, неимоверно обессиленного, в сложных погодных условиях, свидетельствует не только о выдающемся мужестве, но и высоком мастерстве советских летчиков".
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации профессор Александр Беляков
"За годы войны Девятаев уничтожил восемь вражеских самолетов, а на девятом, "Хейнкеле", вернулся из плена на Родину. Он совершил 180 боевых вылетов. Последний вылет вынес его из неволи и для всего нашего поколения стал образцом мужества и зрелого мастерства".
Герой Советского Союза полковник Владимир Бобров
Автор:Юрий Григорьевич Кононов (книга "Эхо войны")