Авторский блог Проект Время-вперёд 00:22 28 июля 2021

Россия освоила выпуск корабельных двигателей

Как наша страна в короткие сроки подняла с нуля целую высокотехнологичную отрасль
12

Как водится, важнейшие события в нашей стране происходят тихо, без лишнего ажиотажа. Вот и теперь мало кто обратил внимание на то, что «Северная верфь» получила новый полностью отечественный дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350 «Адмирал Исаков». Таким образом, фрегат станет вторым из новейших надводных кораблей, оснащённым российской, а не украинской силовой установкой. Как наша страна в короткие сроки подняла с нуля целую высокотехнологичную отрасль – разберём в этом выпуске.

Угроза срыва

Промышленная мощь Советского Союза распределялась по всем его республикам, исходя из экономической и политической целесообразности, а также из наличия достаточного количества соответствующих квалифицированных кадров. Всё это работало в рамках единой системы, но стало проблемой после развала СССР, когда ряд важных производств оказался за пределами российских рубежей.

В частности, весь военно-морской флот России стал зависеть от поставок судовых газотурбинных двигателей с украинского предприятия «Зоря – Машпроект». Сотрудничество с которым после февраля 2014 года стало затруднительным, а после вхождения Крыма в состав России и вовсе невозможным.

В первую очередь пострадали «рабочие лошадки» нашего военного флота – корабли проектов 11540 и 1155, которые обеспечивают наше присутствие в мировом океане. Возникла проблема с плановым ремонтом сторожевиков «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко».

Но самое главное – под угрозой срыва оказалась вся программа строительства новых кораблей. России срочно потребовалось в сжатые сроки, фактически, с нуля создать у себя целую отрасль. Что из этого вышло, расскажем после сводки новостей.

Время новостей

Ракета-носитель «Протон-М» с многоцелевым лабораторным модулем «Наука» успешно стартовала с космодрома Байконур.

Представлен новый российский тактический истребитель ОКБ «Сухого».

В Зеленодольске спущены на воду два серийных катера специального назначения проекта 21980.

Представлена новая модель российских роботов для автоматической сортировки посылок.

В Крыму на базе Севастопольского государственного университета запущен первый суперкомпьютер на полуострове.

В Забайкалье открыт новый горно-обогатительный комбинат.

В Татарстане запустили новую установку по очистке воды для предприятий.

В Тверской области – завод по обработке камня.

В Новосибирской – производство обоев.

В Рязанской – новый элеватор.

В Краснодаре открыт новый стадион из чёрного стекла.

В Московском аэропорту Домодедово – новый пассажирский терминал.

Только своё

Объективно говоря, работы по импортозамещению в судовом двигателестроении в России начались ещё задолго до «Крымской весны» – в 2006 году, но двигались они не так быстро, как хотелось бы. События 2014 года придали им ускорение. За три года «Объединённая двигателестроительная корпорация» разработала технологию серийного производства газотурбинного двигателя мощностью 27500 л.с. для крупных надводных кораблей, газотурбинного агрегата на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке, и реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для надводных кораблей малых классов. Параллельно осуществив техническое перевооружение предприятия, технологическую подготовку производства, строительство стендовой базы для испытаний морских двигателей и агрегатов.

К настоящему моменту в ОДК создана целая линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7 000 л.с., полностью покрывающая потребности российского военно-морского флота, включая потребности лучших в мире фрегатов проектов 22350 и 11356, отличных корветов проекта 20386, десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 и 12322, а также кораблей, уже находящихся в эксплуатации.

Что дальше?

Накануне начала Международного военно-морского салона ОДК сообщила о планах по поставкам российскому флоту двадцати ГТД М90ФР. Если учесть, что такие двигатели на корабли устанавливаются парами, а один комплект точно уйдет на строящийся корвет «Меркурий», остаётся 9 комплектов судовых силовых установок.

По действующей государственной программе вооружений 2018-2027 годов в постройке находятся шесть фрегатов проекта 22350. Два из них – «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» – новые российские двигатели уже практически получили. Находящиеся в постройке «Амелько», «Чичагов», «Юмашев» и «Спиридонов» также получат полностью российскую силовую установку.

Оставшиеся три комплекта прямо указывают, что российский флот получит ещё как минимум три фрегата, которые усилят его Тихоокеанскую мощь.

