В Москве завершилась 17 международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction (далее «Нонфикшн»), которая в течение пяти дней проходила в Центральном Доме Художника, чьи внутренние пространства стали похожи на пчелиные соты, где в каждой ячейке располагались представители того или иного издательства, шла торговля книгами. Ярмарка пользуется огромной популярностью у любителей полистать страницы. Кроме непосредственной торговли в ЦДЛ в течение каждого из пяти дней, с открытия касс и до закрытия входных дверей проходили всевозможные окололитературные мероприятия: презентации, круглые столы, встречи с авторами и издателями. Посетить абсолютно всё было невозможно даже теоретически: многие пункты программы проходили одновременно в диаметрально противоположных точках здания.
О «Нонфикшне», книжной индустрии и литературе было решено опросить представителей издательств – ведь кто кроме «людей у руля» лучше разбирается в невидимых простым смертным подводных течениях книжного океана?
Андрей Тетерин, заместитель директора по маркетингу Московского филиала издательского дома «Питер»: «На выставке мы проводим большую презентацию двух книг Алексея Куделина, который всем известен под псевдонимом Вася Ложкин. Предыдущие его книги, выходившие в других издательствах, представляли собой, по сути, альбомы рисунков. У нас, помимо иллюстраций, приводятся его высказывания из социальных сетей и комментарии к собственным работам. Так же Вася Ложкин комментирует множество аспектов человеческой жизни, обосновывает собственные интерпретации. Именно это мне понравилось больше всего.
Помимо двух книг Ложкина издательство «Питер» представляет книги по истории, по психологии, по бизнесу, детскую литературу, книги по дизайну и многое другое.
Народу на «Нонфикшне» меньше с годами не стало. Самый ударный день – суббота, очередь за билетами выстроилась уже в половину одиннадцатого утра. Ценник на книги на выставке зависит от политики издательства, но обычно стоимость меньше магазинной, потому что, как правило, в московских магазинах идёт наценка от восьмидесяти до ста процентов относительно издательской цены. На выставке издательства торгуют напрямую, сразу общаются с конечным потребителем.
Наше издательство за прошлый год поднимало цены на книги дважды. Процентов на семь или десять, но это всё равно отразилось на конечном потребителе.
В этом году стало меньше новинок. Все ходовые авторы уже востребованы и издаются. Новички, конечно, появились, но их меньше. Многие из них решили сначала опробовать свои силы в Интернете. Авторы бизнес пособий стали больше ориентироваться на проведение вебинаров и меньше на написание книг».
Павел Иванов, PR-менеджер издательства «Олимп-Бизнес»: «В Издательстве «Олимп-Бизнес» сейчас издаётся множество новых книг, и они продаются довольно хорошо. Например, выстрелила биография Илона Маска – экс-главы совета директоров Tesla Motors. Данная книга позволяет оценить различные аспекты развития бизнес процессов. То есть, это не просто биография с тупым набором цифр, а по-своему весьма ценное и информативное пособие. Плюс издана интересная работа известного английского историка Дж. Тонера «Как управлять рабами», где особый акцент делается на том факте, что мало что изменилось со времён Римской Империи и принципы управления персоналом остались прежними, такими же, как при управлении рабами. Написано с тонким английским юмором.
Довольно интересным получился «Атлас новых профессий», который мы делали совместно с Сколково. Он интересен тем, что показывает, какие профессии отомрут уже в ближайшее время, а какие будут максимально востребованными. Например, в небытие постепенно отходит должность бухгалтера. Её замещают компьютерные программы.
Массовая художественная литература в любом случае постепенно устаревает. Все мы знаем, что есть классика: Лев Толстой и Хемингуэй будут вечны, а современные авторы наподобие Донцовой и схожих с нею, уйдут вместе с модой. В то же время классика бизнес литературы так же останется актуальной. Это основополагающие книги. Вот буквально сегодня на выставке представляли новый перевод «Капитала» Карла Маркса. Сколько уже лет прошло, а данный труд не теряет востребованности.
На мой взгляд, «Нонфикшн» себя полностью изжил, перестал быть выставкой интеллектуальной литературы. Если мы пройдём в центральный зал, то увидим там только фикшн за исключением крохотных вкраплений от «Альпины». «Азбука-классика», «Эксмо» и «АСТ» продают художественную литературу – фантастику, приключения, любовные романы. Для интеллектуальной литературы выделили какие-то задворки и дальние коридоры.
Теперь «Нонфикшн» – это очередная книжная ярмарка, где все пытаются что-то продать. Шестиметровый стенд – крохотная ячейка в сравнении с площадками всем известных книжных гигантов, стоит в этом году восемьдесят шесть тысяч рублей. Вот и считайте, насколько нужно вспотеть, продавая на задворках ярмарки интеллектуальную литературу, чтобы хотя бы отбить эти деньги.
Кроме всего прочего меня удивляет, что организаторы запретили использовать рекламу и прибегать к услугам промоутеров. В первый день я поставил человека, одетого в костюм римского патриция, который должен был раздавать рекламные листовки с информацией о вышеупомянутой книге «Как управлять рабами», чтобы люди покупали её на нашем стенде. Нас сразу же поймали и запретили выставлять промоутера. Понятно, что «Эксмо» не нужны конкуренты, но они и так заняли главное место, захватив центральную площадку. Может, на следующий год загоним художку в дальний коридор, а в центр выставим настоящие издательства интеллектуальной литературы?».
Сергей Макаренков – генеральный директор издательства «Рипол»: «На мой взгляд, каждое издательство по-своему реагирует на проявление нынешнего кризиса, сопровождающегося падением курса национальных валют. Для кого-то он, как ни парадоксально это прозвучит, явился дополнительным драйвером развития. Крупные издательства чувствуют себя неплохо, потому что главным образом ухудшение экономической ситуации ударило по мелким игрокам на рынке, у которых не хватило оборотных средств для того, чтобы продолжать свою деятельность. Многие оказались в состоянии шока, от которого теперь постепенно начинаем отходить и жить дальше.
Стоит сказать, что «Нонфикшн» не стоит на месте, ребята каждый раз пытаются что-то придумать и наполнить пространство действительно содержательными стендами. В этом году многие конференции и выступления проходили при полных аншлагах. Это означает, что подобранный набор тем интересен как профессионалам книжного рынка, так и рядовым посетителям. Мы видим, что народ активно покупает книги, будто бы люди специально ждут именно «Нонфикшн», чтобы утолить читательскую жажду.
В этом году «Рипол» взял курс на российских писателей, ибо мы уверены, что будущее всё равно за серьёзной художественной литературой. Наши редакторы стараются выискивать тех авторов, с кем, в силу своей ограниченности, не смогли работать крупные издательства. Мы хотим дать возможность новым отечественным авторам заявить о себе, а так же, быть может, заново опубликовать ранее уже издававшихся писателей, по той или иной причине, потерявшихся в литературных глубинах.
Кроме того была запущена серия «Большая книга», где будут издаваться книги из лонг-листа одноимённой премии. Обычно вниманием издательств пользовались только авторы, ставшие победителями или попавшие в короткий список. При этом в лонг-листе скрывается огромное число талантливых текстов, по тем или иным причинам, не всегда оправданным, не попавших на более высокие ступени почёта».