Всё сказанное означает не просто успех отдельно импортозамещения силовых установок для нашего ВМФ. Как выясняется, у ГТД М90ФР открывается достаточно широкий экспортный потенциал. По своим массогабаритным и эксплуатационным характеристикам, особенно по КПД, он заметно превосходит зарубежные аналоги, а по конструктивным особенностям достаточно легко вписывается в требования по замене отработавших своё двигателей на кораблях иностранных проектов. Это открывает обширный рынок на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где эксплуатируется более 300 различных устаревающих боевых кораблей. Теперь на этом рынке Россия сможет потеснить европейских, японских и корейских поставщиков.

Между тем на Украине, бывшей когда-то гордостью советского двигателестроения, царят совсем другие тенденции.

Заграница не поможет

На прошлой неделе стало известно, что британская компания Rolls-Royce отказалась поставлять Украине комплектующие для десантных катеров «Кентавр». Сославшись на то, что не имеет разрешения на поставку продукции двойного назначения. Пять таких катеров уже два года стоят у причальной стенки завода «Кузница на Рыбальском» без достройки. А на самом заводе идут обыски в рамках дела о поставках техники ненадлежащего качества для украинской армии.

Отказ британцев выглядит тревожным сигналом ещё и потому, что Украина возлагала на неё большие надежды. Ведь Великобритания ранее обещала передать украинскому флоту два списанных противоминных корабля типа Sandown. А самые смелые ожидания распространялись и на то, что когда-нибудь британцы построят и подарят Украине целый фрегат. Так как свой фрегат у неё построить так и не получилось – будучи заложенным ещё в 1984 году флагман «Украина» до сих пор не достроен и не будет достроен уже никогда.

В это время завод «Зоря – Машпроект», потеряв свой основной российский рынок, по словам его же руководства, продолжает катиться в пропасть, а выпускаемая им продукция не в состоянии конкурировать с тем же Siemens.

Говорим мы всё это не ради злорадства, а ради того, чтобы подчеркнуть главную мысль – потерять высокотехнологичное производство очень просто, а восстановить его почти невозможно. У России – получилось, и это действительно серьёзное достижение, о котором должна знать вся страна.

Теперь о героях.

Время Человека

В городе Светлогорск Калининградской области 62-летний Константин Нейцель отдыхал на пляже с семьёй. Случайно он услышал крик «Помогите!» и увидел как девочку подростка уносит коварным течением, которое называют «тягун». Это наиболее опасное отбойное течение, которое образуется под прямым углом от берега к морю. Выбраться из него новичку почти невозможно. Константин, будучи морпехом и офицером запаса, хорошо знал его особенность, поэтому поплыл на помощь. Вытащил девочку на волнорез, но она ему сказала, что рядом тонет и её дедушка. Офицер отыскал его и уже обессиленного тоже дотянул до безопасного места, как вдруг заметил ещё двух тонущих парней. Одного спас сразу, со вторым пришлось повозиться. Но и он в итоге был отбуксирован на волнорез, где в чувствах обнял своего спасителя и сказал, что уже распрощался с жизнью. Вот как один мужественный человек спас сразу четверых сограждан.

К сожалению, только за последние выходные в Калининградской области отбойное течение унесло жизни пятерых человек. Главное правило гласит – попав в отбойное течение не нужно плыть против него. Необходимо плыть параллельно берегу до тех пор, пока не выплывешь из тягуна, а он обычно не превышает по ширине 20 метров. Выплыв из него, можно разворачиваться и спокойно плыть к берегу.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
28 июля 2021 в 07:05

А зачем фрегатам и корветам двигатели? Фрегаты и корветы пользуются движителями, то есть парусами. А десантные корабли - это плоты или галеры? Тральщики-это сейнеры? С одними подлодками всё ясно. Лодка она и в Африке лодка!

28 июля 2021 в 07:56

Россия и ранее их выпускала, ибо кто кроме России и русских выпускал что-то в СССР? Никто и ничего. Запустили производство обновленных версий хорошо известных российских двигателей на новом месте.

28 июля 2021 в 09:32

А про галоши Вы забыли, или никогда и не знали?

28 июля 2021 в 12:54

Путин когда-то пообещал Клинтону, что будет бороться с коммунизмом.
И на словах в СМИ он такое и говорит для виду.- Галоши, - за либерализм
А на самом деле что делает?
Ждёт, пока Клинтон умрёт?

28 июля 2021 в 21:43

Солженицына должен похваливать, как США хочет.

2 августа 2021 в 06:26

@Вад Рахматуллин
"
В. Н. Шатаев. «Категория трудности» из главы, посвящённой визиту советской делегации в США в 1975 г. :
« …Достали предметы, которые привели публику в волнение. Жадная до сенсации, она на этот раз имела ее сполна. Каждый из них держал в руках пару новеньких, блестевших резиновым лаком галош.
Ребята надели их на тонкий носок и накрепко привязали тесемками - точь-в-точь как балерины завязывают пуанты.
Возможно, это его отчет я читал позднее: «Бершов чемпион Союза по скалолазанию, начал маршрут с такой обезьяньей ловкостью, что сразу вызвал к себе всеобщую симпатию. Разумеется, разделив ее не только с напарником, но и… с галошами…» Вокруг стоял человеческий гомон. И сквозь плохо понятую мне английскую речь то и дело пробивалось: «галоши, галоши». … спускаемся вниз и вдруг узнаем: оказывается, мы провели свои восхождения в неслыханном темпе, в невиданно короткие сроки! Выяснилось, что, скажем, маршрут, на который отводится обычно не менее пяти с половиной часов, пройден нами за три с половиной».

https://www.manaraga.ru/news/istoriya-rezinovoi-kaloshi-

28 июля 2021 в 15:45

Не даром коммунисты хотят поставить памятник Обаме за то, что ввел секторальные санкции против нашей страны. Именно из-за них наступило отрезвление у многих наших политиков и бизнесменов, что все их офшоры и недвижимость под колпаком. И эти санкции, в том числе и украинские, дали такой шанс для Индустриализации 2.0, что действительно права русская народная мудрость: "не было бы счастья, да несчастье помогло". Вот появилась еще одна высокотехнологичная отрасль промышленности, где мы выходим на лидирующие позиции в современном мире. А что будет, когда маховик раскрутится на полную мощность? Россия очень перспективная страна.

29 июля 2021 в 17:26

"..Вот появилась еще одна высокотехнологичная отрасль промышленности, где мы выходим на лидирующие позиции в современном мире." Технически неграмотный человек может всегда, подобно, Бендеру, блеснуть "эрудицией". Высокий КПД и большой ресурс, а также надежность турбины не совместимы. Приходится чем-то жертвовать и ставить на корабли, уходящие в походы на многие тысячи морс. миль, надежные ГТУ с не очень высоким КПД. Таким образом КПЛ и надежность ГТУ являются связанными параметрами. На тот же пограничный катер можно поставить ГТУ с высоким КПД, но небольшим ресурсом.
Сейчас в нашей стране "пироги" печет, а сапоги "точает" кто попало, а потому и, по мнению, многих специалистов, "Цусима" не за горами. КБ Сухого, не имеющее опыта проектирования пассажирских самолетов, на примере Суперджета это прекрасно доказала, похоронив остатки гражданского самолетостроения. Ведь ни кому не приходит в голову поручать проектировщикам моторов для болидов формулы 1 проектировать двигатели для карьерных самосвалов.

28 июля 2021 в 16:37

"..За три года «Объединённая двигателестроительная корпорация» разработала технологию серийного производства газотурбинного двигателя мощностью 27500 л.с. для крупных надводных кораблей, газотурбинного агрегата на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке, и реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для надводных кораблей малых классов.". Я довольно долго эксплуатировал газовые турбины, видел очень много победных реляций в духе "обгоним и перегоним янки", о высоком КПРД и т.д. Но на практике подобный пиар всегда заканчивался пшиком. Например, разработка двигателя ПД-14 началась еще едва ли не во времена Союза Пермскими моторами. Только потом федералы, почуяв наживу, приняли участие в финансировании разработки этого двигателя. Сейчас этот распиаренный авиадвигатель все еще проходит испытания. История с ГТД АЛ-31СТН еще печальнее. Начали производить для Газпрома в начале нулевых и сейчас все еще этот совершенно сырой ГТД дорабатывают.
Увы, но если СМРАД сообщает об успехах в той или иной сфере, то это значит, что там "еще и конь не валялся". Можно вспомнить о победных реляциях по созданию ГТУ большой мощности. Все эти проекты также закончились крахом.
Недавно все видели парад прибрежного путпотовского флотика, который и в океанские просторы, за редким, еще Советским исключение, выпускать нельзя.

28 июля 2021 в 20:39

При попадании в тягун нужно знать, что выход из него вбок будет затруднён, а в первое время даже невозможен из-за закона Бернулли. Поэтому, натолнувшись как бы на стену, не пускающую наружу, не нужно паниковать, а спокойно сплавляться дальше, и повторить попытку выхода метров через десять-пятнадцать. В конце концов тягун расширится, замедлится, и стена пропадёт.

28 июля 2021 в 21:46

Скорей бы попасть туда.

29 июля 2021 в 00:05

Тогда надо пойти купаться на мелководье во время прибоя. А дальше — дело техники.

1.0x